Алексей Малашенко: Отрежете вы макушку исламизма, самую экстремистскую, но идея исламизации останется и опять выплывает

Что означает появление исламистского движения в Ираке и Сирии? Это последствия "арабской весны" или попытка создать новый исламский халифат? И представляют ли радикалы ИГИЛа опасность для России?

Об этом - Алексей Малашенко

"Отрежете вы макушку исламизма, самую экстремистскую, но идея исламизации останется и опять выплывает в этой радикальной форме".

***

"Был жесточайший авторитарный лидер Саддам Хуссейн, но вдруг выясняется, что непонятно, что лучше – светский диктатор-националист с руками в крови, или вот эта мощная волна исламизма, вышедшая за пределы Ирака и Сирии".

***

"Опасаться можно того, что Исламское государство может дать такой толчок для исламизма по всему миру, что это может привести к очень печальным последствиям. А люди-то очень радикальные".

***

"Приехал ты с Ближнего Востока в Англию, Францию, обосновался там. Зачем тебе это все? Зачем тебе воевать? А это борцы за идею, они не могут не воевать".

***

"Там есть и уголовные элементы, как у нас на Кавказе, но ядро составляют честные, искренние мусульмане, которые воспринимают жизнь и борьбу совсем не так, как мы. Для них отрезать кому-нибудь голову – это нормально".

***

"У Бин Ладена, по некоторым данным, было состояние в триста миллионов долларов. Зачем ему было ехать в Афганистан, жить в каких-то суданских казармах без воды? Он боролся за идею. Вот что страшно. С такими людьми бороться очень сложно. Кроме того, они возобновляются".

***

"Самая трудная проблема – как правильно воспринимать этот феномен и как относиться к его носителям. Понятно, если ты бросаешь бомбы и режешь головы, тут выхода нет. Но ты же не рождаешься таким зверем, ты как-то к этому приходишь. Как? Кто тебя к этому подводит? Как тебя остановить? Как можно поменять вот это твое фанатично-религиозное рвение на желание понять другого или хотя бы вести какой-то диалог"?

***

"Есть слово "ислам" и есть слово "исламизм". Ислам – религия, а исламизм – это политическая идеология. Когда мы говорим о терроризме, мы не имеем права называть его "исламским". Нужно говорить "исламистский". Сам ислам неоднороден".

***

"Секрет военного успеха Исламского государства в том, что воюют профессионалы. Во-вторых, они пользуются поддержкой части населения. И в-третьих – это готовность к самопожертвованию".

***

"Даже если Исламское государство разбомбят (а их разбомбят), они надолго останутся на Ближнем Востоке, будут провоцировать обострение ситуации вокруг. Сам феномен исламизма не исчезнет".

***

"Неофициальное, неформальное сотрудничество по Исламскому государству между Россией и Америкой уже идет. Несмотря на Украину, несмотря на разногласия по Асаду".

***

"Негативное влияние ситуации в Ираке на Россию будет. Люди, которые оттуда возвращаются, станут расшатывать ситуацию. Но целенаправленного действия со стороны Исламского государства в отношении России не будет".

Интервью целиком – в видеоверсии.