В выходные страну ожидают новые протесты

Франция готовится к путчу «желтых жилетов»

В среду, 5 декабря, один из лидеров движения «желтых жилетов», выступающего против планов правительства Франции поднять акцизы на бензин и дизельное топливо, Эрик Друэ во время теледебатов с представителями власти, организованных телеканалом ВFM, заявил, что в субботу, 8 декабря демонстранты намерены идти к Елисейскому дворцу – резиденции президента Французской республики. СМИ страны заговорили об опасности государственного переворота. Разбираемся в том, что происходит в Пятой республике.

Что хотят «желтые жилеты»

Поводом к началу протестов стали планы правительства страны поднять акцизы на бензин и дизельное топливо, о которых было заявлено еще в начале года. Предполагалось, что с 1 января 2019 года акцизы должны были повыситься на 6,5 евроцентов за литр на дизельное топливо , и на 2,9 евроцента за литр для бензина. На данный момент стоимость литра горючего для бензиновых двигателей составляет во Франции в среднем 1,43 евро за литр.

За последний год стоимость топлива увеличилась на 15 % по бензину и на 23 % по дизелю. Причем существенную долю в этом росте составили именно акцизы: на дизтопливо они увеличились на 14%, на бензин – на 7,5.

Власти объясняют рост цен увеличением стоимости нефти на мировых рынках, и соответственным ростом стоимости нефтепродуктов (оптовые цены на бензин выросли в среднем на 28%). Кроме этого во Франции в цену топлива включен еще и налог на потребление энергоносителей, который увеличивается ежегодно и должен стимулировать граждан к постепенному сокращению потребления или полному отказу от углеродного топлива.

Но с началом волнений тема дорогого бензина оказалась не единственной. Президенту Макрону и правительству вспомнили и упразднение налога на богатых, который был введен при социалистах, и то, что реформы, проводимые Елисейским дворцом под лозунгом повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках, ложатся тяжелым бременем в первую очередь на средний класс и беднейших жителей Франции.

Хроника протестов

Попытка организовать протест против планируемого роста акцизов на бензин предпринималась еще весной этого года. В мае на сайте Change.org появилась соответствующая петиция. Но тогда она осталась незамеченной. В середине октября о ней вдруг вспомнила газета «Parisien». Буквально за две недели требование набрало 225 тыс. подписей, а к концу ноября ее поддержал почти миллион французов.

9 ноября во время мероприятий, посвященных столетию окончания Первой мировой войны в городе Альбер (провинция Сомма) к Эмманюэлю Макрону попытались прорваться несколько манифестантов в желтых жилетах. Светоотражающий жилет ядовито-желтого цвета, который по закону с 2008 года должен иметь каждый французский автомобилист, стал символом и опознавательным знаком участников протеста.

Движение не имело организационной структуры. Протесты координировались через социальные сети. Эта тактика хорошо известна по событиям «цветных» революций и «арабской весны». 17 ноября прошла первая общенациональная акция. По данным министерства внутренних дел страны в ней участвовало около 300 тыс. человек. В Париже манифестанты блокировали окружную дорогу. Также дороги перекрывались и в других районах страны. Протестующие строили баррикады, переворачивали и поджигали машины, блокировали топливные склады. Особенно драматичными стали события в одном из заморских департаментов страны, на острове Реюньон, где протесты сопровождались грабежами и поджогами. Властям пришлось ввести в действие армейские части.

Протесты не стихали всю следующую неделю, и вспыхнули с новой силой в субботу, 24 ноября. Тактика субботних массовых акций стала основной для «желтых жилетов». МВД оценило количество протестующих в этот день по всей стране в 106 тыс. человек. В столице власти разрешили митингующим собраться на Елисейских полях. Манифестанты, чью численность полиция оценила в 8 тыс., опять строили баррикады и поджигали машины. Силы правопорядка применили слезоточивый газ и водяные пушки. Было арестовано 35 человек.

1 декабря центром протестов вновь стал Париж. Особенно досталось Триумфальной арке, одному из национальных символов Франции. Она была исписана лозунгами, а несколько экспонатов музея, размещенного здесь же, оказались повреждены. Всего в этот день по всей стране в акциях протеста приняли участие около 136 тыс. человек. По информации BBC 110 человек получили ранения, 290 манифестантов оказалось арестовано.

На 8 и 9 декабря намечены новые выступления «желтых жилетов». Их лидеры заявили о желании в столице идти к резиденции Макрона Елисейскому дворцу, и, как подчеркнул Друэ, если понадобиться, то и войти во дворец. Власти объявили о мобилизации всех сил правопорядка. Что характерно, вопроса о запрете манифестации даже не возникало.

Реакция общества

Опросы общественного мнения, проводящиеся в последние дни во Франции, показывают, что 72% граждан поддерживает требования протестующих. Но в тоже время 85% опрошенных высказались против насилия, которое вспыхивает во время манифестаций. Погромы и поджоги машин и магазинов журналисты «списывают» на радикалов, которые в массовом порядке примкнули к движению.

Среди «желтых жилетов» действительно очень много представителей безработной молодежи и выходцев из беднейших слоев французского общества. Естественно, что движение привлекло внимание политических партий страны. Премьер Франции Эдуар Филипп уже обвинил правых политиков из Национального Фронта Марин Ле Пен и левых из "Неподчинившейся Франции" Жан-Люка Меланшона в использовании протестов в борьбе против действующей власти. Тем более, что в ходе выступлений «жилеты» уже перешли от требований снизить налоги к призывам отправить в отставку правительство и президента Макрона.

Правительство уже пообещало «заморозить» введение новых акцизов на 6 месяцев. Но эта уступка вряд ли удовлетворит протестующих. В заявлении, которое они разместили в различных СМИ, излагается список из 40 требований, которые «жилеты» намереваются предъявить правительству, в том числе изменение жилищного законодательства, налоговой системы, преобразования в сферах здравоохранения, образования и государственного финансирования.

Мы не Франция

События во Франции вызывают определенный отклик и в России. В первую очередь всех интересует различие в реакции россиян и французов на экономические и политические события, происходящие в двух странах.

Тема быстрого роста цен на бензин и другие виды топлива возникала и в российской внутренней повестке в течение всего 2018 года. Опросы показывают, что высокие цены вызывают резкое недовольство россиян. Весной Росстат фиксировал их увеличение в среднем на 1,5 – 2 % в неделю. За первое полугодие цены на бензин в России выросли на 8,8%, на дизтопливо – на 9,2%. Рост сопоставимый с французским. В конце октября правительству снова пришлось заниматься этой проблемой.

Кроме этого летом и осенью в стране была стремительно проведена реформа пенсионного возраста, которая, по общему мнению, ухудшит экономические условия жизни многих российских граждан. Но при этом протесты, прошедшие в российских регионах, не идут ни в какое сравнение с тем, что сейчас происходит во Франции.

Вопрос очевиден – ответ нет. Вряд ли по части революционного задора французский народ превосходит российский. И тут даже не к истории трех наших революций с гражданской войной в придачу отсылку надо делать. Достаточно вспомнить события последних 30 лет с развалом СССР, 91-м и 93-м годами. У нас тогда одномоментно на Манежной площади в Москве собиралось народу не меньше, чем тех, кто сегодня бузит во Франции уже в течение трех недель. Вариантов ответа, скорее всего, два: либо усталость и апатия после всех потрясений последних лет, либо сейчас во многих головах уже зашевелилась мысль: «А куда это я засунул свой чересседельник?»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Материал опубликовал: Сергей Анисимов