• Главная
  • Кино
  • Большая страна
  • Андрей Максимов: у нас прокуратура иногда требует создать туристическую инфраструктуру чуть ли не в каждом селе

Андрей Максимов: у нас прокуратура иногда требует создать туристическую инфраструктуру чуть ли не в каждом селе

Ангелина Грохольская: Кто в городе хозяин – мэр, градообразующее предприятие или горожане? Можно ли повысить качество муниципального управления и расширить возможности участия граждан в решении вопросов местного значения? Поговорим об этом с автором проекта "Муниципальная карта России: точки роста" Андреем Максимовым. Андрей, здравствуйте.

Андрей Максимов: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Муниципальная карта – все ли города большой страны на ней нанесены?

Андрей Максимов: Мы стараемся охватывать всю страну. Мы изучаем практики, как лучшие практики организации местного самоуправления, так и те проблемы, которые, конечно, в каждой точке нашей страны выглядят по-разному.

Ангелина Грохольская: А в чем самая главная проблема системы местного самоуправления сейчас, на ваш взгляд?

Андрей Максимов: Я думаю, что на самом деле таких проблем две, но они во многом являются, как это ни парадоксально, двумя сторонами одной медали. С одной стороны, традиционно – это низкая активность самих жителей. На муниципальные выборы у нас часто ходит 15-20% горожан, например.

Ангелина Грохольская: Потому что очень многие считают, что от их голоса, от их выбора ничего не зависит.

Андрей Максимов: А вот отсюда вторая проблема, или вторая проблема тоже на это влияет: у нас очень централизованная страна. Несмотря на то, что формально местное самоуправление автономно от государственной власти, конечно же, в реальности мэр во многом зависит от губернатора. Основные ресурсы сосредоточены на региональном и федеральном уровне. И когда мы с коллегами говорим о том, правильно ли поступают жители, что, например, не так активны на местном уровне, всегда возникает вопрос, есть ли смысл. И это две стороны одной и той же проблемы, низкая активность, конечно же, связана с дефицитом ресурсов на этом уровне. И конечно, если бы было больше ресурсов, то и активность была бы выше.

Ангелина Грохольская: Все взаимосвязано. Концепция, разработанная вами, предполагает изменения со всех сторон?

Андрей Максимов: Да.

Ангелина Грохольская: А в рамках действующего законодательства, или вы предлагаете какие-то законодательные инициативы?

Андрей Максимов: Мы на самом деле предложили достаточно большую законодательную инициативу. Она пока не рассматривается в законодательных органах, но мы на протяжении нескольких лет фактически сформулировали новый вариант законодательства о местном самоуправлении.

Ангелина Грохольская: Полностью?

Андрей Максимов: Полностью. Мы это назвали условно Муниципальным кодексом. Почему возникла необходимость такого рода работы? На протяжении многих лет у нас законодательство о местном самоуправлении оказывалось очень изменчивым. Почему это происходит – потому что во многом тот закон, который действует, основан на желании урегулировать, регламентировать единообразно местное самоуправление на всей территории страны. Но практика показывает, что это оказывается часто невозможным.

Ангелина Грохольская: То есть нужен дифференцированный подход?

Андрей Максимов: Нужен дифференцированный подход, с одной стороны; но с другой стороны нужны четкие гарантии, нужно четко отделить мух от котлет, что называется. Нужно понять, что общее для страны, а что имеет свою специфику.

Ангелина Грохольская: А можно ли на каких-то конкретных примерах?

Андрей Максимов: Например, у нас абсолютно четко определены вопросы местного значения, то есть чем занимается муниципалитет, разного уровня, чем занимается город, район, сельское поселение. Почему муниципалитет не может создать центр профилактики наркомании или алкогольной зависимости, или помочь женщинам в кризисных ситуациях, к примеру? Или почему муниципалитет не может заняться регламентацией использования водных объектов, например, пляжей? У нас эти вопросы к муниципальной компетенции не относятся.

Ангелина Грохольская: Вы удивили, мне кажется, это вопросы как раз таки местного значения.

Андрей Максимов: Да, да. Но зато у нас, например, создание лечебных, курортных местностей отнесено к компетенции всех муниципалитетов. У нас прокуратура иногда требует создать соответствующую инфраструктуру чуть ли не в каждом селе. Хотя понятно, что небольшое количество российских территорий обладает таким курортным потенциалом. Мы считаем, что здесь, конечно, нужен дифференцированный подход, и не только в этом.

