Советское кино – удивительное явление в нашей культуре. Любимые фильмы мы знаем наизусть, цитируем их. Потому что это шедевры. Сегодня драматургу Виктору Мережко исполнилось бы 85 лет. Казалось бы, горе, ушел человек. А смотришь кино – и понимаешь: нет! Мережко жив. В своих героях, в неповторимых историях, ставших сценариями для фильмов. Мережко был, есть и будет. Мережко с нами, он навсегда.- Виктор Мережко, то, что выходит из-под пера этого драматурга – настоящие бриллианты отечественного кино. "Родня", "Здравствуй и прощай", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Полёты во сне и наяву". Стоит только произнести название этих культовых кинолент, и сразу всплывают в памяти до боли знакомые картины. Персонажи Мережко давно уже стали народными, да и сам Виктор Иванович народный и по званию, и по жизни. Фильмы, снятые по сценариям Мережко, как хорошее вино – со временем становится еще более ценными. Может быть, потому советскую киношколу, к которой, безусловно, относится Виктор Иванович, и называют великой, поскольку ее фильмы словно художественные полотна выдающихся мастеров. К ним постоянно возвращаются, они востребованы новым поколением, а значит, уже стали бессмертной классикой. Дмитрий Кириллов: Вы из донского рода, бесстрашный лихой казак. Это так? Виктор Мережко: Это так. Лихой. Дмитрий Кириллов: Ваше выступление на Новый год перед Герасимовым в Доме кино закончилось пенделем и вашим криком: "Я еще сюда вернусь". Было такое? Виктор Мережко: Пендель и вернусь. Дмитрий Кириллов: Драматургия – это предельно просчитанная шахматная игра между автором и зрителем? Виктор Мережко: Но интуитивная. Дмитрий Кириллов: Имидж гусара вам по духу? Виктор Мережко: Нет, я более расчетливый человек. Дмитрий Кириллов: Женщины и кино – две ваши главные страсти в жизни? Виктор Мережко: В первую очередь семья, конечно, потом кино, потом женщины. Дмитрий Кириллов: Сценарий "Полетов во сне и наяву" режиссер Балаян считал гениальным, и поэтому снимал просто и легко. Виктор Мережко: Он не считал его гениальным, он считал вначале его очень плохим, даже хотел отказаться. Потом передумал и снял замечательную картину. Дмитрий Кириллов: Увидев ваш первый фильм "Зареченские женихи", Белла Ахмадуллина кричала: "Витя, браво, браво!". Виктор Мережко: Она сказала, больших гадостей она не видела и не читала. Дмитрий Кириллов: Если Юрский в образе Бендера сбегал от Зоси Синицкой, то Мережко сбегал от провинциальной девушки в образе Юрского. Было в жизни? Виктор Мережко: Да, было. Дмитрий Кириллов: Незаменимых людей нет, а вот незаменимые артисты есть? Виктор Мережко: Да, есть великие артисты. Дмитрий Кириллов: Белые брюки, модные затемненные очки. Вы всегда такой модник были, с малолетства? Виктор Мережко: Я с малолетства был нищим, а потом решил компенсировать это белыми брюками и шляпой. Дмитрий Кириллов: Чтобы получился гениальный сценарий, вы часами ждете вдохновения, когда прилетит муза? Виктор Мережко: Да не дай бог. Садись, работай, стучи пальчиками по клавишам, и все придет. Дмитрий Кириллов: После выхода сериала "Сонька — Золотая ручка" вам сообщили на зоне конкретные люди, что вы там свой человек? Виктор Мережко: Да, мне сказали: "Не дай бог, но лучшая шконка ваша". Дмитрий Кириллов: Ваш близкий друг Анатолий Папанов частенько вас будил утром со словами: "Витя, вставай! Работай!". Виктор Мережко: Нет: "Здорово, Витюха! Как дела?". Дмитрий Кириллов: Ваши дети Иван да Марья пошли по вашим стопам? Виктор Мережко: Иван – молодой режиссер, уже четыре фильма снял. Маша закончила ВГИК, но занимается интернет-бизнесом. Дмитрий Кириллов: Вы знаете такого уже взрослого человека, который может в день отжаться 80 раз, выпить бутылку водки, если надо? Виктор Мережко: Знаю. Но он 70 раз отжимается. Бутылка водки, если ему хочется – это норма. На следующий день он не пьет. Это я. Дмитрий Кириллов: Вы когда-нибудь плакали над судьбами своих героев, которых вы сами придумали? Виктор Мережко: Бывало. "Гражданка Никанорова", "Сонька — Золотая ручка". Очень был растроган некоторыми. Бывало. Дмитрий Кириллов: Голливуд считают Меккой киноиндустрии. Ваши сценарии подходят под голливудский формат? Виктор Мережко: Никогда не думал об этом, и мне неинтересно. Дмитрий Кириллов: Вы с детства мечтали быть артистом, а стали в итоге сейчас режиссером. Виктор Мережко: Но я и снимался в кино еще как артист. У меня порядка 12 ролей. Дмитрий Кириллов: А что же интереснее все-таки: снимать кино? Виктор Мережко: Писать сценарий для себя и потом его снимать. Дмитрий Кириллов: Вам кто-нибудь говорил, что вы лучший сценарист в России? Виктор Мережко: Я сам себе это говорю, и все говорят. Дмитрий Кириллов: У нас в стране есть такой драматург, который понимал бы женскую душу лучше, чем