Что может не понравиться в фильме "Движение вверх"

Фото: Биятов Евгений/РИА Новости

Художественный фильм "Движение вверх", выход в широкий прокат которого состоялся 28 декабря 2017 года, за три уикенда собрал почти 2 млрд. рублей (1 915 458 756 рублей). По этому показателю картина, в производстве которой приняли участие "Студия "Три Тэ" Никиты Михалкова, телеканал "Россия-1" и кинокомпания "Централ партнершип", вышла на первое место среди отечественной кинопродукции.

 Коммерческому успеху проекта способствовала широкая рекламная компания и поддержка каналов Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). Если верить телесюжетам, которые распространяют информационные программы, большинство зрителей, посмотревших "Движение вверх", дает высокую оценку работе режиссера Антона Мегердичева и сценаристов Николая Куликова и Андрея Курейчика. Интернет-редакция телеканала ОТР в свою очередь решила остановиться на моментах, которые могут не понравиться зрителям в этом фильме.

 Сюжет

Сразу необходимо оговориться, что в нашем субъективном анализе мы условно делим аудиторию картины на две неравных части: большую, которая включает тех, кто спортом не интересуется вообще или интересуется слабо; и тех, кто спорт любит и в какой-то степени знает.

 Предполагаем, что первым картина, рассказывающая об одном из самых драматичных событий в истории мирового спорта, должна понравиться. А вот у вторых относительно сюжета картины может возникнуть ощущение, что создатели явно "перебрали" в попытках сделать фильм более захватывающим. Хотя "Движение" предваряет титр "Основано на реальном событии", сценаристы и режиссер позволили себе большие вольности относительно жизненных обстоятельств персонажей.

 Антон Мегердичев в многочисленных интервью оправдывал это тем, что фильм художественный, а не документальный, и создатели стремились усилить драматизм событий в кадре. Понятно, что людям, далеким от спорта, происходившее на площадке мюнхенского "Руди-Зедльмайер Халле" в ночь с 9 на 10 сентября 1972 года может представляться недостаточно закрученным и они пытаются расставить дополнительные сюжетные "подпорки".

 Реальная судьба сына Кондрашина, страдавшего ДЦП превращается в историю о том, как тренер Гаранжин возглавляет сборную, чтобы собрать деньги на операцию ребенку. Александр Белов в фильме едет в Мюнхен, зная о своей смертельной болезни. Капитан сборной СССР Модестас Паулаускас у создателей картины явный антисоветчик, мечтающий остаться на Западе. И только победившее чувство спортивного братства заставляет Модю выскочить из мерседеса, увозящего его в счастливое капиталистическое будущее, чтобы выйти на площадку в олимпийском финале. И яркая точка - в раздевалке после игры команда отдает премиальные тренеру, потратившему в середине картины свои кровные, отложенные на операцию сына, на лечение Александра Белова.

Пожалуй – перебор. Понятно, что ни жене Владимира Кондрашина, ни жене Александра Белова подобное вряд ли могло  понравиться.

Актеры и роли

По большому счету, играть актерам в фильме нечего. Характеры персонажей обозначены условно одним-двумя штрихами. Сергей Белов – лидер-одиночка. Паулаускас – любит Литву и не любит Советы, Александр Белов – хороший парень, Жармухамедов – плохо видит, Коркия и Саканделидзе – два грузина, Едешко – простой белорусский паренек.

Актеру Кузьме Сапрыкину, исполняющему роль автора знаменитого паса, даже непременных едешковских усов клеить не стали, чтобы не испортить выражение наивности. Хотя Едешко – ровесник и Белова-старшего и Паулаускаса. В Мюнхене Ивану Ивановичу было 27. Владимир Машков, воплощающий образ творца олимпийского триумфа, глазами играет мудрость, в смысле - мудрость во взоре. Бонусом – небольшая галерея советских спортивных чиновников. Градация от "достаточно порядочный" до "форменный подлец".  Эти роли отдали статусным Андрею Смолякову, Сергею Гармашу и Марату Башарову. Впрочем, отсутствие глубокого психологизма не должно расстраивать. И здесь режиссер прав. Он делал зрелищное кино, а не фестивальное.

Как сняли баскетбол

 Баскетбол сняли ярко и зрелищно. Возвращаясь к оговорке, с которой начали – большинству зрителей сама игра в картине должна понравиться. Но. Если даже вынести за скобки замечание, что так в баскетбол в начале 70-х не играли - монтаж, ритм, движение в баскетбольных сценах к концу картины начинает утомлять.

И еще одно замечание. Остается не ясным, а почему команда Гаранжина оказалась сильнее американцев? Что такого делал тренер, впервые на Олимпиадах обыгравший родоначальников баскетбола? Почему держал на скамейке капитана Паулаускаса почти всю первую половину игры? Но ответ здесь, по-видимому, тот же. Творцы "Движения" создавали зрелище, а не занимались исследованием природы спорта.

Отдельные придирки

 Особенно тяжело российскому кинематографу дается воссоздание в кадре прошлого. Вот олимпийскую арену в Мюнхене отсняли и "нарисовали" хорошо. А "сделать" в кадре Москву начала 70-х не хватило то ли времени, то ли желания. Поэтому сцены тренировок сборной снимали в универсальном спортивном зале "Дружба" и в футбольно-легкоатлетическом комплексе ЦСКА, построенным к московской Олимпиаде и открытым в 1979 году.

 Или - девушка Александра Белова назначает ему встречу у грибоедовского ЗАГСа и баскетболист, вернувшийся из заокеанского турне, идет навстречу возлюбленной от памятника Гагарину на Ленинском проспекте. Памятник открыт в 1980-м. А москвичи и многие гости столицы хорошо разбираются, где Малый Харитоньевский переулок, а где Ленинский проспект.

В чем нельзя упрекнуть фильм

В ура-патриотизме. Избежать подобных обвинений съемочной группе не удалось. Это и понятно – рассказываешь историю о том, как наши победили американцев – будь готов отвечать. Но только в Мюнхене советские баскетболисты американских действительно победили. А в картине игроки и тренеры сборной США сделаны без карикатуры и перехлеста. Несколько грубовато играют, но и наши тоже не подарок. И общий советский антураж с "играми" чиновников от спорта, обысками на таможне, желанием спортсменов заработать на мелкой спекуляции, показан достаточно выпукло.

У авторов "Движения вверх" получилось вполне себе зрелищное кино. Поэтому можно смело ждать, что фильм установит новую рекордную планку кассовых сборов для отечественных картин. И не смотря на наши замечания, сходить в кино и посмотреть работу Антона Мегердичева можно. А спорту придется еще подождать. 

Сергей Анисимов

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)