На какое кино в России дают деньги

Режиссер Антон Мегердичев и актриса Елена Панова на премьере фильма "Движение вверх". Фото: Биятов Евгений/РИА Новости

Министерство культуры до 12 февраля предлагает российскому обществу обсудить принципы поддержки производства кино на 2018 год. Ведомство уже подготовило проект соответствующего приказа. Они выпускаются ежегодно.

Сравнение нынешнего с прошлогодним показывает небольшие изменения: максимальная поддержка социально-значимых полнометражных картин увеличивается с 60 млн до 70 млн рублей, полнометражных авторских и экспериментальных лент - с 35 до 40 млн рублейно полнометражные детские фильмы, которые в прошлом году упоминались в приказе в одном ряду вместе с социально-значимыми, теперь идут отдельной строкой, и их максимальное финансирование уменьшается с 60 до 50 млн рублей.

Каким оказался 2017-й

Прошлый год по экономическим показателям признан самым удачным в истории современного российского кинематографа. Уже в конце октября был превзойден рекорд 2016 года и по кассовым сборам – 8,7 млрд рублей. (за весь 2016-й - 8,6 млрд) и по числу зрителей – 36 млн человек (2016-й – 35,2 млн).

В итоге, российские картины собрали в прокате в 2017 году 13 млрд рублей. Их посмотрели 54,7 млн зрителей. При этом исполнительный директор "Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии" ("Фонд кино") Антон Малышев отмечает, что доля российских кинокартин в общем прокате превысила 25 процентов, т.е. каждый четвертый билет в прошлом году покупался на фильм отечественного производства.

 Прошлый год дал двух новых лидеров российского проката: картина "Движение вверх" на сегодняшний день собрала почти 2,7 млрд рублей, фильм Дмитрия Дьяченко "Последний богатырь" - более 1,7 млрд рублей. Создатели двух этих блокбастеров перекрыли собственные бюджеты в пять раз. Прибавим сюда фильм Федора Бондарчука "Притяжение", собравший в прокате более 1 млрд при бюджете в 380 млн рублей, и картина получится вполне радужная.

 Наличие в обойме года таких фильмов, как "Викинг", "Время первых", "Салют-7", "Гоголь. Начало", подтверждает факт - российские кинематографисты научились делать зрительское кино.

 Есть в 2017-м  и достижения по разряду авторского кинематографа. Андрей Звягинцев со своей "Нелюбовью" отметился в Каннах и поборется за "Оскар". "Аритмия" Бориса Хлебникова получила главный приз Кинотавра.

 Общее производство картин, составившее в прошлом году 123 фильма, держится на среднем для последних лет уровне, сопоставимом с кинопроизводством в таких европейских странах, как Германия и Великобритания.

Государственная поддержка

 

Антон Малышев, исполнительный директор "Фонда Кино". Фото: Красильников Станислав/ТАСС

По словам Антона Малышева, в 2017 году из вышедших в прокат картин господдержку по линии "Фонда Кино" получили 34 фильма. На их производство Фонд выделил около 3 млрд рублей. В прокате эти работы собрали почти 9 млрд рублей. Всего же на поддержку кинематографа Фондом в прошлом году было потрачено 4,5 млрд рублей, из которых 1,6 млрд – это собственные оборотные средства организации.

Господдержка кино идет и по линии Министерства культуры, которое занимается дебютантами, авторским, экспериментальным, детским и анимационным кинематографом. В 2017 году Министерство остановило свой выбор на 12 проектах начинающих режиссеров. В портфеле ведомства оказалось также 39 проектов в области авторского и экспериментального кинематографа, 6 фильмов для детей и 75 анимационных проектов. Это еще около 3 млрд рублей из госбюджета.

 Вопрос о необходимости господдержки отечественного кинопроизводства остается открытым. Основные критики подобного финансирования апеллируют к тому, что в советские годы производство кинокартин в стране приносило прибыль и давало результат, который многие считают недостижимым для сегодняшней киноотрасли.

 Сравнение не совсем корректное. Поколения советских граждан имели устоявшуюся привычку ходить в кино. В 90-е годы XX века в связи с экономическими проблемами и кризисом кинопроизводства в стране привычка была утеряна. Все это совпало с развитием интернета и появлением возможности смотреть киноновинки в Сети.

