От разгона Съезда до расстрела парламента. Черная осень российской демократии

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

25 лет назад, 21 сентября 1993 года президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», фактически упразднявший высший орган государственной власти в стране – Съезд народных депутатов, а также постоянно действующий законодательный орган – Верховный Совет Российской Федерации. Конституционный кризис, бушевавший в России с конца 1992 года, перешел в активную фазу, закончившуюся расстрелом Дома Советов в Москве, принятием новой конституции и выборами в новый законодательный орган – Федеральное Собрание.

Конституционный кризис

Кризисная ситуация в системе государственной власти в стране стала складывать в 1992 году, когда команда Бориса Ельцина приступила к реализации программы экономических реформ. Противники нового экономического курса яростно критиковали команду Егора Гайдара, фактически руководившего в это время работой правительства. Реформы обвиняли в непродуманности, в том, что их реализация привела к деградации российской экономики, обнищанию населения, появлению и росту социально-экономического неравенства и коррупции. Сами реформаторы были убеждены в необходимости шоковой терапии и в том, что только скорейшее утверждение рыночных отношений в стране приведет к развитию экономики на принципиально новой основе.

И.о. председателя правительства РФ Егор Гайдар во время Съезда народных депутатов. 1 декабря 1992 года.Фото: Дмитрий Донской/ РИА Новости

К декабрю 1992 года стало понятно, что большинство Съезда народных депутатов и Верховного Совета не поддерживает социально-экономический курс президента и правительства. Собравшийся в Москве седьмой Съезд отказался утвердить кандидатуру Егора Гайдара на пост председателя правительства. Им в результате стал Виктор Черномырдин. В марте 1993 года президент Ельцин попытался приостановить действие Конституции. В ответ IX (Чрезвычайный) Съезд предпринял попытку импичмента (отстранения от власти) Ельцина. Для его осуществления депутатам не хватило 72 голосов (необходимо было собрать 689 голосов при 1033 зарегистрированных депутатах). В итоге, для разрешения конфликта Съезд постановил провести 25 апреля всенародный референдум о доверии президенту и Съезду.

Да-да-нет-да

На референдум выносилось четыре вопроса: Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года? Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации? Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? Сторонники Ельцина развернули активную компанию с призывом дать утвердительный ответ на первый, второй и четвертый, и отрицательный – на третий вопрос. В прессе она получила название «Да, да, нет, да». Решение по итогам референдума принимал Конституционный Суд РФ. Судьи признали, что по первым двум вопросам, носившим оценочный и политический характер, для решения достаточно половины голосов от числа проголосовавших. О доверии Ельцину заявило 58,7 % проголосовавших, о поддержке его курса – 53 %. Третий и четвертый вопросы КС признал конституционными, и по ним, по мнению судей, для положительного решения должно было высказаться больше половины всех россиян, имевших право голоса. За досрочные выборы президента проголосовало 49,5 % участвовавших в референдуме, за выборы народных депутатов – 62,7 %. Так как в референдуме участвовало 64,05 % российских избирателей, Конституционный Суд постановил, что решение по третьему и четвертому вопросам не принято. Команда Ельцина не согласилась с таким вердиктом и в дальнейшем утверждала, что избиратели однозначно высказались за переизбрание состава Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тем не менее, Ельцин начал работу по изменению Конституции страны. 30 апреля был обнародован президентский проект нового Основного закона, существенно расширявшего полномочия главы государства. 5 июня в Москве начало работу Конституционное совещание.

Осада Верховного Совета

К сентябрю обстановка накалилась еще больше. 1 сентября Ельцин своим указом отстранил от должности вице-президента Александра Руцкого, занявшего в конфликте сторону Съезда и ВС. Верховный Совет обратился в Конституционный Суд с требованием дать оценку действиям президента. А 21 сентября появился знаменитый Указ №1400. В ответ Верховный Совет, на основании действовавшей на тот момент Конституции, отстранил Бориса Ельцина от должности президента и созвал чрезвычайный Съезд народных депутатов. 24 сентября Съезд утвердил решение ВС об отстранении Ельцина и постановил провести досрочные выборы президента и депутатов не позднее марта 1994 года. Депутаты и поддержавшие Ельцина силы обменивались в этот период взаимными обвинениями, указами и распоряжениями. Но реальный контроль за армией и правоохранительными органами в Москве остался у президента. По его распоряжению началась фактическая блокада здания на Краснопресненской набережной 2, где тогда размещался парламент. Сначала депутатам отключили связь, а 23 сентября и электричество. Здание было окружено милицейским оцеплением. Но внутри кольца собралось несколько тысяч человек, решивших защищать российский парламент.

Председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов ведет заседание съезда при свечах в Доме Советов. Фото: Борис Приходько/ РИА Новости

Черный октябрь

В течение двух недель после появления Указа №1400 продолжалось противостояние двух ветвей власти и попытки разрешить конфликт политическими мерами. Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин призывал участников конфликта договориться и назначить досрочные выборы президента и депутатов на декабрь 1993 года. 29 сентября Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил свое посредничество в организации переговоров. Но 3 октября обстановка резко обострилась.

Сторонники ВС движутся по Крымскому мосту. 3 октября 1993 г. Фото:Андрей Соломонов/ РИА Новости

Днем 3 октября большая часть участников проходившего на Октябрьской площади митинга в поддержку Съезда и Верховного Совета прорвалась через оцепление к зданию парламента. По ней был открыт огонь гранатами со слезоточивым газом и, по некоторым данным, из стрелкового оружия. Манифестанты, часть вооруженной охраны Верховного Совета и бойцы движения «Русское национальное единство» (РНЕ), руководимые их лидером Александром Баркашовым, в ответ захватили здание московской мэрии на Новом Арбате и находившуюся рядом гостиницу «Мир». В 16.00 Борис Ельцин своим указом ввел в столице чрезвычайное положение.

Около 18.00 вооруженные сторонники Верховного Совета во главе с генералом Альбертом Макашовым прибыли к зданию телецентра в Останкино с намерением потребовать предоставления эфира для и.о. президента Александра Руцкого и председателя ВС Руслана Хасбулатова. В результате завязавшегося столкновения от огня, открытого бойцами спецподразделения «Витязь», охранявшего здание телецентра, погибло 46 человек из числа сторонников ВС, собравшихся зевак и журналистов.

Около 22 часов Борис Ельцин отдал устный приказ министрам обороны и внутренних дел готовиться к штурму здания Дома Советов. В Москву были введены войска. Ночью Борис Ельцин отдал письменный приказ о начале штурма. 4 октября в 7.30 началась операция по захвату здания парламента. Апофеозом ее стал, начавшийся в 9.30 утра, обстрел верхних этажей здания из танков, расположившихся на Новоарбатском мосту. От применявшихся фугасных снарядов загорелись помещения на нескольких этажах. Стрельба по зданию Верховного Совета и вокруг него продолжалась весь день. К восьми часам вечера сопротивление было окончательно подавлено.

Потери

По официальным данным в ходе октябрьских событий в Москве погибло 150-160 человек (по данным Генеральной прокуратуры – 147, по материалам парламентских слушаний – 160). Альтернативные источники называют цифру в несколько раз больше.

Во время объявленного в столице ЧП и комендантского часа. Москва. 4 октября 1993 г. Фото: Юрий Абрамочкин/ РИА Новости

12 декабря 1993 года одновременно с выборами нового законодательного органа власти – двухпалатного Федерального Собрания – прошло голосование по проекту новой Конституции. Правовой абсурд ситуации – выборы в орган власти, вводимый еще не утвержденным Основным законом – никого особо не волновал. По официальным данным за проект новой Конституции проголосовало 58,4 % пришедших на избирательные участки граждан, или 32 937 630 человек, что составило 31,02 % от числа всех зарегистрированных в стране избирателей. Согласно действовавшему на тот момент закону о референдуме от 16 октября 1990 года, требовавшему для положительного решения по конституционным вопросам не менее половины голосов всех имеющих избирательное право граждан Российской Федерации, проект не мог быть признан одобренным. Но президент Ельцин еще 15 октября 1993 года Указом № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» установил, что для одобрения проекта достаточно простого большинства от числа участвовавших в голосовании. Таким образом, новая Конституция, существенно расширявшая полномочия президента, вступила в силу.

И, главное. Сейчас, когда речь заходит о том, что в России нет сильной законодательной власти, способной противостоять воле президента, на ум приходит простая мысль. Может быть, депутаты слишком часто вспоминают осень 93-го?

Сергей Анисимов

Материал опубликовал: Сергей Анисимов