Тайга. Малый город на Транссибирской магистрали

В нашей рубрике "Малые города" мы отправимся в город Тайга Кемеровской области. Его история неразрывно связана с транссибирской магистралью и большинство местных жителей работают на железной дороге. Но они умеют не только обеспечивать движение составов, но и создавать различные изделия из дерева. С сибирскими мастерами познакомилась корреспондент ОТР Алина Островская.

Жить в городе - но так, чтобы сразу за калиткой дома был лес. Здесь, в Тайге, в таких условиях живут многие.

Марина Грудцына, житель Тайги: "Проживаем мы вот здесь, а вот рядышком с нами лес. В этом лесу мы собираем и грибы, и ягоды. И шишки".

Частный дом здесь можно купить за миллион. По местным меркам - бешеные деньги. Поэтому большинство тайгинцев строят себе жилье сами. Сотрудник водоканала Виктор Килин возводил свой дом четыре года. Рабочих не нанимал, помогали только жена и двое сыновей. Вся семья постигала строительное ремесло по мере того, как рос дом. Больше всего времени ушло на внешнюю отделку.

Виктор Килин, житель Тайги: "У нас угловой дом. Он со всех четырех сторон, его видать. Если сделаешь две стены – некрасиво".

И внутри всё, кроме мягкой мебели, сделано его руками. Виктор с женой долго не могли подобрать кухонный гарнитур, чтобы подходил и по цене, и по качеству, и по функционалу. Пришлось изготовить его самостоятельно.

Сегодня Виктор делает на заказ шкатулки, бочонки, чайники, украшения и иногда мебель. Цены не задирает. Но покупателей всё равно немного. В основном заказывают мелкие подарки - такие как сундучок из бересты, для сибирских гостинцев.

Материалы для своих изделий Виктор отбирает самые качественные - в лес за берестой и древесиной ходит сам.

Там же, в тайге, материалы для будущих костюмов подбирают и участницы театра моды "Любавушка". Их одежда и обувь сделаны из кедровых стружек и щепок.

Дизайнер: "Вот в таких колодках девочки у нас ходят, выступают. Это надо учиться, далеко не каждая сможет: плотная деревянная колодка. Те, кто не пробовал - с первого раза может не получиться".

В театре создали больше 30 коллекций нарядов. Тайгинский ансамбль часто приглашают на конкурсы и фестивали, в том числе заграничные.

Ирина Скрипченко, хореограф театра моды "Любавушка": "Конечно, все в восторге от наших нарядов. Всем всегда хочется нас потрогать. У всех зрителей такая реакция: поймать и потрогать. Не верят, наверное. Или со сцены не видно, из чего сделано".

За 22 года театр моды "Любавушка" стал самым узнаваемым брендом города. А главным спонсором коллектива всегда была Западно-Сибирская железная дорога. Тайга - крупный транспортный узел Транссибирской магистрали. Две трети горожан работают на железнодорожных предприятиях моногорода.

Сын железнодорожника, Анатолий и сам больше сорока лет ремонтировал поезда. И хотя он уже семь лет как на пенсии, регулярно заходит в родное локомотивное депо, делится опытом с молодыми, помогает советами.

Анатолий Синчеренко, пенсионер: "Тогда все вручную. Никакой механизации. А сейчас там современный цех, современное оборудование".

Супруга, дети и внуки Анатолия тоже трудятся на железной дороге. Внук Кирилл, как когда-то его бабушка, работает дежурным по станции.

С будущей женой он тоже познакомился на работе. Сейчас пара ждет первенца.

Кирилл Баяджиев, внук Анатолия Синчеренко: "Думаю, что в дальнейшем мой ребенок также будет продолжателем нашей династии и трудиться на железной дороге".

Для этого в Тайге есть все условия - даже свой Институт железнодорожного транспорта, который считается одним из лучших профильных ВУЗов в стране. Поступать сюда приезжают абитуриенты не только из Кузбасса, но и других регионов Сибири.

Артем Пафонов, студент Тайгинского института железнодорожного транспорта: "Дороги все равно увлекают. Интересно ездить, новое что-то узнавать, дальше учиться и двигаться по карьерной лестнице".

Каждый год десятки студентов, закончив учебу, остаются жить и работать в Тайге. И не только потому, что им предлагают хорошие места на железной дороге. Многим нравится, что здесь можно поселиться в доме, за оградой которого начинается настоящая сибирская тайга.

С железнодорожной станцией Тайга связана легенда о золоте адмирала Колчака. В 1919 году белая армия под натиском красных отступала из Омска. При полку был обоз с имуществом, в котором хранилась часть золотого запаса Российской империи. 26 ящиков были зарыты недалеко от станции Тайга. Но все участники этих событий погибли в боях или позже во время Второй Мировой войны, поэтому тайна золота Колчака до сих пор не раскрыта.

Список серий