Журналист, публицист, филолог и главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов прокомментировал трагедию в Новой Зеландии.

Журналист Баунов: новозеландский теракт - это формат «Черного зеркала»

Сергей Фадеичев/ ТАСС

15 марта 2019 года в результате стрельбы в мечетях города Крайстчерч в Новой Зеландии были убиты 49 человек, передает ТАСС. Премьер-министр страны Джасинда Ардерн назвала случившееся терактом. Журналист, публицист, филолог и главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов специально для ОТР прокомментировал трагедию в Новой Зеландии.

Австралийский антимигрантский сценарий дал сбой

Австралия всегда отличалась сравнительно легальным обсуждением антимигрантсткой повестки. Если в Европе дебатируется вопрос: «Можно ли из гуманных соображений куда-либо отправлять человека, попавшего на европейскую землю?», мы уже точно понимаем, что такой мигрант станет жителем Европы. Чтобы предотвратить такую ситуацию, Австралия высылала своих эмигрантов в соседние государства (некоторые острова Тихого океана, Папуа - Новая Гвинея, Камбоджа), с которыми имела договоренности.

Таким образом в Австралии уже существовал тот сценарий, который среди европейских правых обсуждался только как «невозможное или отдаленное будущее». На пике эмигрантского кризиса в Европе только были разговоры, со ссылкой на австралийскую практику, сделать так, чтобы в третьих странах, например, на Северном побережье Африки или в Албании, по соглашению с правительством и за соответствующую плату размещались бы такие лагеря.

Это самый большой расистский теракт после Брейвика

Несмотря на то, что Австралия свой сценарий реализовала, мы видим: антимигрантские радикальные настроения это никак не уменьшило. Австралийские крайние правые видят себя цивилизацией, находящейся под угрозой. По сути, это самый большой расистский теракт после Брейвика. Можно назвать его праворадикальным или антиисламским, но не антимигрантским. Потому что все же большинство мигрантов и в Австралии, и в Новой Зеландии — китайцы, за ними следуют индийцы. При этом в центре нападения — исламские объекты.

Австралия защищает себя от миграции и имеет одно из самых жестких антимиграционных законодательств в мире

25 миллионов человек преимущественно белого населения живет рядом с 300-миллионной Индонезией — это удивительно. Без специальных заградительных мер эта ситуации не продержалась бы так долго. Видимо, часть австралийских радикализованных правых чувствуют особенную хрупкость своей белой христианской цивилизации в этой части мира. Таким образом они пытаются показать, кто здесь хозяин.

Интересно также, что это сделали австралийцы Новой Зеландии. При том, что на уровне правительства Австралия довольно сильно защищает себя от миграции и имеет одно из самых жестких антимиграционных законодательств в мире. Тем не менее это не успокаивает правых радикалов.

Религия не при чем

По поводу разговоров о том, что это христианский теракт в ответ на мусульманский. Мы все-таки должны понимать, что здесь не совсем религиозная мотивация. Я не думаю, что они делали это, цитируя Евангелие. Здесь скорее уместна расовая и культурная мотивации, а религия — на заднем плане.

Теракт будущего

Это теракт будущего, которого еще в недавних антиутопиях люди опасались. Это формат сериал «Черное зеркало» (британский телесериал, лейтмотив которого — влияние информационных технологий на человеческие отношения — прим. ОТР). Еще Брейвик снимал свой расстрел на камеру гоу про.

Это не столько история с устрашением и выдвижением требований, сколько онлайн стриминг. Центральный замысел террористов - демонстрация своих действий для более широкой аудитории. Думаю, что, если во времена Брейвика были бы такие же технические возможности, он поступил бы также.

Материал опубликовали: Оксана Полякова, Иван Барило