Русский театр и проклятие казенных денег

Фото: Дмитрий Неумоин/ Фотобанк Лори

Накануне Мосгорсуд отклонил ходатайство адвокатов режиссера Кирилла Серебренникова, бывшего гендиректора автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" Юрия Итина и бывшего генпродюсера "Седьмой студии" и экс-директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского.  Серебренников и Итин остаются под домашним арестом до 19 января 2018 года. А Малобродский будет содержаться под стражей. Экс-бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева меру пресечения обжаловать не стала.


Обвинения все те же

За время, прошедшее с 22 августа, когда Серебренников был задержан по данному уголовному делу, ничего существенно нового о сути обвинений в прессу не попало. Подследственные обвиняются по части 4 статьи 159 УК РФ. Им вменяется хищение 68 млн. рублей бюджетных денег. Из всех подозреваемых свою вину признала, заключила сделку со следствием и дала показания  на бывших руководителей только бухгалтер Масляева.

Фото: Михаил Воскресенский/ РИА Новости

За это время президент России Владимир Путин успел высказать на совещании по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере искусства в Санкт-Петербурге мысль о том, что "методики финансирования, целевые показатели, принятая система проведения тендеров и отчётности стали для культуры своего рода прокрустовым ложем".

Многие восприняли это как сигнал к тому, что в Кремле восприняли критику театральной общественностью системы финансирования и отчетности. Ведь, как считает большинство, именно эти капканы отчетности и дали возможность следователям обвинять Серебренникова и его коллег по "Седьмой студии". Но само следствие тем временем продолжается.


Райкин, Масляков. Кто следующий?

Помимо Серебренникова претензии в сфере культуры появились и к другим персонажам. Тьфу-тьфу, пока не у следователей. Обостряется конфликт между руководством театра "Сатирикон" и профильным министерством. У руководителя театра Константина Райкина давно есть претензии к чиновникам по части финансирования "Сатирикона". В свою очередь министерство в лице заместителя Медынского Александра Журавского обвиняет Райкина и директора "Сатирикона" Анатолия Полянкина в многочисленных нарушениях правил хозяйственной деятельности.

Фото: Александр Щербак/ ТАСС

Конфликт начался осенью прошлого года, когда Константин Аркадьевич на съезде  Союза театральных деятелей России обвинил министерство в цензуре и "наездах на искусство, на театр, в частности". Чиновники, в свою очередь, недовольны тем, как руководители театра расходуют бюджетные средства и намекают, что бюджетные деньги "уходят" в фирмы, принадлежащие родственникам и знакомым Райкина и Полянкина. И тут на поверхность всплывает имя главного КВНщика страны Александра Васильевича Маслякова.

Дело в том, что, начиная с 2015 года, когда стартовала реконструкция старого здания "Сатирикона", Райкин и Полянкин арендуют помещение у Московского молодежного центра "Планета КВН". По некоторым оценкам аренда помещения обошлась театру в 2015-2016 годах более чем в 86 млн. рублей. На сайте госзакупок можно найти документы о заключении соглашения между "Сатириконом" и ООО "Дом КВН" о приобретении услуги "Аренда нежилого помещения для проведения репетиций на сцене и показов спектаклей" по цене 9 195 100 рублей и 3 копейки в месяц. Причем, закупка осуществлялась у единственного поставщика, без конкурса.

На том же сайте можно найти информацию о том, что в 2015 году "Сатирикон" определял поставщика такой же услуги, но по конкурсу, существенно дешевле. Тогда ООО "Динепс" бралось предоставить помещение театру по цене 6 млн. рублей в месяц. Правда, в дальнейшем театр разорвал соглашение в пользу ООО "Дом КВН". Возможно, на решение повлияло и то обстоятельство, что жена директора "Сатирикона" Альфира Арсланова в свое время владела совместно с Ангелиной Масляковой (невестка Маслякова-старшего) и ТТО "АМиК" фирмой "Культподход".


Как "Трансперенси Интернешнл" уволила Маслякова

А теперь, по возможности не длинно о том, какое отношение друг к другу имеют кинотеатр "Гавана", ММЦ "Планета КВН", ООО "Дом КВН". И при чем здесь Александр Масляков. Только следите за руками. В 2011 году замечательная телевизионная игра и молодежное движение КВН получило от руководства страны подарок на свое 50-летие – здание кинотеатра "Гавана" в московском районе Марьина Роща. В здании за гос. счет был сделан ремонт и "дом КВН" открыл свои двери 1 апреля 2013 года. Распоряжаться зданием от имени правительства Москвы стало государственное унитарное предприятие (ГУП) "Московский молодежный центр "Планета КВН". 

Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Генеральным директором ГУПа назначили Александра Васильевича Маслякова.  6 ноября 2014 года ГУП  ММЦ "Планета КВН" (директор - Александр Масляков-старший) и ТТО "АМиК" (директор - Александр Масляков-младший) создали совместное предприятие - ООО "Дом КВН". Кстати, учредителями ТТО "АМиК" (расшифровывается как Александр Масляков и Компания) являются Александр Масляков-старший и его жена.

ТТО "АМиК" с начала 90-х является (почему-то?) владельцем всех прав и товарных знаков, связанных с этой игрой. Договор о создании совместного предприятия был составлен таким образом, что 51 процент в нем получило ТТО "АМиК", хотя ГУП передавал в уставной капитал здание, стоимостью более 1 млрд. рублей, а  ТТО один из своих 15 товарных знаков.

Доля в 51 процент в совместном предприятии позволяет генеральному директору, поставленному "АМиК", Ангелине Масляковой (невестке Александра Васильевича) совершать крупные сделки и сделки с заинтересованностью. "Трансперенси Интернешнл" в своем заявлении в Генеральную прокуратуру указало на то, что при назначении А.В.Маслякова на должность ген. директора ГУП был нарушен закон, запрещающий таким руководителям иметь частный бизнес. А значит, и сделка по созданию совместного предприятия неправомочна. Правительство Москвы в июле 2017 года уволила Маслякова-старшего с должности руководителя ГУПа. Но сделку не расторгло, поэтому семья Масляковых продолжает извлекать выгоду из хозяйственной деятельности, связанной с "домом КВН".


Проклятие казенных денег

Государственное финансирование театральных учреждений приносит самим театральным деятелям одни неприятности. Вроде бы, оно год от года меньше не становится. Тот же "Сатирикон" получил из бюджета в 2015 году 191 млн. рублей, а в 2016-м – уже 235 млн. Но проку от этого никакого. Исследование РБК, опубликованное летом этого года, показало, что в России нет ни одного театра, имеющего прибыль. Кроме этого у театров и их руководителей постоянно возникают конфликты, связанные с казенными деньгами. В лучшем случае это ограничивается перепалкой с чиновниками или прессой. Например, та же "Трансперенси Интернешнл" совсем недавно обнародовала материал о том, что, как минимум, четырнадцать художественных руководителей московских театров, в числе которых Олег Табаков, Надежда Бабкина, Константин Райкин, Олег Меньшиков, Кирилл Серебренников, получают госконтракты от своих театров, искусственно создавая себе дополнительные возможности для зарабатывания денег и нарушая процедуру, требующую согласования подобных действий с вышестоящими организациями. Но уголовное дело "Седьмой студии" показывает, что ругань с чиновниками Минкульта – это не самый худший вариант. 

Сергей Анисимов

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (40)