• Главная
  • Кино
  • Большая страна
  • Светлана Ануфриенко: На протяжении долгого времени у нас туризм относили к социальной сфере. А это отрасль экономики

Светлана Ануфриенко: На протяжении долгого времени у нас туризм относили к социальной сфере. А это отрасль экономики

Павел Давыдов: Регионы России объединяются для развития внутреннего туризма. Уже несколько десятков субъектов страны поддержали идею создания Туристской Ассоциации регионов России. В конце прошлого года были завершены все формальности, и уже в этом – в 2017-м – организация начнет активную работу.

О создании сквозного туристического маршрута в городах и весях Большой страны мы поговорим с руководителем проекта по созданию Туристской Ассоциации регионов России (сокращенно – ТАРР) Светланой Ануфриенко. Светлана, здравствуйте.

Светлана Ануфриенко: Здравствуйте.

П.Д.: На электронный адрес нашей программы bs@ptvr.ru вы отправили письмо и предложили нам рассказать о новом проекте. И вот вы в студии "Большой страны". Рады вас видеть.

С.А.: Взаимно.

П.Д.: Итак, что будет представлять собой Ассоциация в регионах России и какие функции на нее будут возложены?

С.А.: Туристская Ассоциация регионов России создается в первую очередь как инструмент в руках регионов для развития туризма, для развития межрегиональных туристских проектов, для совершенствования законодательной базы в сфере туризма Российской Федерации. И безусловно, это будет инструмент в руках федерального центра для того, чтобы было удобнее работать с регионами.

П.Д.: Светлана, а с чего начался этот проект? Наверное, не на пустом месте?

На протяжении долгого времени у нас туризм относили к социальной сфере. А это отрасль экономики 

С.А.: Нет, безусловно. Вы знаете, это продиктовано потребностями регионов. Вообще, в настоящий момент, наверное, следует сказать об усилении значимости туристской отрасли для нашей страны. Именно обращаю внимание, что отрасли, потому что на протяжении долгого времени у нас туризм относили к социальной сфере. Соответственно, это касалось и распределения финансирования на туризм как на социальную сферу. А вы же понимаете, что в первую очередь это здравоохранение, это образование и другие более первоочередные сферы привлекали в этом направлении внимание, а туризм очень часто по остаточному принципу оставался.

Но все-таки у специалистов сфера туризма есть, и актуализируется это понимание, что туризм – это отрасль, и к ней нужно относиться как к проекту. То есть мы можем, допустим, сегодня уже видеть очень удачные проекты в регионах, когда строится туристская инфраструктура, когда приезжают туристы. Происходит и возврат инвестиций, и увеличение туристских потоков, соответственно. Это уже плоды отношения к туризму как к отрасли. И Туристская Ассоциация регионов у нас в этом направлении будет работать.

П.Д.: Светлана, а почему тогда Ростуризм, мягко говоря, без оптимизма воспринял информацию о создании новой ассоциации?

С.А.: В Государственной Думе в марте 2016 года проводилось заседание, заседала "Социальная платформа" правящей партии. И на этом заседании по туризму присутствовало порядка 30 представителей администраций в сфере туризма субъектов Российской Федерации. И мы мониторили, какие же проблемы существуют в сфере туризма.

Ну, понятно, что финансов не хватает. Но кроме этого, еще какие моменты? И пришли к выводу, что очень часто именно организационные вопросы становятся во главе угла. Межрегиональные туристские проекты, которые распространяются на несколько субъектов Российской Федерации, просто не могут быть в полной мере реализованы, поскольку регионы не могут между собой скоординироваться.

И кто-то у нас из экспертов предложил, говорит: "Ну, давайте создадим вот такую ассоциацию, которая будет дирекцией между всеми регионами". Ростуризм присутствовал на этом заседании. Потом официально было направлено письмо в регионы от имени Ростуризма о том, что "это объединение создается, мы его поддерживаем" и так далее. Потом сама идея стала прирастать целями, задачами, смыслами.

П.Д.: Обретать реальность.

