Брифинг по поводу повреждения картины И.Репина в Третьяковской галерее.Фото: Евгения Новоженина/ РИА Новости Поздно вечером 25 мая в Третьяковской галерее 37-летний Игорь Подпорин металлическим столбиком ограждения разбил стекло, защищавшее картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и повредил полотно. Свой поступок он объяснил состоянием опьянения и тем, что был возмущен недостоверностью изображенных художником событий. 28 мая директор галереи Зельфира Трегулова сообщила, что картина повреждена в трех местах. Ее восстановление оценивается в 10 млн рублей. Мы решили напомнить о самых громких случаях вандализма по отношению к произведениям искусства. В 455 году н.э. восточногерманские племена вандалов захватили и разграбили Рим. Хотя, по мнению историков, вели себя они ничуть не хуже других завоевателей, за ними закрепилась слава диких и бескультурных варваров, уничтожающих произведения искусства. Впервые термин «вандализм» в современном значении был использован в 1794 году членом Национального конвента во времена Великой Французской революции аббатом Анри Грегуаром, протестовавшим против разрушения памятников искусства. По мнению специалистов, вандализм может являться либо выражением протеста и исходить из определенных мотивов и намерений, либо совершаться из желания прославиться с помощью подобного поступка (пример Герострата, который сжёг храм Артемиды в Эфесе). Нападение на картину Ильи Репина стало не первым в истории этого полотна. Художник создавал произведение, по его собственным словам, мучительно и завершил работу в 1885 году. «Иван Грозный» вызвал очень неоднозначную реакцию в обществе. Она очень не понравилась императору Александру III и 1 апреля 1885 года была запрещена к показу. Запрет выставлять картину был отменен спустя три месяца. 16 января 1913 года 19-летний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом. В результате нападения были катастрофически повреждены лица царя и Ивана. Илье Репину, приехавшему в Москву спасать картину, фактически заново пришлось переписать этот фрагмент. В октябре 2013 года группа православных активистов обратилась к министру культуры Владимиру Мединскому с требование убрать картину из Третьяковки, так как она искажает реальные события и оскорбляет чувства патриотов. Получается, что у Игоря Подпорина есть единомышленники. Самым громким актом вандализма в отечественных музеях остается нападение на картину Рембрандта «Даная» из коллекции петербургского Эрмитажа. Сюжетом для этого произведения великий голландский живописец выбрал древнегреческий миф о дочери царя Аргоса Данае, родившей сына от бога Зевса. Эта работа Рембрандта была приобретена императрицей Екатериной Великой в 1772 году вместе с частью коллекции Пьера Кроза у его наследников. 15 июня 1985 года 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис плеснул на полотно серную кислоту. После этого вандал дважды ударил картину ножом. Следствие рассматривало несколько версий мотива преступника: от антисоветской и националистической до банального желания прославиться. Позднее судом Майгис был признан психически больным. Почти треть поверхности картины оказалась поврежденной. Реставрационные работы продолжались в течение 12 лет. Сейчас «Даная», выставленная в зале голландской и фламандской живописи Эрмитажа, защищена бронированным стеклом. Судьба шедевров великих мастеров – привлекать к себе внимание, и не только психически здоровых. Великое полотно Рембрандта «Ночной дозор», на котором изображен выход на площадь стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока, мало того, что было обрезано, чтобы разместиться в новом зале Стрелкового общества в Амстердаме, так еще и трижды подвергалось нападению. В 1911 году на него накинулся сумасшедший кок, но не сумел нанести картине серьезных повреждений. В 1975 году стрелков пытался пырнуть ножом мужчина, назвавший себя Иисусом Христом. А в 1990-м еще один сумасшедший облил полотно кислотой. Картину удавалось каждый раз восстановить, но следы от ножа все-таки остались. А в 1947 году реставраторы сумели разглядеть, что дозор на самом деле не ночной, а дневной. Просто за двести лет, которые картина находилась в залах Стрелкового общества, холст покрылся слоем копоти. Картину Веласкеса «Венера с зеркалом» многие исследователи его творчества считают единственной, на которой изображена обнаженная натура. Считается, что великий испанец написал ее в Италии, так как в Испании этого бы не позволила сделать Инквизиция. 10 марта 1914 года известная британская суфражистка Мэри Ричардсон, явившись в Лондонскую национальную галерею, где была выставлена «Венера», несколько раз ударила полотно ножом. Позднее Ричардсон заявила, что это был акт протеста против ареста её подруги Эммелин Панкхёрст. Картину удалось реставрировать. Она до сих пор находится в собрании Лондонской галереи. А Ричардсон продолжила свою политическую деятельность и даже в 30-е годы возглавляла женское отделение Британского союза фашистов. Фигура богоматери, оплакивающей Христа (Пьета), - один из самых распространенных сюжетов в искусстве. Великий Микеланджело Буонарроти к нему обращался несколько раз. Самая выдающаяся его Пьета, созданная 24-летним скульптором для гробницы кардинала Жана Билэра, с XVIII века находилась в одной из капелл собора святого Петра в Риме. 21 мая 1972 года австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот с криком «Я - Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» набросился на скульптуру, нанеся ей 15 ударов скальным молотком. У фигуры Девы Марии была отбита левая рука на уровне локтя, нос, повреждено левое веко. Уголовное дело против Тота не возбуждалось, так как он был признан невменяемым. Как показало рентгеновское исследование скульптуры, еще в XVIII веке левая рука Мадонны была отломана и заменена неизвестным скульптором. После реставрации работу Микеланджело оставили в соборе, но закрыли пуленепробиваемым стеклом. Ну и как же без шедевра всех времен и народов. Картина Леонардо похищалась всего лишь раз.  Но зато искали ее более двух лет и обнаружили благодаря наивности похитителя – итальянца Венченцо Перуджи, – решившего продать «Джоконду» директору галереи Уффици. А вот покушались на жену флорентийского торговца шёлком Лизу Герардини неоднократно. В 1956 году неизвестный пытался облить картину кислотой. 30 декабря того же года боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого нападения картину стали закрывать пуленепробиваемым стеклом. И правильно. В апреле 1974 года в Токио, куда вывезли шедевр, женщина, возмущенная тем, что на выставку не пускают инвалидов, пыталась облить «Джоконду» краской из баллончика. Обошлось. А то бы организаторы дорого поплатились за попытку увеличить пропускную способность зала за счет людей с ограниченными возможностями. А девять лет назад отличилась россиянка, которой французские власти отказали в гражданстве. Она пыталась разбить бронированное стекло глиняной чашкой. Администрации Лувра стоит усилить броню: русские женщины сильны в метаниях. Сергей Анисимов