Северодвинск. Город рыбаков и рыбачек

Вот оно - Белое море, бескрайнее замерзшее, как большая снежная пустыня. На его берегу и стоит Северодвинск. Здесь не видно даже горизонта. Чистый белый снег сливается с облаками. И только солнце добавляет красок, разливаясь в небе золотисто-розовыми оттенками. В пейзаже с пастельными тонами - вкрапления из черных точек. Это рыбаки. Глядя на них и понимаешь, что под ногами не земля, а метры воды.
Море и реки начнут вскрываться здесь только в мае. Поэтому полгода северодвинские рыбаки занимаются подледным ловом. Рыбачат все - и взрослые, и дети.
Станислав Чиж, рыбак: "У меня в Воронеже сослуживцы живут, с которыми я раньше служил. Говорят, приезжай, хоть сводишь нас на рыбалку. Я: как так приезжай на рыбалку? Вот у вас водохранилище! - Приезжай,без тебя не пойдем! (смеется) Как-то так получается. Ну не знаю, у нас даже если своей машины нет, вот у Михаила нет машины, прав нет. У него есть время свободное. Он такси вызвал. Оделся, приехал! -Миш, сколько стоит такси? 160 рублей! Он тут же с ним договорился, часа через 3 забери меня. Через 3 часа приезжает, забирает, поехали обратно".
Станислав знает здесь почти каждого рыбака. Мичман в отставке, теперь - председетель спортивного и любительского рыболовства. Каждый сезон проводит среди рыбаков городские соревнования.
Елену на рыбалку привела подруга 8 лет назад. С тех пор она не упускает возможности закинуть удочку.
Елена Рашева, рыбачка: "Все более и более с каждым годом на льду зимой очень много женщин, очень много. Девочки как-то внедряются в это дело. Потому что наверно, начали появляться и костюмы рыболовные для женщин. И ледобуры розового цвета".
Отдых один на всех. И работа. Почти половина всех северодвинцев трудятся на заводе Севмаш - единственном в России, который выпускает атомные подлодки. Попадая на территорию, понимаешь, это завод-гигант.
По площади это примерно два княжества Монако. Здесь есть практически вся инфраструктура, как в обычном городе. 11 столовых. От цеха к цеху рабочих возят на автобусах. Движение регулируют сотрудники ГИБДД. Везде установлены дорожные знаки. И если водитель нарушает правила, его штрафуют. Летом около цехов натягивают волейбольные сетки, рабочие в обеденное время любят поиграть в волейбол.
Но предприятие режимное. Поэтому цеха с подлодками и их строителями - под грифом "секретно". А вот обычные станки и работу, где нет специфики показывают. С гордостью. Простой токарь здесь зарабатывает по 100 тысяч рублей. Андрей Новожилов получает еще больше.
Андрей Новожилов, токарь завода "Севмаш": "Это зависит от разряда выполняемой работы. Это зависит от того, сколько выходов будет в месяц. Также это зависит от того, как ты работаешь отвлекаешься или нет. Вот например, я стою сейчас с вами разговариваю, а можно было бы зарабатывать".
Сейчас должность токаря вакантна. Причем в один только цех требуются десятки рабочих. Желающих много. Вахтовики приезжают со всей России, но с работой из-за особой специфики справляются единицы. Работают на заводе в основном местные, причем целыми династиями - от прадедушек. Вся история, в чертежах и макетах, хранится здесь - в заводском музее. На одной из фотографий - Николай Кирейчев -выдающийся корабел и рекордсмен по количеству сданных подлодок - их семнадцать. Буквально на днях он отметил 90-летие.
Николай Васильевич со своей супругой всегда рады гостям. За чашкой чая он рассказывает, как в 17 лет был призван на фронт, как маршировал по Крещатику на параде Победы в Киеве, как строили подлодки. Но больше всего Кирейчевы любят вспоминать, как познакомились. В прошлом году они получили медаль "За любовь и верность". Вместе прожили уже 65 лет.
Николай Кирейчев: "Ходили на танцы, а на танцах знакомятся. - Какая она была?- Ну какая? Вертлявая такая!"
Живут северодвинцы в основном в пятиэтажках, кое-где встречаются небоскребы по местным меркам - девять этажей. Город построен на болоте, и практически все стоит на сваях и намывных грунтах. Уже совсем перекосились, но еще держатся двухэтажные "деревяшки" - сюда еще в 40-ых селили первых рабочих "Севмаша". До распада Советского Союза Северодвинск был закрытым городом. Сейчас с его посещением проблем нет. Можно по трассе от Архангельска, можно по железной дороге. Северодвинск - конечная станция - дальше только Белое море.
Северодвинцы шутят про себя, что они родились в музее. Дело в том, что до 1964 года в здании, которое сегодня занимает Краеведческий музей , был роддом. Это одно из первых каменных строений Северодвинска. А еще там можно встретить старейший пассажирский пароход "Николай Васильевич Гоголь". Судно все еще ходит по Северной Двине с туристами.
Список серий