Ангелина Грохольская: Вы уже работаете с городами, с регионами. Ваша муниципальная карта называется "Точки роста", вернее, продолжение – "Муниципальная карта России: точки роста". Какие-то примеры сейчас хотелось бы услышать, где уже определены четкие точки роста, и что-то заработало по-новому. Как там, может быть, в рамках действующего законодательства, но уже что-то удалось изменить.

Андрей Максимов: Мы сегодня все становимся заядлыми потребителями, в результате мы хотим иметь на расстоянии вытянутой руки буквально весь спектр услуг. Мы хотим, чтобы здесь у нас было кафе, здесь многозальный кинотеатр, через два шага.

Ангелина Грохольская: Хотим комфорта, конечно.

Андрей Максимов: Мы хотим комфорта, мы потребители сегодня. Мы живем в условиях потребительского общества. Это неизбежно приводит к стягиванию людей в такие большие города, прежде всего, или в пригороды больших городов тоже. Это с одной стороны. И такие города у нас сосредотачивают финансы, рабочие места, квалифицированных людей. Это такой объективный процесс формирования таких точек роста, с одной стороны. Но с другой стороны, есть и обратная тенденция. В условиях, когда мир сегодня глобальный, и вот так развиты информационные потоки, иногда у маленькой точки – маленького села, маленького города – есть возможность продвинуть себя едва ли не в глобальном мире.

Например, город Коломна. Первый раз я был там десять лет назад, и меня поразило, что такой необычайно привлекательный, колоритный город мало кому известен даже в Москве, мало кто туда ездит. Там нет инфраструктуры, например, для туризма. И прошло буквально несколько лет, и там появились люди, которые занимаются культурой.

Ангелина Грохольская: Там очень активное сообщество, это точно. И не только культурной.

Андрей Максимов: И не только культурой. Которые возродили те ремесла, которые там были. И отсюда мы знаем уже и коломенскую пастилу, и традиционные дореволюционные, что называется, сорта яблок – они сегодня находят и возрождают их посадку. И каждый год там открывается по несколько музеев. В результате эта территория становится такой точкой социального роста, которая известна всей стране.

Ангелина Грохольская: Проект "Муниципальная карта" существует уже с 2013 года, по-моему – пять лет, юбилей практически.

Андрей Максимов: Да.

Ангелина Грохольская: Можно ли назвать его реализованным, и удачно реализованным?

Андрей Максимов: Я думаю, что да. Мы охватили целый ряд направлений деятельности. С одной стороны, как я уже говорил, мы решали вопросы подготовки новой законодательной базы для местного самоуправления. Есть конкретные законодательные предложения, которые уже реализованы.

Например, мы обсуждали проблемы проведения публичных слушаний, которые часто подвергались манипуляциям. Мы знаем случаи, когда открываешь журнал профессиональный, связанный со строительством, например – проведение публичных слушаний под ключ, формирование мнения населения, организация всего процесса. Потому что этот процесс проведения публичных слушаний не был в достаточной степени регламентирован. Мы четко предложили создать процедуру их проведения, чтобы проверить, кто может участвовать в публичных слушаниях, как вывешивается информация перед ними, как фиксируется результат. Такого рода законодательные предложения были в конечном счете внесены в Государственную Думу и приняты.

Но есть другие формы работы нашего проекта. Мы, например, создали каталог лучших муниципальных практик, и он постоянно обновляется, мы каждый раз находим на территории страны какие-то новые интересные инициативы. Мы, начиная с 2013 года, проводим семинары, тренинги, мастер-классы в конкретных территориях с конкретными жителями, и количество этих мест, где появляются новые…

Ангелина Грохольская: У вас приезжают специалисты, да?

Андрей Максимов: Конечно, у нас приезжают специалисты в разные точки, начиная от отдаленных северных территорий и заканчивая Москвой.

Ангелина Грохольская: Если сейчас нас слышат зрители какого-нибудь маленького города или села, который не в самом хорошем состоянии развития сейчас находится, но они очень хотели бы, чтобы их малая родина стала перспективной, узнаваемой, они могут вас пригласить, вы приедете и им поможете?

Андрей Максимов: Конечно. Мы будем стараться.

Ангелина Грохольская: И этот город появится на муниципальной карте большой страны.

Андрей Максимов: Мы будем стараться.

Ангелина Грохольская: Андрей, спасибо вам огромное за то, что пришли сегодня.

Андрей Максимов: Спасибо вам.

Ангелина Грохольская: Я желаю вам удачи, чтобы и кодекс тоже был принят когда-нибудь, чтобы у нас заработало все вот так, как должно работать. Спасибо.

Андрей Максимов: Спасибо вам.

Ангелина Грохольская: О возможностях местного самоуправления мы беседовали с руководителем проекта "Муниципальная карта России: точки роста" Андреем Максимовым.

Список серий