• Главная
  • Кино
  • К слову
  • Георгий Бовт: Чем реже общаются граждане с чиновниками, тем меньше нервов они друг другу портят

Георгий Бовт: Чем реже общаются граждане с чиновниками, тем меньше нервов они друг другу портят

Чем реже общаются граждане с чиновниками, тем меньше нервов они друг другу портят - да и взятку не дашь.

Некогда возникла программа «Электронная Россия». Много денег было, так сказать, освоено. Проку - никакого. На ее руинах родилась идея создать так называемое «электронное правительство». Проект реализуется с 2008 года. Основная мысль - та же: обеспечить возможность дистанционного оказания услуг, сократить время их получения, обеспечить прозрачность, убрать лишние справки и т.д.

К середине 2012 года все региональные и муниципальные органы власти должны были перейти на электронное взаимодействие с нами. Граждане, по задумке, могли бы заказать любую из 400 госуслуг: от регистрации предприятия до регистрации по месту жительства. Задумка, однако, и ныне далека от свершения.

Есть также портал госуслуг. Когда он начинал работу несколько лет назад, планировалось, что уже более скромные 74 приоритетные госуслуги можно будет получить в электронной форме, а по остальным - появится полезная информация. Всего таких услуг насчитали в России около 4000.

И вдруг, в конце прошлого года чиновники решили оставить на едином госпортале всего лишь около 20 самых популярных: получение загранпаспорта, проверка лицевого счета Пенсионного фонда, проверка штрафов ГИБДД и др. Почему? Ответ - слабое межведомственное взаимодействие. Не хотят чиновники отказываться от личного общения. Не хотят прозрачности и обезличенности.

А вот и личный пример. Раньше я проверял свои долги по разным налогам через сайт Минфина nalog.ru. Там же, зная свой ИНН, можно было все и заплатить. Почта России работает плохо, и налоговые уведомления часто просто не доходят.

Недавно сайт был закрыт. И теперь надо ехать в налоговую, получать доступ к какому-то личному кабинету. Я зарегистрирован на едином портале, но оплатить налоги не могу. Почему? Ответ тот же - слабое межведомственное взаимодействие.

Кстати, информация о штрафах за нарушения ПДД подчас разнится на едином госпортале и на сайте самого ГИБДД.

И все же, в январе 2014 года число пользователей единого портала превысило 7 млн. человек. Среднемесячная аудитория - до 3 млн. человек. Наиболее востребованная услуга - проверка штрафов ГИБДД, потом - проверка налоговой задолженности и выдача загранпаспорта нового образца. Через единый портал госуслуг за прошлый год было подано свыше 14 млн. заявлений.

Максимальное число пользователей портала - в Москве, Московской и Свердловской областях. В Москве порталом пользуется 5,7% населения. По доле населения лидирует Приморский край (15,1% населения). Москву обгоняют Калининградская и Амурская области, Ханты-Мансийский АО и Хабаровский край. В отстающих - Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Тыва и Ингушетия.

Надежда реже видеться с бюрократами и добиться большей ясности с разным справками остается. Правительство обещает, что к 2018 году доля граждан, получающих госуслуги в электронной форме, повысится до 70%. Хотелось бы окончательно войти в это число. 

Обозреватель ОТР - об «электронном правительстве» и о том, когда же простые россияне получат доступ к госуслугам в режиме онлайн.
Список серий