«Школа современной пьесы» представляет две работы: новую старую и совершенно новую

Александр Россоловский

Пьеса Семена Злотникова, написанная им 30 лет назад и впервые поставленная в 1989 году Иосифом Райхельгаузом, стала началом жизни нового театра «Школа современной пьесы». С тех пор «Школа современной пьесы» стала одним из самых популярных театров Москвы, а комедия Злотникова - классическим образцом русской драматургии. Сегодня ее ставят по всей России, а также за рубежом: в Америке, Японии, Израиле, Эстонии…

Первая постановка Иосифа Райхельгауза с Альбертом Филозовым и Любовью Полищук, к счастью увековечена на телеэкране. Однако и дальнейшая жизнь спектакля на сцене «Школы» оказалась интересной, насыщенной и даже драматичной. Ушедшую Любовь Полищук сменила Ирина Алферова. Герои заметно повзрослели. И тогда появилась новая версия – с эффектными двухуровневыми декорациями Алексея Трегубова, танцами, современной лексикой и артистами другого поколения – Амалией Мордвиновой и Виктором Вержбицким. А дальше – все новые мужчины стали приходить к новым женщинам. И однажды случилось так, что мужчиной стал Саид Багов, а женщиной – известная эпатажная балерина Анастасия Волочкова, которая внезапно оказалась недюжинной драматической артисткой. Но этого эксперимента старая добрая пьеса не вынесла. После трех показов спектакль был закрыт.

Прошло время. После скитаний по чужим площадкам (театр в 2013 году пережил пожар) «Школа современной пьесы» вернулась в свое историческое здание на Трубной площади. И стало ясно: без «Пришел мужчины к женщине» репертуар театра кажется неполным. Есть такие постановки, которые в судьбе театра играют ключевую роль.

Иосиф Райхельгауз принял решение восстановить и вдохнуть новую жизнь в пьесу, с которой начиналась история театра:

«Я встретил актрису – Марию Порошину – которая оказалась совершенно идеальной героиней пьесы. Когда мы начали репетировать, показалось, что время повернулось вспять: точность, профессионализм, органичность – все это напомнило мне репетиции с Любой Полищук. Новая версия будет отличаться от предыдущих. Если раньше мы пытались дотянуть пьесу, ее реалии, атрибуты до сегодняшнего дня – осовременивали текст, актуализировали некоторые детали быта героев, то сейчас я хочу добиться обратного эффекта - ощущения ретро. Да, это происходит не сегодня, а лет 40 назад, когда люди именно так разговаривали, когда они именно так чувствовали, когда так выстраивались их отношения. Есть ли в этом что-то ностальгическое? Вряд ли. Ведь когда мы сегодня смотрим «Иронию судьбы», то не воспринимаем этот фильм как тоску о прошлом. Но и актуализировать этот фильм нужды нет, потому что он – классика. Вот и «Пришел мужчина к женщине» - классика. Именно так мы собираемся его играть».

На сцене «Эрмитаж» новую версию пьесы можно будет увидеть 8 октября и 7 ноября.

А теперь «Тот самый день»

Тот самый день… Это какой? Да тот, в который гарантированно можно зачать ребенка. И если он по всем биологическим часам наступил, то уж тут время терять нельзя. Так решила для себя героиня пьесы, у которой не очень складывается личная жизнь. Ей не так уж и много лет – ну, слегка за 30. Или 35… или под 40… Короче говоря, старуха. Вот и выходит наша героиня на поиски приключений в ночь – с благословения матери. Комедия? Безусловно. Но разве мало на свете милых, красивых, обаятельных женщин, которым надоело жить в полной свободе и независимости? И так захотелось иметь семью, что уже и не до смеха…

Режиссер спектакля Денис Азаров, несмотря на свою молодость, уже имеет серьезный послужной список как успешный режиссер драмы и оперы, лауреат театральных фестивалей, номинант «Золотой Маски».

Художник Николай Симонов – один из самых востребованных сценографов. Он оформлял многие спектакли Кирилла Серебренникова, работал с Сергеем Голомазовым, Евгением Писаревым, Мариной Брусникиной, Юрием Бутусовым и другими известными режиссерами. С прошлого сезона стал главным художником театра «Школа современной пьесы».

Денис Азаров:

«Это пьеса о том, что молодую женщину мама заставляет родить ребенка, и она идет в одну ночь, ту самую ночь, по клубам и пытается найти мужчину, который бы стал отцом ее ребенка. Сюжет, в сущности, абсурдистский. Мы делаем жесткую историю, без вертикалей, это бытовая бытовуха, в которой рассказывается о том, что мужчины сегодня пассивны. Пьеса будет решена через главную героиню Марию, которая существует в контексте, где ей все говорят, что нужно делать. Это очень важно. Вот эта 37-летняя женщина, ей в принципе все равно, когда ей говорят: „А ты за кого голосуешь, за Навального или за Путина?“. И она не знает, как на это ответить. „Надо работать, надо рожать детей“, — ей постоянно навязывают стиль жизни, поэтому у нас появляется ток-шоу, в котором ей тоже все время внушают какие-то мысли. Художник спектакля — Николай Симонов, и мы с ним делаем пространство, которое будет выходить в зал. Звуковым оформлением занимается Филипп Карецос, и мы создаем подробную звуковую и шумовую среду. Главную героиню играет Валерия Ланская, специально приглашенная на эту роль в театр. Мы пытаемся найти такого персонажа, который в сегодняшнем информационном потоке живет по-своему и пытается быть самим собой, но мир ему этого не дает, т.е. никакого хэппи энда, никто никого не родил».

Валерия Ланская взялась за эту роль буквально «на сопротивление». У актрисы есть муж и сын. Да и по возрасту она гораздо моложе своей героини. Но для молодой артистки, которая завоевала огромную популярность как звезда мюзиклов и киноэкрана, это тоже «тот самый день»: день, когда она почувствует себя в полной мере драматической актрисой, что всегда было ее целью.

Автор пьесы Ярослава Пулинович:

«Тот самый день» для меня как раз эксперимент. Во-первых, это комедия. Я никогда не писала комедии, обычно трагикомедии или мелодрамы. Во-вторых, в ней есть элементы сатиры с политическими нотками. Это история о работнице музея по имени Мария, которая решила найти любовь. Писала я её в Америке, будучи резиденткой Айовского университета. Я никогда не жила за границей, это был первый мой опыт — три месяца вдали от Родины. Через какое-то время у меня возникло чувство, что я как бы отдалилась и посмотрела на себя саму и на нашу страну со стороны. И мне стало, с одной стороны, грустно, а с другой — гомерически смешно. Я вдруг поняла, как мы выглядим в глазах людей, которые не живут в нашей стане, и это такой сюр и абсурд, что никакой реакции, кроме смеха, быть не может».

Материал опубликовал: Сергей Анисимов
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)