Автомобилистов загонят в клетки

Фото:Куденко Алексей/ РИА Новости

28 апреля 2018 года вступают в силу изменения в Правилах дорожного движения, касающиеся проезда перекрестков и других пересечений проезжей части. Что в этой связи ждет автолюбителей?

 Что собственно меняется

Изменение следующее: если в старых правилах водителям запрещалось выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей "если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении", то в новой формулировке это требование звучит так:

"Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами".

То есть, запрет теперь действует, если на перекрестке нанесена соответствующая разметка 1.26 (наклонные линии жёлтого цвета, пересекающиеся под прямым углом, в обиходе "вафельница").

По мнению руководителя межрегионального общественного движения автомобилистов "Свобода выбора", депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, нововведение является чисто техническим и не создаст дополнительных проблем для водителей.

"Я бы это расценивал как некий имидживый шаг, который неслучайно совпал по времени с проведением ряда международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации", - считает политик.

В чем смысл нововведения

Вопрос остается открытым, с учетом того, что запрет выезжать на перекресток в случае затора существовал и раньше. В Сети можно найти утверждение, что новая разметка будет напоминать автомобилистам о существующем пункте правил. Но такое объяснение не кажется убедительным.

Еще одна версия: изменения должны привести к началу фиксации этого нарушения с помощью камер. Например, машина выехала на желтые клетки на зеленый сигнал и остановилась из-за возникшего в направлении движения затора. Зеленый свет сменился красным. Камера зафиксировала автомобиль в зоне разметки – получите квитанцию на оплату штрафа (по действующему КоАП – 1000 рублей).

Это уже теплее. Но здесь возникает одно "но". Вполне допускаем, что раньше сотрудники ГИБДД не торопились штрафовать водителей за подобное нарушение. Это вызывалось весьма объективными причинами - инспектору нужно было доказать, что водитель выехал на перекресток, ясно представляя себе, что не сможет пересечь его из-за затора. Водитель же мог вполне обосновано утверждать, что не мог правильно оценить ситуацию из-за веских причин: плохой обзор, сложные погодные условия и т.п. К тому же, существует и пункт 13.7 ПДД, требующий от водителя, выехавшего на перекресток на разрешающий сигнал светофора, в любом случае закончить маневр, если на выходе с перекрестка нет действующего знака 6.16 (стоп-линия). Инспекторы не хотели связываться с ситуацией, которую очень трудно трактовать. А что здесь сможет сделать камера?

Если завтра штраф

Сейчас водители выезжают на перекресток, невзирая на то - есть ли затор на их пути, нет ли - и застывают там, мешая уже движению в поперечном направлении. Понятно, что пробкоборцы видят в борьбе с такими автомобилистами чуть ли не главную надежду на будущую победу. А давайте представим, что завтра штраф за нарушение пункта 13.2 ПДД станет неизбежен. Как должен будет действовать правоверный автомобилист, собираясь пересечь перекресток с разметкой 1.26, проще говоря, с "вафельницей"? Если вы стоите первым на светофоре или приближаетесь к нему, не имея перед собой другой машины, вам, возможно, удастся преодолеть пересечение одним махом. Но если вы второй, то тут придется хотя бы притормозить, чтобы убедиться – предыдущая машина проехала дальше и за перекрестком есть место для вашего авто. Следующим за вами этот маневр придется проделать обязательно. И так далее, и так далее. Что получится в результате? Правильно! Получится затор. А за что тогда боролись?

Опасные тенденции

Вячеслав Лысаков, обсуждая с нами изменения Правил дорожного движения, обратил внимание на некоторые тенденции, по его мнению, загоняющие проблему организации дорожного движения в тупик:

"Это полный бардак с количеством дорожных знаков, которые иногда по 6-8-10 штук на одном столбе висят, нарушая все мыслимые границы здравого смысла и ГОСТов. Противоречия знаков разметки. Огромное количество запрещающих знаков. Явный избыток запрещающих знаков".

Но главной опасностью является тенденция, по которой камеры фото и видеофиксации нарушений ПДД вытесняют с улиц и дорог инспекторов ГИБДД. По мнению Лысакова, идет целенаправленное разрушение службы госавтоинспекции. В тоже время законодательство предусматривает возможность лишения водителя прав за тяжкие нарушения правил только в том случае, если они зафиксированы сотрудником полиции. А выявлять водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, камеры, увы, не могут в принципе.

Еще один, с точки зрения Лысакова, тревожный момент: в марте месяце правительство внесло в Госдуму законопроект, позволяющий передать Москве, а в будущем и другим субъектам Федерации, право наказывать за нарушения по 38 пунктам ПДД. Речь идет о нарушениях, которые фиксируются камерами. Сейчас этим занимаются сотрудники ГИБДД. Но даже к ним, владеющим по определению предметом (правила движения и ситуации, возникающие на дорогах), есть очень много претензий. А что ждать от тех, кого будут набирать на эту работу, можно сказать, с улицы?

Понятно, что штрафы – хороший довесок для регионального бюджета. Не возникнет ли желание у местных чиновников разом пополнить кошелек за счет автовладельцев? Ведь у нас нужно сначала оплатить штраф, и только потом идти в суд и добиваться его отмены, если он выписан неправомерно. Вот и походим.

Сергей Анисимов

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)