Александр Федорович: Чем человек моложе, тем его эмоциональные переживания ярче. Именно их многие проносят сквозь всю жизнь

Гости
Александр Федорович
психолог, психотерапевт

Ксения Сакурова: Вот о том, насколько для нас важны школьные друзья, связи с одноклассниками, мы поговорим прямо сейчас с нашим экспертом. Сегодня это Александр Федорович. Александр Михайлович, здравствуйте.

Иван Князев: Приветствуем вас.

Александр Федорович: Здравствуйте, доброе утро.

Ксения Сакурова: Вы с одноклассниками дружите?

Александр Федорович: Ну вообще-то только с одним, потому что это было очень-очень давно, и все уже живут в разных местах, и в общем-то все занимаются какими-то своими делами. А мои школьные годы прошли очень далеко от того города, где я живу сейчас. И в общем-то, насколько я понимаю, мало кто остался на месте, все разъехались. Поэтому чаще вспоминаем о тех, с кем учились в ВУЗе.

Ксения Сакурова: Александр Михайлович, а как так получается, что ну нередко, многие наши зрители об этом говорят, что именно школьные друзья остаются друзьями на всю жизнь? Казалось бы, нас собирают в школу случайно, ну просто по территориальному признаку. Мы еще все такие молодые. Но почему-то потом взрослеем и сохраняем эти отношения?

Александр Федорович: Ну, во-первых, потому, что самый яркий эмоциональный фон присущ именно этому возрасту – от 7 до 17, вот. Во-вторых, потому, что в свое время этому уделялось очень много внимания, и эти процессы зачастую романтизировались, вот.

Но сейчас, наверное, правильнее говорить о том, что эта ситуация претерпевает некоторые метаморфозы, вот, в связи с целым рядом внешних событий. И люди как-то больше замыкаются в каких-то своих делах, довольно непростых на сегодняшний день.

Поэтому здесь, я думаю, такой специфический образ, с одной стороны. А с другой стороны нам проще, приятнее хранить это в воспоминаниях, чем убеждаться всякий раз в том, что прошло так много времени, так много лет. Люди зачастую опасаются таких слов, вот. И если поддерживают связь, то довольно формальную, и зачастую используя социальные сети.

Иван Князев: А мне кажется, Александр Михайлович, что ну вот, когда люди замыкаются так и не хотят вспоминать про школу, это не очень хорошо. Да, конечно же, когда ты подумаешь, что прошло там 20, 30 лет после твоего выпуска, что все уже повзрослели, постарели, чего уж там греха таить, изменились очень сильно, да, как-то с грустью на это смотришь. Но ведь это очень положительные воспоминания, когда все потом встречаются.

Александр Федорович: Ну вот, если этот период времени для этого класса был настолько насыщенным, и настолько людей смог сплотить, то да, наверное, так. Хотя в общем-то далеко не у всех школьные годы были самыми чудесными, и мы об этом слышали минуту назад от спикеров.

Иван Князев: Ну да, бывает.

Александр Федорович: И мне кажется, в этом есть определенный смысл, и на мой взгляд отнестись к этому надо в высшей степени экзестенциально, то есть принять это таким вот, каким оно сложилось, таким, как оно случилось.

Иван Князев: А мы вообще любим вспоминать нашу молодость, вот наша психика, или не очень?

Александр Федорович: Ну вы знаете, ностальгировать, есть такое понятие, когда-то оно предполагало именно некий оттенок приятного такого флера, хотя с элементами грусти. Мы вспоминали об ушедшем прошлом, вот с такими теплыми, но чуть-чуть щемящими чувствами. Это нормально, это нормально, потому что чем человек моложе, тем его эмоциональные переживания ярче.

Тем более, что вот этот период подростковый, пубертатный, он связан с наполненностью чувствами, эмоциями, может быть какими-то впервые складывающимися в жизни, которые естественно остаются ярким таким пятном, таким лучом может быть, который некоторые люди умудряются через всю жизнь пронести.

Иван Князев: Спасибо. Александр Федорович, врач-психиатр был с нами на связи. Друзья, вспоминайте свои школьные годы, присылайте нам свои фотографии.