С.А.: Обретать реальность. Она поддержана официально Министерством культуры Российской Федерации, Минтрансом, Минприроды и другими различными ведомствами и министерствами федеральными, которые так или иначе имеют отношение к туризму или к смежным вопросам. И со стороны Ростуризма получилась позиция, в общем-то…

П.Д.: Отстраненная, да?

С.А.: "Не претендует ли Ассоциация, то есть это разрастание идеи не претендует ли на роль нашу в туризме?" Туристская Ассоциация регионов ни в коем случае не конкурент никакому ведомству. Это инструмент, который помогает регионам и федеральному центру для реализации целей и развития.

Обсуждаем проект по созданию новой туристической ассоциации. "Сквозной маршрут". В студии "Большой страны" – Светлана Ануфриенко, руководитель проекта по созданию Туристской Ассоциации регионов России.

П.Д.: А как много регионов сегодня уже вступили в Ассоциацию?

С.А.: Я вам расскажу, как исторически мы двигались. Когда все регионы были проинформированы о том, что такая инициатива существует, порядка 40 регионов официально, письменно заявили, что им эта инициатива очень интересна.

П.Д.: Почти половина.

С.А.: Да, практически половина. Когда возник вопрос, а кто конкретно будет участником этого объединения, кто будет учредителем, уже более подробно, в общем-то, конкретно их спросили, то порядка 20 регионов ответили: "Да, мы хотим участвовать в этом объединении". Вот вам и ответ. То есть это очень хорошая цифра.

Но вы знаете, я хочу отметить что? Допустим, такие регионы, как Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург – они самодостаточные. У них, в общем-то, и так достаточно все хорошо. Очень большой интерес у регионов развивающихся, которые хотят развивать туризм, но по каким-то причинам пока не понимают, как они могут это сделать. Соответственно, те же самые вопросы… Допустим, иногда законодательные какие-то вопросы не проработали, и они понимают: "Если мы будем в одиночку заявлять об этом, то нас могут не услышать". Но когда 10–15 регионов говорят в один голос о какой-то необходимой норме, которую нужно скорректировать посредством Туристкой Ассоциации регионов, то это уже невозможно не заметить.

П.Д.: И все-таки в чем же интерес самих субъектов стать членом Ассоциации? И главный вопрос: когда на себе это почувствуют простые жители?

С.А.: Да, самое главное, конечно, – это простые жители. Потому что критерии и оценки развития туризма – наверное, все-таки не количество проведенных форумов в этих целях и не количество каких-то законодательных актов, которые…

П.Д.: Конечно. А результат.

С.А.: Да, результат. А результат – действительно, это туристы. И мы намерены, регионы намерены максимально направить усилия в этом направлении, на этот результат, потому что туристы – это туристские расходы, это оставленные средства, это деньги, поступившие в бюджеты, налоги и так далее.

А что касается непосредственно самих регионов, то, конечно, здесь мы исходим из целей и задач объединения. Во-первых, это совершенствование законодательной базы в сфере туризма, это возможность регионов донести свой голос до федерального центра. Во-вторых, это содействие развитию межрегиональных туристских проектов, когда, как я сказала, регионы не могут скоординироваться, а каждый сам по себе. В-третьих, это обязательно продвижение, это кросс-маркетинг, это межрегиональная реклама, это привлечение туристов, туристских групп и, допустим, социальных каких-то сегментов, групп населения к этим регионам.

П.Д.: Ну и создание новых рабочих мест – в первую очередь.

С.А.: Создание новых рабочих мест, безусловно. Если мы будем создавать сразу для группы регионов, то это намного проще, намного удобнее и намного дешевле, чем каждый регион по отдельности будет выходить. Иногда это ни с организационной, ни с финансовой точки зрения просто нецелесообразно.

П.Д.: Светлана, мы уже назвали лидеров Национального рейтинга туристической привлекательности: Москва, Сочи, Санкт-Петербург. Эти города опустим. Для Ассоциации какие регионы представляют наибольший интерес?

С.А.: Вы знаете, здесь мы исходим из такой позиции, что, наверное, не мы выбираем регионы…

П.Д.: А вас выбирают.