 Традиция посещения кинотеатра в России начала восстанавливаться в последние лет 10-15. Поэтому, собирать в кинозалах такую же аудиторию, как в 60-е - 80-е годы прошлого века, современному российскому кинематографу пока трудно. Достаточно сказать, что лидер проката за всю историю советского кино "Пираты XX века" собрал в 1980 году в кинозалах более 86 млн зрителей. В том же году была еще "Москва слезам не верит" - 84 млн проданных билетов.

Можно ли отказаться от бюджетных денег

 В свете явных коммерческих успехов российского кинематографа двух последних лет начались разговоры о том, что, хотя бы чисто коммерческие проекты можно вывести из сферы государственной поддержки.

"Это очень заманчивый лозунг, - возражает Антон Малышев, - но если мы ставим задачу, чтобы у нас был национальный кинематограф, чтобы он был в кинотеатрах, то, конечно, систему государственной поддержки переводить на полностью возвратную основу или просто отменять, как минимум, рано".

 

Дмитрий Месхиев, режиссер и продюсер. Фото: Белинский Юрий/ ИТАР-ТАСС

Исполнительный директор "Фонда кино" замечает, что пока еще окупить свое производство за счет проката способны 10-12 отечественных релизов, что не превышает десяти процентов от количества снимаемых картин. И это общемировое соотношение. Производство получается высоко рисковым. Лишившись господдержки, российский кинематограф отпугнет и потенциальных инвесторов. С Антоном Малышевым согласен известный кинорежиссер и продюсер Дмитрий Месхиев:

 "Это будет просто погибель кино, если просто не финансировать коммерческое кино государству. С моей точки зрения, смотрибельное кино сейчас – это тот флаг, который мы должны поднять и все вместе нести, потому, что только с успешным коммерческим кино может развиваться и авторское".

По словам Месхиева, без развитой киноиндустрии то же авторское кино существовать не может, а действующая сейчас пропорция распределения господдержки достаточно корректна. Режиссер заметил, что на его взгляд, сейчас гораздо важнее разработать и принять Закон о кино, где прописать все нюансы организации кинопроизводства и проката. Это, кстати, позволит избавить и процесс распределения государственных средств от упреков в зависимости от существующих в киноиндустрии неформальных связей.

 Возможно, самый успешный российский кинопродюсер Сергей Сельянов обращает внимание: с того момента, как 8 лет назад государство начало финансово  поддерживать кинопроизводство, отрасль растет на 10-14 процентов в год, несмотря на кризисы и санкции.

"Без государственной поддержки частные деньги в кино не придут. Инвестиционная привлекательность становится возможной в большинстве случаев, если есть эта государственная поддержка, которая страхует от недостаточного объема нашего рынка. Особенно это касается больших дорогих фильмов".

 Тем более, как замечает Сельянов, соревноваться на рынке нашему кинематографу приходится с американским кино. А бюджет одной большой американской картины раза в четыре превосходит всю финансовую поддержку, поступающую по линии "Фонда Кино".

 Шансы на развитие

 

Сергей Сельянов, продюсер. Фото: Бобылев Сергей/ТАСС

Говоря о перспективах отечественного кино, Сергей Сельянов предлагает обратить внимание на наших соседей – Китай - кинематограф которого на своей территории на равных конкурирует с голливудской продукцией. Но без выхода на мировой рынок зрительского кино такой рывок не возможен.

"Благодаря повышению качества, неким умениям и навыкам, которые российские продюсеры приобрели за это время, лучшие российские фильмы продаются на несколько десятков территорий. Это уже стало нормой. Если будет продолжаться такое развитие, то мы свои позиции укрепим".

А что касается государственной поддержки, то руководителя кинокомпании "СТВ" удручает лишь одно – размер ее не менялся практически с момента появления. Учитывая, что курс рубля за последние четыре года упал почти в два раза, сейчас она равна 1,4 млрд рублей, если сравнивать с 2010-м годом.

"Хотелось бы ее поддерживать на прежнем уровне, т.е. увеличить раза в полтора",  - говорит Сельянов.

Сергей Анисимов

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
Sever
Государство нужно свое национальное кино, про свою русскую мифологию и историю, но не оскорбляющие исторические личности , а восхваляющие их.