• Главная
  • Кино
  • Моя история
  • Юрий Маликов: Я пришел к директору «Москонцерта», взял его за грудки и сказал: «Я не отдам имя»

Юрий Маликов: Я пришел к директору «Москонцерта», взял его за грудки и сказал: «Я не отдам имя»

Дмитрий Кириллов: ­Юрий Маликов – главный огранщик самоцветов в нашей стране. Только занимается этот увлеченный человек не драгоценными камнями, а популярной музыкой. Его призвание – находить таланты и давать им путевку в жизнь. Маликов – это первая советская фабрика звезд. Ведь каждый молодой талант, поработавший в составе легендарного ВИА «Самоцветы», в итоге превратился во всенародно любимого артиста.

Для Александра Барыкина, Анатолия Могилевского, Владимира Кузьмина, Владимира и Елены Пресняковых, Алексея Глызина, Вячеслава Добрынина, Сергея Беликова и даже для Владимира Винокура «Самоцветы» стали стартовой площадкой в большую творческую жизнь. Маликов – создатель легендарного бренда, появившегося 47 лет назад на свет по адресу Советский Союз.

Вы окончили Московскую консерваторию по классу контрабаса.

Юрий Маликов: Да.

Дмитрий Кириллов: И работали вместе с самой Людмилой Гурченко.

Юрий Маликов: Да. Было. Несколько раз.

Дмитрий Кириллов: И выпивали с министром культуры Фурцевой. Было такое?

Юрий Маликов: Было. В Японии. 2 раза даже.

Дмитрий Кириллов: Выпивали, уже будучи кандидатом в члены партии?

Юрий Маликов: Да, я был кандидатом в члены КПСС.

Дмитрий Кириллов: А ваша жена Людмила говорила: «Юра, ну какое счастье, что ты на эстраде. А то бы сидел в какой-нибудь оркестровой яме в Большом театре».

Юрий Маликов: Наоборот. Она прекрасно знает классическую музыку, балет, оперу и симфоническую музыку. Мечтала, чтобы я был музыкантом классическим.

Дмитрий Кириллов: Ростропович слышал, как вы играете на контрабасе?

Юрий Маликов: Я думаю, слышал, потому что он принимал все наши экзамены.

Дмитрий Кириллов: Всю свою молодость Юрий Башмет бренчал под гитару ваши песни?

Юрий Маликов: Он мне сам рассказывал. Поэтому мне было очень приятно это услышать от великого музыканта.

Дмитрий Кириллов: В 1970 году вы работали в Японии. Получается, комсомольцу Маликову доверили поездку в капстрану?

Юрий Маликов: Я уже был кандидатом в члены КПСС.

Дмитрий Кириллов: По анкете проходил.

Юрий Маликов: По анкете я проходил, да.

Дмитрий Кириллов: Ваш друг Владимир Михалев стоял на коленях перед директором училища Ипполитова-Иванова?

Юрий Маликов: Да, мой друг сделал все, чтобы я поступил в училище.

Дмитрий Кириллов: Вы дали слово: пока машину не купите, жениться не будете. 1,5 года стояли в очереди. Люда ждала.

Юрий Маликов: Даже больше. В то время купить машину вообще было невозможно.

Дмитрий Кириллов: А если бы 5 лет стояли, на 5 лет свадьбу отложили бы?

Юрий Маликов: Да, мы бы расписались через 5 лет.

Дмитрий Кириллов: Вы жалеете, что не взяли в ансамбль Серова, Малинина?

Юрий Маликов: Вы знаете, я счастлив, что я их не взял, потому что я бы им испортили карьеру.

Дмитрий Кириллов: В семье Маликовых все музыкально одаренные. Это папины гены?

Юрий Маликов: Да нет. Любят музыку все. Но не все профессионалы.

Дмитрий Кириллов: География ваших гастролей: БАМ, Афганистан. Получается, все стройки и горячие точки. Партия сказала «надо», Комсомол отвечал «есть»?

Юрий Маликов: Да.

Дмитрий Кириллов: Леонид Утесов как-то сказал: «Песню, которую я пою, люди помнить всегда». Можно сказать, что «Самоцветы» - в принципе такие продолжатели Утесова?

Юрий Маликов: Вы знаете, я был очень неплохо знаком с Леонидом Иосифовичем. Мы даже были в одном турне очень большом целый месяц. Утесов был со своей дочкой, с Эдит. И мы выступали. И ему аккомпанировали. Ту душу, которую вкладывал Утесов в свои песни, мне кажется, что сегодняшним исполнителям надо почаще слушать этих артистов и что-то впитывать для себя.