С.А.: А кто хочет, тот объединяется, понимаете, и тот объединился. И в этом направлении хочу отметить Ульяновскую область, потому что это, наверное, самый активный регион, который изначально был в этой идее. Еще хочу сказать, что у нас на базе Совета Федерации ряд сенаторов, которые в рабочей группе объединены для этого вопроса. Ульяновские сенаторы, наверное, самые активные в этом направлении. Кроме того, Ульяновская область – это тот регион, который имеет очень большой культурно-исторический потенциал, это родина Ленина. Они хотят максимально актуализировать это недавнее свое прошлое и максимально привлечь туристов – и российских, и зарубежных – к себе под эгидой этого обязательно.

Ну, кроме того – Алтайский край, как я уже упоминала, он очень активный. И в этом направлении то же самое. Новосибирск, допустим, Воронежская область. Каждый регион, вы знаете, имеет и свою особенность уникальную, и свои какие-то черты, и свои, безусловно, интересы, которые он хочет реализовать посредством этого объединения.

П.Д.: Светлана, известный путешественник и журналист Михаил Кожухов как-то заметил, что "развитие туризма происходит вопреки, а не благодаря помощи государства, а программа развития туризма составлена таким образом, что регионы не могут взять деньги из нее". А Ассоциация может это изменить? Под силу ли вам будет?

С.А.: Что касается Федеральной целевой программы развития туризма. Да, очень часто регионы говорят, даже руководству Ростуризма задается вопрос, что не всегда удобно… Кто-то умеет с ней работать, и они научились. Но эта программа выстроена таким образом… то есть на основе государственно-частного партнерства: должны быть федеральные деньги, региональные бюджетные деньги и частные инвестиции. В процессе согласования частные инвесторы иногда просто теряют эту инициативу, актуальность уходит – и просто в итоге отходят от этого проекта. И когда федеральные деньги выделяются, то получается так, что на них, например, строится дорога и какие-то инженерные коммуникации, а частный инвестор уже просто ушел – и гостиница или какой-то объект туристский просто не строится или что-то иное уже возводится. И проект не получается в комплексе.

И регионы говорили, можно ли каким-то образом – может быть, обратным каким-то счетом, по факту строительства, по актам строительства – компенсировать затраты частных инвесторов? Это было бы, наверное, удобнее. Или комбинированным способом. Но опять же Ростуризм отвечал: "Вот у нас есть порядок реализации программы, мы так и следуем, – ну, это понятно, по их положению они следуют этому порядку. – Если как бы вы хотите поднимать этот вопрос, то идите дальше".

Когда регион сам по себе, по отдельности, ему сложно достучаться и докричаться. Но когда регионы объединяются, то коллективными усилиями, общим голосом - можно

Каждый сам по себе регион, по отдельности – ему сложно, как мы сейчас видим, достучаться и докричаться. Но когда регионы объединяются, то коллективными усилиями, коллективным общим голосом можно задать вопрос. Тем более у нас сейчас новый вице-премьер, который очень такое пристальное внимание уделяет сфере туризма, потому что у нас Чемпионат мира, много гостей приедет. В общем, это все в ближайшем будущем. Очень много внимания этому уделяется. И можно донести эту позицию, чтобы просто пересмотреть механизм реализации, сделать его более удобным для регионов.

П.Д.: Светлана, а по вашей оценке, когда Ассоциация заработает на полную мощь и появятся первые результаты?

С.А.: Вообще, как обычно? Когда объединение создается, очень много внимания направлено. Конечно, особенно первый год – он показательный. Все смотрят и по итогам года будут считать результаты. Мы намерены в 2017 году максимально сейчас начать работать. Соответственно, по итогам года уже. Мы уверены просто, что мы обязаны показать результат. Иначе зачем все объединяются?

П.Д.: Что же, будем ждать вас в конце этого года. Пожелаю вам удачи в непростой, но важной работе. И конечно же, я надеюсь, Ассоциация позволит раскрыть туристический потенциал регионов России и открыть наконец этот сквозной маршрут, который поможет развитию внутреннего туризма. Спасибо вам большое.

С.А.: Спасибо.

П.Д.: Мы беседовали с руководителем проекта по созданию Туристской Ассоциации регионов России Светланой Ануфриенко.

Список серий