Георгий Бовт: Российская избирательная система – одна из самых совершенных в мире

Нынешней российской избирательной системе 20 лет. 29 сентября 1993 года Указом президента был утвержден первый состав Центральной избирательной комиссии и определен механизм образования избирательных комиссий в регионах. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята действующая Конституция. Появилось современное государство нового типа.

По историческим меркам 20 лет – срок ничтожный. К тому состоянию, в котором сегодня находится наша избирательная система, многие страны шли в разы дольше. И даже когда сегодня скептики говорят, что наша система не идеальна, и они должны признать, что мы все же движемся в правильном направлении. Хотя многим хотелось бы быстрее.

Создание практически с чистого листа избирательной системы – это не выращивание гомункулуса в пробирке. Поиск оптимальных вариантов идет и сейчас не в искусственных лабораторных условиях, а в стране с огромным многообразием исторических и культурных традиций. Обеспечить абсолютный универсализм действия всех норм, а также неписаных обычаев правоприменения на такой огромной территории – задача беспрецедентная в истории. Правоприменение невозможно рассматривать вне культурно-исторического контекста. Но также его невозможно рассматривать отдельно от такого фактора, как гражданская активность избирателя.

Демократия – это всегда диалог тех, кого избирают, с теми, кто избирает. Если диалога нет, то система не работает. Демократия постоянно требует наладки, ремонта и критической самооценки. Она несовершенна. Просто все другие системы правления, как говорил один великий политик, еще хуже.

Скептикам это может показаться странным, но по части прописанных формальных процедур российская избирательная система – одна из самых совершенных в мире. Возьми те или иные явления из опыта выборов других, считающихся самыми демократическими стран, – и перенеси на нашу почву, сразу же услышите возмущенные крики о нарушении элементарных норм демократических приличий. У нас на уровне законов эти несуразности как раз отрегулированы. 

К примеру, недавно прошли в Германии парламентские выборы. Так вот из 67 партий, заявивших о намерении участвовать в выборах, в избирательный бюллетень были включены списки лишь 34. Половина. 12 партий обжаловали отказ в Конституционном суде, который восстановил на выборах только одну. Дебаты в СМИ проводились, по сути, только между двумя кандидатами от ведущих партий. Досрочно и по почте проголосовало около 25% избирателей. Социологические опросы публиковались в день голосования. В России сегодня такое невозможно. Хотя наша избирательная система 20 лет назад была практически целиком заимствована из европейского опыта. А сегодня уже другие страны даже кое-что перенимают у нас. К примеру, практику веб-трансляций с избирательных участков стали применять на Украине и в Бразилии.

За 20 лет, кажется, ни один цикл наших федеральных выборов не проводился по одним и тем же правилам. Менялось законодательство по выборам президента, депутатов законодательной ветви власти и муниципальных органов. Думу мы избирали по смешанной и по пропорциональной системе. Проходной барьер варьировалась от 5 процентов с 1993 до 2003 год до 7 процентов в 2007-2011 годах. В 2016 будет снова 5 процентов. С 1995 по 2011 годы число партий, имеющих право участия в федеральных выборах, уменьшалось: в 1995 их было 273, в 1999 – 139, 2003 – 64, 2007 – 15, 2011 – 7. Сейчас число зарегистрированных партий снова близится к сотне. Но самое больше число преодолевших 5-процентный барьер было 20 лет назад – 8 партий.

Менялись требования к представляемым подписям избирателей при регистрации кандидатов. Изменился порядок формирования Совета Федерации. И возможно изменится опять, если вернулся к прямым выборам сенаторов. Исчезла строка «Против всех кандидатов» и «порог явки избирателей» для признания выборов состоявшимися. Отменено право на образование избирательных блоков. Но сегодня опять говорят, что, может, их вернут, а то избиратель запутается в десятках названий партий. Ужесточены требования к организации досрочного голосования и к открепительным удостоверениям. 

Пути дальнейшего реформирования избирательной системы, возможно, коснутся института агитации и политической рекламы, будет продолжен поиск оптимального соотношения пропорциональной и мажоритарной избирательных систем на выборах различных уровней. Однако главный гарант развития избирательной системы в правильном направлении – это гражданская активность самого общества. Как показывает опыт других стран, даже при несовершенном формальном законодательстве такая активность не позволяет допускать масштабные фальсификации, дискредитирующие институт выборов. И наоборот, даже при совершенном формально законодательстве безразличное общество может проспать тот момент, когда некие очередные ушлые популисты, мнящие себя новыми мессиями, его в очередной раз обманут.