Мне показалось, что мне что-то удалось из этой истории, о которой вы спросили… И некоторые песни я слушаю. Наши песни поют другие исполнители. Хорошо поют. Но лучше, чем когда-то спели мы, трудно спеть. В наших песнях есть некое несовершенство по записям, по сведению. Потому что не было своих студий.

Дмитрий Кириллов: Но в этой простоте красота останется?

Юрий Маликов: Наверное, да. Есть в этом свой аромат, своя душевность и свой романтизм.

Дмитрий Кириллов: Вы умели выбрать песню. Чувствовали, что необходимо людям, что будет успешным. Откуда это чутье песни?

Юрий Маликов: Я думаю, что здесь мне просто повезло. Вот авторы, с которыми нам довелось работать, большинство из них не были специалистами нашего жанра, который сложился в 1970-е годы. Они просто писали песню. А мы старались привнести в эту песню свое творчество, но не испортить то, что было у поэта и у композитора.

И я вспоминаю. Однажды только был конфликт у меня с Туликовым Серафимом Сергеевичем, в котором меня выручила его дочка. Когда Серафим Сергеевич уже пришел на запись, он был немножко недоволен аранжировкой. И в этот момент вбегает 15-летняя Алиса и говорит: «Папа, мне это нравится. Оставь». Он бросил ноты и ушел. «Делайте, что хотите». Получилась песня «Не повторяется такое никогда».

Дмитрий Кириллов: Ваши первые детские музыкальные впечатления все-таки, наверное, от родителей. Кто пел? Папа, мама?

Юрий Маликов: Они не пели. Папа немножко играл на гармошке, на баяне. Потом после войны у него появился аккордеон. И, мне кажется, я первые уроки у папы своего и у его родного брата брал. Я немножко играл на аккордеоне и что-то подбирал сам. Наверное, слух.

Потом, действительно, на хуторе, где я родился, там по праздникам пели очень голосистые ребята и девчата. Мне кажется, какой-то дух… Вы знаете, фильм «Тихий Дон» снимался в 12 км от того места, где я родился. Все то, что было в этом фильме показано, это было за 20 лет до моего рождения, я увидел буквально свое село, свой хутор и тех людей, с которыми я общался.

Герасимов уловил эту изюминку донских казаков. И, наверное, это привело меня к какому-то пониманию музыки.

Дмитрий Кириллов: Вы сначала по музыкальной линии не пошли, да? Почему не сразу вы пришли к музыке?

Юрий Маликов: А где учиться? Не было ни музыкальной школы, ничего. Мы приехали в Подмосковье, в город Чехов. И вот там я провел свое детство – 4-7 класс. Там не было музыкальной школы. Я поступил в индустриальный техникум, где я уже увлекся более серьезно музыкой, поступил параллельно в музыкальную школу. 2 раза в неделю занимался в вечерней музыкальной школе.

Дмитрий Кириллов: То есть учеба учебой, а тянуло все равно…

Юрий Маликов: Все равно к музыке, да. Я закончил Подольский индустриальный техникум. У меня хорошая специальность была. Я думаю, что я сегодня пригодился бы. Называлась «открытая разработка угольных и нерудных месторождений». С красным дипломом закончил. Поступил в музыкальное училище, где я встретил Володю Михалева.

Дмитрий Кириллов: А как получилось, что он на коленях стоял перед директором?

Юрий Маликов: Потому что уже был прием закончен. Закончен прием. А мы пришли туда в октябре месяце. Но у меня уже был техникум. Диплом-то был у меня. Я закончил 2 класса вечерней музыкальной школы. И вот пришел к директору в училище, встал на колени и она открыла еще одно место.

Дмитрий Кириллов: То есть это был аргумент, что «возьмите, он не посрамит».

Юрий Маликов: Да, «он сделает наше училище знаменитым». И Зыкина училась в училище и Пугачева закончила наше училище. Много известных музыкантов. Сейчас это уже академия музыки имени Ипполитова-Иванова.

Дмитрий Кириллов: Контрабас.

Юрий Маликов: Да.

Дмитрий Кириллов: Вы могли представить, что именно этот инструмент так вас захватит?

