«Дядя Ваня» - это о экологии

Актеры Юлия Пересильд, Елизавета Боярская, Анатолий Белый и Виктор Вержбицкий. Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС

Премьера «Дяди Вани» с Евгением Мироновым, Елизаветой Боярской, Юлией Пересильд и Анатолием Белым, показанная в Театре Наций 14, 15 и 16 сентября, завершила программу XIX предъюбилейного фестиваля искусств “Черешневый лес”.

Новый сезон в Театре Наций начался с русской классики во французском прочтении - "Дяди Вани" в постановке художественного руководителя парижского театра "Одеон". Это первая работа Стефана Брауншвейга в России. У себя во Франции он уже ставил «Чайку», «Трех сестер», «Вишневый сад», каждый раз стремясь отойти от традиций и условностей, связанных с представлением Чехова на сцене. В рамках XIX Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» Брауншвейг показал спектакль, к которому, по его словам, шел почти 30 лет.

Время, в которое перенесено действие, условно, место тоже, одеты герои по моде наших лет. Реальность, которая, с одной стороны, очень напоминает нашу, с другой, будто существует параллельно. Декорации предельно лаконичны: серый дощатый пол и стены, в центре сцены - круглая купель, около которой собираются, чтобы позагорать и поплавать, обитатели и гости имения. И только оригинальный текст Чехова - главное условие работы, выдвинутое приглашенным режиссером, которое для артистов оказалось самым сложным.

Им хотелось импровизировать и добавлять что-то от себя, но, по словам Евгения Миронова (дядя Ваня), “все эти попытки пресекались”. “Можно приходить с книгой и сверяться - совпадает все, вплоть до запятых и междометий”, - уверяет Юлия Пересильд (Елена Андреевна). Не меняя ни слова из оригинального текста, Брауншвейг складывает сложный пазл из взаимоотношений чеховских персонажей. Режиссер искал баланс между экспрессией, с которой могут играть наши артисты, и строгостью пополам с вдумчивостью, которых требует драматургия Чехова.

Елизавета Боярская и Юлия Пересильд разделили роль Елены Андреевны - скучающей молодой жены почтенного профессора Серебрякова в исполнении Виктора Вержбицкого. Худрук Театра Наций Евгений Миронов играет разочаровавшегося в жизни деревенского помещика Ивана Войницкого, а Анатолий Белый - талантливого и циничного врача Астрова, который у Брауншвейга становится главным персонажем. По мнению режиссера, ключ к сегодняшней постановке «Дяди Вани» – экологическая тема, которая волнует весь мир. “До недавнего времени главенствовала мысль, что нужно постоянно наращивать производство, что научный, экономический и общественный прогресс идут рука об руку. Однако сегодня чем больше мы производим, тем сильнее загрязняем планету, разрушаем мир, в котором живем. Чехов поднял этот вопрос еще в начале позапрошлого столетия”, - говорит Брауншвейг.

Астров в “Дяде Ване” действительно оказался провидцем. Ведь больше века назад молодого врача и вегетарианца волновала проблема уничтожения и вырубки лесов, браконьерства. Не боясь прослыть чудаком, он предлагает заменить дрова альтернативным топливом, призывает беречь природу для будущих поколений - и оказывается, что те, кто бездумно ее губят, так же потребительски относятся и к своим близким. Получилась постановка об экологии человеческих отношений, которую тоже трудно сберечь и восстановить.

Стефан Брауншвейг – французский режиссер, сценограф и переводчик, обладатель звания Рыцаря Почетного Легиона и Кавалера Ордена искусств и литературы Франции. Поставил около семидесяти спектаклей, которые принесли ему международную известность. По словам режиссера, его творчество следует рассматривать как форму «воображаемого диалога» с авторами, к текстам которых он подходит как «к множеству дверей, ведущих в огромное пространство, открывающее мир». Его репертуар варьируется от греческой трагедии, Шекспира или Расина, до классики последних двух столетий (Бюхнер, Ибсен, Чехов, Брехт) и современной драмы (Ханох Левин или Арне Люгре). Брауншвейг ставил оперы в миланском Ла Скала, Опера-Комик, Театре Елисейских полей, Королевской опере в Мадриде, а также участвовал в театральных фестивалях Эдинбурга и Вены. Возглавлял Национальный театр Страсбурга, парижский La Colline, а в настоящее время руководит парижским театром «Одеон».

Совместная история «Черешневого леса» и Государственного театра Наций началась в 2014 году - со спектакля «Гаргантюа и Пантагрюэль» Константина Богомолова с участием Виктора Вержбицкого, Сергея Чонишвили и Дарьи Мороз. Программу XVII Открытого фестиваля искусств украсила громкая театральная премьера - мюзикл «Цирк» в постановке Максима Диденко с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. А в прошлом году на сцене Театра Наций состоялся режиссерский дебют Юлии Пересильд, которая представила зрителям современную версию чеховской «Каштанки».

«Дядя Ваня» не первый раз появляется в программе «Черешневого леса». В 2004 году Миндаугас Карбаускис ставил спектакль в «Табакерке» в рамках Чеховского цикла фестиваля. Главные роли исполнили Олег Табаков, Борис Плотников, Дмитрий Назаров и Ольга Барнет.

Материал опубликовал: Сергей Анисимов