Почему запуск тяжелой ракеты Илоном Маском – это важно

 Компания SpaceX произвела первый запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy с мыса Канаверал. Фото: Zuma/TASS

6 февраля компания Илона Маска SpaceX произвела успешный запуск своей сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy. Полезная нагрузка Heavy составляет почти 64 тонны. На орбиту Марса она способна доставить около 17 тонн груза. В качестве полезной нагрузки Маск в этот раз отправил к Красной планете свой электромобиль Tesla Roadster. Правда, сам миллиардер считает вероятность вывести ракету на околомарсианскую орбиту крайне низкой. Но не это главное. Разбираемся, в чем значение такого события.

Илон Маск – лицо почти мифическое

 

В 2017 году журнал Forbs оценивал размер состояния этого 46-летнего южноафрикано-канадо-американца в 20 млрд долларов. Но Маск – это не просто деньги. Илон Маск – это олицетворение всего самого передового, что есть сейчас на нашей планете.

Родившийся 28 июня 1971 года в Претории (ЮАР), Маск высшее образование получил в Канаде, откуда происходили его предки по материнской линии. В 27 лет Илон, с детства увлекавшийся программированием, стал основателем компании X.com. которая затем превратилась в PayPal – одного из пионеров на рынке электронных платежей.

 В июне 2002 года Маск объявил о создании SpaceX, решив заняться частными космическими запусками.

В июле 2003 года он участвует в создании компании Tesla и начинает разрабатывать и производить электромобили.

 С 2012 года Маск реализует идею вакуумного поезда (проект Hyperloop). С 2016-го занимается нейрокомпьютерными имплантами (проект Neuralink).

 Зачем Маску космос

 

Автомобиль Tesla Roadster перед запуском сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy. Фото: Zuma/TASS

Создавая свою космическую компанию, Маск главной целью объявил осуществление пилотируемого полета и высадку на Марс. Но основным экономическим посылом его деятельности стало стремление доказать, что частный бизнес способен разрабатывать, производить и использовать космическую технику. И, главное, - может делать это эффективнее, чем государственные структуры и зарабатывать неплохие деньги.

За 15 лет SpaceX разработала и начала запуски ракетоносителей трех типов: легкие Falcon 1, среднего класса Falcon 9 и тяжелые Falcon Heavy. Первый успешный запуск Falcon 1 компания осуществила в сентябре 2008 года, Falcon 9 – в июне 2010-го. При разработке этого типа ракетоносителей Маск начал реализовывать идею многоразового использования ее ступеней. Это должно было серьезно удешевить сами запуски. В декабре 2015 года удалось осуществить первую удачную посадку первой ступени на космодроме на мысе Канаверал. А 31 марта 2017 года SpaceX впервые успешно запустила ракетоноситель Falcon 9, до этого уже побывавший в космосе.

 Экономика успеха

Идея Маска прибрать к рукам рынок коммерческих космических запусков за счет их низкой стоимости пока дает результат. Так из 90 запусков, проведенных во всем мире в 2017 году, на долю компании SpaceX пришлось 18 (все удачные). Конкуренцию Маску может составить только Роскосмос. Его Союзы разных модификаций и Протон-М запускались 19 раз, но успешными были только 17 из них. Конкуренты Маска на американском рынке - американская United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin) отстают весьма серьезно.

 Это неудивительно. Стоимость запуска Falcon Heavy оценивается в районе 90-120 млн долларов (в зависимости от нагрузки). Запуск похожей  Delta IV Heavy у United Launch Alliance стоит 160-400 млн долларов. У России на данный момент нет такого же тяжелого ракетоносителя.

Об истории вопроса

Ракетно-космическая система "Энергия-Буран". Байконур. Апрель 1988 г. Фото: Моклецов Александр/РИА Новости

Только не думайте, что Маск первым создал супертяжелый ракетоноситель. Falcon Heavy выводит на низкую опорную орбиту (НОО) груз массой 63 800 кг. На орбиту Марса ракета способна доставить 16 800 кг. Сатурн-5 – ракетоноситель, использовавшийся американцами для своей лунной программы, выводил на НОО 140 тонн, а к Луне – 65,5 тонн. Советская "Энергия", разработанная в одноименном НПО, поднимала на НОО 100 тонн груза, а на геостационарную орбиту 18 тонн. Вот только США свернули свою лунную программу, и Сатурн-5 последний раз поднимался в космос в далеком 1973 году. Программу по "Энергии" после двух удачных запусков закрыли вместе с развалом СССР.

 Вопросы

 

Илон Маск на презентации новинок автомобильного подразделения компании Tesla Motors

История проектов Илона Маска – сияющая история успеха. В ней поражает исключительная пробивная способность изобретателя-предпринимателя и умение делать пиар своим проектам.

В марте 2006 года SpaceX, занимавшаяся космосом  на тот момент всего три с небольшим года, проводит первый испытательный запуск Falcon. Пуск заканчивается аварией, но уже в августе компания выигрывает конкурс НАСА и получает финансирование на 396 млн. долларов.

 28 сентября 2008 года Falcon 1 все-таки поднимается в космос в первый раз и выводит на орбиту полезный груз. И уже в декабре НАСА подписывает со SpaceX контракт в рамках программы по снабжению Международной космической станции на сумму 1,6 млрд долларов. Это при том, что макет транспортного корабля Dragon будет выведен на орбиту только спустя почти два года. Поразительная вера ребят из НАСА в способности Маска.

Но с ним всегда так. Только мертвый не слышал про потрясающие электромобили компании Tesla. Люди записываются в очередь, чтобы получить возможность приобрести машины ее производства. С 2010 года компания размещает свои акции на бирже. С этого же времени Tesla показывает в своих ежегодных финансовых отчетах чистые убытки. Самый большой – около 900 млн долларов - был зафиксирован в 2015 году. В III квартале 2017-го компания сообщила об убытках в размере 671 млн. долларов. Авторитетное издание The Wall Street Journal в апреле 2016 года утверждало, что Маск использует для финансирования Tesla средства, полученные по госконтрактам SpaceX. А это, в свою очередь, серьезно беспокоило экспертов рынка.

А что будет с проектами Маска, лишись они вдруг налоговых льгот по всему миру, государственной поддержки и щедрых контрактов от правительственных структур? И полетит ли тогда тяжелый "Сокол"?

Сергей Анисимов

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)