Юрий Маликов: Потрясающий фильм «Серенада Солнечной долины». Оторваться от контрабасиста невозможно. Конечно, музыка Гленна Миллера и оркестр… Выдающийся фильм, выдающийся музыкант и потрясающий для меня заочный педагог.

Дмитрий Кириллов: Вообще контрабасистов не так много. Достаточно редкий инструмент.

Юрий Маликов: Необычный инструмент. Не все слышат этот инструмент. Слышат бочку барабанную, слышат бас-гитару очень хорошо. Когда в большом оркестре много контрабасов, они создают оркестровый фундамент. А в джазе это потрясающе.

Чарли Мингус и Рэй Браун – это два выдающихся контрабасиста, которые создали настоящую школу джазовой музыки как исполнители. Они превратили инструмент в сольный инструмент. У меня в дипломе написано, что я солист оркестра. Это когда музыкант играет смычком произведение, созданное для контрабаса и для виолончели.

Дмитрий Кириллов: Когда вы встретились с Людмилой впервые…

Юрий Маликов: В 1965 году.

Дмитрий Кириллов: Вы были студентом?

Юрий Маликов: Да. Я только поступил в консерваторию.

Дмитрий Кириллов: У нее, наверное, планы были: «Скоро будет в Большом театре играть».

Юрий Маликов: Да, она как раз хотела. После ее репетиции она приезжала ко мне в консерваторию. Специальный класс, где можно было и самому заниматься, и с педагогом заниматься. Она скромно сидела, ждала иногда 3-4 часа, пока я освобожусь, и потом мы уже ехали куда-то в кино или в кафе-мороженое, или к ее папе. По-моему, месяц мы жили в комнате, которую я снимал. Но потом она намучалась со мной, потому что там был такой диван, на котором одному человеку спать невозможно. Мы ухитрялись как-то приложиться вдвоем.

Она говорит: «Поехали к моему папе». Александр Васильевич нас принял, конечно. Мы еще не были женаты. Мы встречались. Он нам разрешил приходить, смотреть телевизор, готовил нам еду какую-то. В общем, он нас приютил. И мы там года два… Потом расписались и пытались каким-то образом свое жилье… Невозможно было. Я был прописан в Чехове. И в кооператив нас не принимали, потому что я не москвич. Это вообще была проблема.

Пришли в Союз композиторов к Вано Ильичу Мурадели.

Дмитрий Кириллов: Легендарный.

Юрий Маликов: Да. К такому человеку пришли с такой мелочью. Он просто сделал все невозможное, чтобы нас приняли в кооператив Союза композиторов. И, конечно, атмосфера была потрясающая. Из каждого окна, особенно летом, то скрипка, то труба, то какая-нибудь флейта. И, конечно, мои дети воспринимали музыку прямо с рождения. Дима только родился – и я улетел в Японию.

Дмитрий Кириллов: Комсомолец, кандидат в члены КПСС, выпускник Московской консерватории, Юрий Маликов имел, помимо безупречной анкеты, еще и опыт работы в «Москонцерте» в качестве бас-гитариста. Ну, грех такого парня не выпустить за границу. И в 1970 году Маликов попадает не куда-нибудь, а в далекую Японию, где по телевизору поет Том Джонс, где музыканты знают, что такое синтезаторы, микрофоны и стереозвук. После пережитого культурного шока у Юрия созрел план: создать модный вокальный инструментальный ансамбль. А для этого нужно было привезти японскую чудо-аппаратуру, которой не было ни у кого в Советском Союзе. Все заработанные деньги Маликов вложил в свое будущее.

Юрий Маликов: Я приехал с этими 15 ящиками аппаратуры. Там целая история. Первый человек и второй, кто меня приглашали к себе в ансамбль, были Павел Яковлевич Слободкин и Игорь Яковлевич Гранов. Приглашали, чтобы я не создавал свой ансамбль. Чтобы я к ним пришел работать с этой аппаратурой, которую я привез. Я подумал: «Ну, зачем?». И когда я стал интересоваться исполнителями, то я узнал, что много есть молодежи, которая… Первый Слава Добрынин. Меня познакомили с ним. Он еще не был таким известным и не был Добрыниным.

Дмитрий Кириллов: И только начинал писать песни, да?

Юрий Маликов: Еще не начинал писать. Он закончил МГУ. И в таксомоторном парке руководил самодеятельностью. И мы туда пришли. И там его ребята уже были битломаны. И Слава сам увлекался «Битлз». Он был очень похож на Джона Леннона и подражал ему всячески. Пел на английском языке. У него небольшая коррекция…

Дмитрий Кириллов: Грассирование.

