Александр Ледовской/Фотобанк Лори 15 ноября 1934 года в СССР прошел первый сеанс передачи телевизионного сигнала со звуковым сопровождением. Это событие считается началом регулярного телевещания в нашей стране. В СССР опыты с тогда еще механическим телевидением велись со второй половины двадцатых годов. Первый московский телецентр располагался в доме номер семь на Никольской улице.  Отсюда 15 ноября и выпустили в эфир 25-минутный эстрадный концерт. Народный артист СССР, "мхатовец" Иван Москвин прочитал рассказ Чехова "Злоумышленник". Далее шла певица и балетный номер. Со второй половины 30-х годов механическое телевидение начинают вытеснять электронно-лучевые трубки. Новые телецентры в Москве и Ленинграде строятся уже под эту систему. Ленинградский телецентр был запущен в строй в сентябре 1938 года. Московский, на Шаболовке, начал регулярное вещание в 1939-м. В середине XX века телевидение сделало следующий шаг в своем развитии – стало цветным. 25 июня 1951 года в 16:35 по восточному времени пять телестанций североамериканской сети CBS на восточном побережье начали регулярное цветное вещание. Далее человечество ждало уже телевидение высокой четкости. То, с чем развитые страны познакомились уже в 80-х годах XX века, Россия переживает только сейчас. Телевидение высокой четкости или HD (high definition) постепенно появляется в наших крупных населенных пунктах. Параллельно страна пытается судорожно перейти от аналоговой системы распространения  телесигнала к цифровой. А весь остальной мир (по крайней мере развитая его часть) уже вовсю осваивает формат Ультра HD или 4К. На подходе и 8К. На всякий случай: цифры перед буквой "К" показывают, во сколько раз четкость телевизионной картинки выше, чем в доступном пока еще большинству россиян стандартном формате. А что дальше? Олег Колесников – эксперт в области телевидения. В прошлом технический руководитель телекомпании НТВ Плюс и руководитель Оргкомитета Зимних Олимпийских Игр 2014 года по вопросам телевизионного освещения. С ним мы обсуждаем будущее форматов высокой четкости в свете того, что японцы - пионеры в этом направлении - обещают на Летних Играх 2020 года организовать трансляцию всех спортивных событий в формате 8К. Колесников полагает, что все технологические новинки, появляющиеся в этой области, имеют ограниченный эффект. Формат 3D, в том виде, как он был представлен несколько лет назад, уже умер. Формат 8К и возможное в дальнейшем повышение четкости телевизионной картинки, будут ограниченно востребованы, пока рынок устройств отображения (телевизоров) не будет насыщен "Следующим будет, хотим мы этого или нет, более-менее персонализированное телевидение", - говорит Колесников. Человечество стоит на пороге не столько новой технологической революции телевидения, сколько нового и не менее революционного этапа в вопросе доставки телевизионной картинки потребителю. Время стационарных телеприемников  подходит к концу. По крайней мере, рынок этот стремится к насыщению. Современное развитие мобильного, высокоскоростного и широкополосного интернета позволяет человеку получить доступ к телевизионным программам, трансляциям, выпускам новостей, фильмам и сериалам где угодно и когда угодно. Но самое главное - должна измениться сама форма отношений телеканалов и телезрителей. Сейчас потребитель имеет дело с телеканалами с фиксированной программной сеткой. То есть набор программ, их последовательность в эфире определяется руководителями телеканалов на основе их представления о том, что может быть интересно зрителю. И эта ситуация должна в корне измениться: решать, что смотреть и когда начнет сам человек. Или скорее всего, предлагать контент для просмотра будет система, основанная на использовании искусственного интеллекта, исходя из анализа привычек и предпочтений конкретного человека. Она будет анализировать интересы и пристрастия потребителя не только в области просмотра ТВ, и на основе полученных результатов формировать для человека индивидуальную программу передач. Syda Production/Фотобанк Лори А что вы скажете о виртуальной реальности? Возможно, что отдаленное будущее телевидения связано именно с этими технологиями, которые сейчас начинают постепенно развиваться. Освоение  абсолютно нового поля взаимоотношения человека с окружающей действительностью может заставить телевидение принципиально изменить технологию производства контента. Помимо новых методов операторской работы, которые должны будут создать иллюзию "погружения" зрителя в картинку, и уже не новых приемов создания "окружающего" звука, телевидению будущего придется поработать над тактильными и обонятельными ощущениями зрителей. А если попытаться зайти в фантазиях еще дальше и представить себе создание эффективной системы обратной связи между зрителями и производителями телевизионного продукта? Вот когда телевидение действительно может стать интерактивным, превратить телезрителя в участника действа. Но это, надо полагать, отделенное будущее. А на срочной повестке телевизионных технологий - массовое освоение виртуальных студий и появление виртуальных персонажей. И здесь в первую очередь опасаться необходимо ведущим телевизионных программ. Виртуальные дублеры могут появиться в студиях очень скоро. Революция во взаимоотношениях телевидения и человека не отменяет спрос на тех, кто может делать телевидение интересным. Меняется только способ коммуникации. А развитие старых телевизионных  форматов и создание принципиально новых программ пойдет своим чередом. Изменится только техническая оснащенность, мобильность телевидения. И здесь даже трудно себе представить, какие возможности может дать развитие телевизионной техники будущим корреспондентам, операторам,  звукорежиссерам, режиссерам трансляций и монтажа. Если эта техника попадет в талантливые руки, то зритель получит яркое и увлекательное телевидение. Причем: что захочет, где захочет и когда захочет.