Юрий Маликов: Да. Поэтому он на русском языке категорически был против. Я его заставлял петь.

Дмитрий Кириллов: То есть он был звездой таксомоторного парка?

Юрий Маликов: Да. Вот так через него, через другого, через третьего и появился у нас Лев Пильщик. Это такой ярчайший вокалист. Был похож на Тома Джонса. И пел под него, просто копировал. Он был не москвичом. Он из Риги. Потом он эмигрировал в Америку. Жив-здоров, слава богу. И продолжает творческую деятельность долгие годы.

Дмитрий Кириллов: То есть он был на разминке в «Самоцветах», получается?

Юрий Маликов: В первых рядах. А потом пришел и Валя Дьяконов, потом освободился Юра Петерсон от «Веселых ребят», что-то он там не поладил с Павлом Яковлевичем. И Толя Могилевский. Его Слава Добрынин привел к нам в коллектив. Ира Шачнева закончила училище. Это самый первый состав.

Дмитрий Кириллов: А Иру где нашли?

Юрий Маликов: Она закончила училище, дирхор Гнесинки. На этих факультетах классического направления «дирижерско-хоровое отделение» как раз битломания уже начинала проявляться.

Первый состав мы сформировали. Композиторы – конечно, большие мастера создания мелодий. Марк Фрадкин, просто наш гений мелодического, патриотического, романтического песеннего искусства.

Дмитрий Кириллов: И он поверил, что «Самоцветы» будут…

Юрий Маликов: Даже песню «Увезу тебя я в тундру», как он мне говорил… «Я бы хотел, чтобы ансамбль типа Александрова кто-то пел, кто у нас на вершине славы в Советском Союзе». А он отдал неизвестному коллективу под руководством Юрия Маликова. Еще не было имени у нас. И мы спели песню «Тундра».

Начало 1970-х – это было необыкновенное время. И необыкновенное количество концертов. ­Мы и несколько коллективов в «Москонцерте» делали план по зарплате. 3000 человек работало в нашей организации. Надо было содержать эту организацию. И вот несколько коллективов, которые работали только на стадионах летом и во дворцах спорта зимой. Народ шел на гитару, на инструмент и на молодых людей, которые пели эти песни.

Появились авторы. И композиторы, которые постарше, давили, чтобы ансамбли пели их песни. Союз композиторов нажал на все педали через радио, телевидение. И я попался первый.

Дмитрий Кириллов: Создать модный ансамбль в СССР – дело непростое. Маликову приходилось крутиться между музыкантами, мечтающими играть, как «Битлз», и советскими чиновниками. Но Юрий Маликов искусно умел сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. «Самоцветы» любили как в ЦК ВЛКСМ, так и в Министерстве культуры. Тем более, что с Екатериной Фурцевой Юрий Федорович был знаком еще со времен работы на выставке в Японии.

Юрий Маликов: Там я встретился в первый раз с министром культуры. И для нее мы специально выступали в каком-то небольшом зале. И потом был такой фуршет, часа два Екатерина Алексеевна пела с нами.

Дмитрий Кириллов: Это знакомство с Фурцевой потом как-то пригодилось?

Юрий Маликов: Нам предложили поехать на гастроли на Кубу. И накануне отъезда меня пригласили в министерство культуры на прием к министру культуры. Она вручила мне письмо для посла. И это был последний день ее жизни. Ночью она скончалась. Я впервые об этом говорю. Я потом об этом ее дочке рассказывал, Светлане. Мы улетели в 6 утра на следующий день на Кубу. И там уже только узнали о том, что случилось.

Потом я встречался, однажды был на приеме у Петра Ниловича Демичева. Он меня тоже принимал, не помню, по какому вопросу. Что-то было связано с моим выступлением на каком-то совещании. Как ни странно, по нашему жанру, по вокально-инструментальному жанру. И вот меня пригласили в министерство и высказали какие-то свои пожелания. Так что я с такими большими нашими министрами встречался.

Дмитрий Кириллов: И вот 1975 год, пик популярности. Вас рвут на части все города.

Юрий Маликов: Три концерта в цирке, три концерта в Ижевске. Все билеты проданы. Но когда на человеке сосредоточен репертуар и он не является на концерт, и концерт просто срывается, а 1500 человек сидят и ждут, что в 15:00 начало концерта, а его нет. Что делать? И вместо того, чтоб приехать в Москву и разобраться в Москве, наверное, прийти в комитет Комсомола, я, наверное, неправильно поступил. Я устроил собрание и что-то стал говорить.

Дмитрий Кириллов: Это была катастрофа.

Юрий Маликов: А как? Выходим петь песни… Нельзя было включить, фонограмм не было. Петь живьем. Первого голоса нет. Что-то такое там подменили, заменили, что-то такое скомбинировали. Еле-еле отработали. Зритель ничего не почувствовал. А потом собрание. Он сидит. Лыка не вяжет. Я был не прав, что я устроил это собрание. Зачем? Я хотел его не перевоспитать, а что-то сказать, указать. А каждый человек почувствовал, что он может оказаться на месте этого человека, его могут уволить, и так, и сяк. В общем, ошибка была, конечно, моя неопытность. Сейчас бы я этого не допустил никогда.

Дмитрий Кириллов: День, когда большая часть музыкантов покинула ансамбль, Юрий Маликов до сих пор вспоминает с содроганием. Предательство пережить было сложно. Ведь нашлись даже охотники отнять у него название ансамбля и уволить с должности худрука.

Юрий Маликов: Меня вызывают в горком партии, пытаются меня как-то сориентировать. Какие-то люди куда-то чего-то там написали, какие-то анонимки там… Я даже не помню. Я прихожу к директору «Москонцерта», в прямом и переносном смысле беру его за грудки. А он что-то стал говорить. Я говорю: «Не вы создавали этот коллектив. Я буду решать». И толкнул его в стенку. Я его не ударил, а за грудки взял и говорю: «Я не отдам имя». В течение 5 или 6 дней я собрал другой состав. Две недели репетиций. И мы поехали с «Голубыми гитарами» на гастроли. Битковые аншлаги везде. Народ ничего не понимал. Не было такого, что каждый день… что выучили фамилию, имя…

Дмитрий Кириллов: На пластинках просто название группы было.

Юрий Маликов: Не группы, а ВИА «Самоцветы» под руководством Юрия Маликова.

Дмитрий Кириллов: И фотографии часто.

Юрий Маликов: С фотографией, без фотографии. Там фотографии такие делали, что даже не узнать никого.

Дмитрий Кириллов: На смену Ирине Шачневой и Валентину Дьяконову пришли Елена и Владимир Пресняковы. Под знаменем «Самоцветов» стали собираться самые талантливые музыканты. Поскольку Маликов создал настоящий бренд. Вот уж точно свято место пусто не бывает.

Юрий Маликов: Выдающиеся исполнители. Потрясающие. Володя Кузьмин, Саша Барыкин, Леша Глызин, Винокур, Пресняковы, Аркадий Хоралов, Сергей Беликов. Потрясающие артисты. Это наше сегодняшнее достояние. К сожалению, Саша Барыкин уже ушел. Когда я устраивал юбилейный концерт - 35 лет ансамблю «Самоцветы» в 2006 году, я пригласил всех. Всех, кто когда-либо работал. 99% пришли на этот концерт. Когда я готовился к юбилею, в этот момент был расцвет «Фабрики звезд». «Фабрика звезд» просто из каждого утюга, из каждого телевизора…

Дмитрий Кириллов: Это было событие такое, явление.

Юрий Маликов: Много артистов. Но когда они стали петь наши песни, я думаю: «А почему же я должен отдавать эти песни только им. Пусть попробует моя дочка». Она категорически была против. Она в этот момент искала себя и нашла себе партнера Сашу Постоленко, они сделали дуэт, несколько наших песен. И она сделала маленькое попурри из песен «Самоцветов». И из того репертуара, который у нее появился, лучше всего проходило это попурри.

12 лет они существуют очень неплохо. Мне кажется, они не мешают нам. У нас есть своя программа, у «Самоцветов», а у них своя программа.

Дмитрий Кириллов: Когда вы начинали, в 1970 году придумали «Самоцветы», вы, наверное, не подозревали, что эта история будет длиться много-много лет.

Юрий Маликов: Да, уже 48-й год идет.

Дмитрий Кириллов: И пусть она продолжается.

Юрий Маликов: Будем надеяться.

Дмитрий Кириллов: Потому что когда у песни есть душа, песня бессмертна.

Юрий Маликов: Спасибо. Прекрасное было интервью.

Дмитрий Кириллов: Спасибо вам.

История «Самоцветов» - от основателя легендарного бренда
Список серий