Виктор Мережко? Виктор Мережко: Думаю, нет. Дмитрий Кириллов: Вы дружили с такими великими актрисами, у которых действительно характер-то… Если там личности, они же все харизматичные, они же все яркие, импульсивные. Одна Мордюкова чего стоит? Виктор Мережко: Да. Но она после трясины, которую Григорий Чухрай снимал, попросила, чтобы я написал для нее комедийную смешную роль. Я написал "Родню", комедийную, смешную. Я написал "Родню", у которой рабочее название было "Была не была". А потом была картина Михалкова. Она прочитала, была в абсолютном восторге от сценария, то есть кричала: "Витя, что ты написал! Это должен снимать лучший режиссер Советского Союза!" – "Это кто?". – "Ну, кто? Никитка". (Фрагмент х/ф "Родня", реж. Н. Михалков, сценарий В. Мережко, 1981 г.) Виктор Мережко: Вначале она пришла на фотопробы к Михалкову на Мосфильм с шестимесячной завивкой, в красивой кофточке, на таких каблуках, в юбочке, и Никита, они ведь были знакомы, он говорит: "Идем в костюмерную, потом гримерку, и на открытие". И надел ей майку какую-то, потом вставил в рот золотые зубы из фольги, разлохматили прическу. И она возмутилась, говорит: "А что ты со мной делаешь? Ты что из меня дуру делаешь?". И она ушла: "Я сниматься не буду. Пусть Римма Маркова снимается", как она говорила. И Никита мне говорит: "Слушай, она ушла". Я говорю: "А что такое?" – "Ей не понравился образ. Она пришла такая вся дама-дама, а мне нужна сельская тетка". Она сказала: "Нет". И мне звонит Нона: "Забираем сценарий у Никитки". Я говорю: "Почему?" – "А он русскую женщину не понимает, не уважает, унижает. Я сниматься у Барчука не буду". Я говорю: "Не психуй. Все нормально" – "Я не буду, забирай сценарий". Я говорю: "Я не могу забрать. Он в запуске уже. Сейчас я перезвоню тебе". Перезваниваю, говорю: "Никита, Нонна звонит. Что сказать?" – "Скажи, что Римму Маркову будем пробовать". Я перезваниваю через полчаса, говорю: "Нонночка, ты знаешь, сейчас с Никитой говорил. В общем, ты отстранена от роли, будет Римма Маркова". – "Ну, нехай себе снимает Маркову, нехай снимает". Через час-два звонок: "Вить, а что, правда, что ли, Римму Маркову снимают?" – "Ну, Никита позвонил. Завтра у нее фотопробы" – "Да что, он с ума сошел? Она же хуже артистка, чем я". Дмитрий Кириллов: О, заиграло актерское. Виктор Мережко: Я говорю: "Нонна, но ты же отказалась" – "Да я не отказалась. Ты поговори с ним, чтобы он голову включил, не унижал так русскую женщину". Я Никите говорю: "Слушай, кажется, там испуг пошел" – "Давай-давай, дожимай, дожимай". Вечером звонит где-то в полночь: "Вить, ты не говорил с Никитой?". Я говорю: "Говорил. Он психует, но завтра…". На завтра я говорю: "Нонна, пришла Маркова. Очень хорошие фотопробы сделали. Никита склоняется на 100%, что она будет сниматься". (Фрагмент х/ф "Родня", реж. Н. Михалков, сценарий В. Мережко, 1981 г.) Виктор Мережко: "Да ты что?! Да что же ему голову разобью!". Села в такси, приехала на Мосфильм, ворвалась туда. Никита говорит: "Нонночка, солнышко мое. Обнимись. Приехала. Давай работать". Все. И в Днепропетровске мы снимали, на площадке были такие же фокусы, когда она собирала все вещи, уезжать. (Фрагмент х/ф "Родня", реж. Н. Михалков, сценарий В. Мережко, 1981 г.) Виктор Мережко: До поезда шесть часов, она уже сидела на перроне уезжать в Москву, а я шел, утешал ее, сидел: "Нонночка, ну, что ты?". Плакала, рыдала. (Фрагмент х/ф "Родня", реж. Н. Михалков, сценарий В. Мережко, 1981 г.) Виктор Мережко: Никита со стороны появлялся, говорит: "Глянь, кто пришел, кто выглядывает из-за угла" – "Кто? А-а!". Обнимались. Опять в гостиницу, опять распаковывали вещи, опять на съёмочную площадку. Ну, это кино. Но интересно. Дмитрий Кириллов: А как актеры, например? Там же Крючкова бедная. Все же зависимы были от этой ситуации. Виктор Мережко: Во-первых, Нонна Викторовна Мордюкова великая, конечно. Во-вторых, знали ее характер. В-третьих, все были влюблены в сценарий и в Никиту. Нонна говорила: "Ой, Витька, я влюбилась". Говорю: "В кого?" – "Да в кого? В Никитку. Эти усы! От него же одеколоном каким пахнет. А потом, на “Мерседесе”. Ой, я не могу!". (Фрагмент х/ф "Родня", реж. Н. Михалков, сценарий В. Мережко, 1981 г.) "Я влюбилась в него". Ну, влюбилась. А он же действительно красивый мужчина. Дмитрий Кириллов: Благодаря тому, что была любовь настоящая, она и в сценарии, и между актером, и режиссером – получилось кино? Виктор Мережко: Да. (Фрагмент х/ф "Родня", реж. Н. Михалков, сценарий В. Мережко, 1981 г.) Дмитрий Кириллов: Вы с самых юных лет вообще в себе не сомневались. Что это была за история? Приехал молодой, наглый, прорвался в этот Дом кино к тем звездам, которые там Новый год справляли. Виктор Мережко: Это первый курс, первый семестр. Я протырился каким-то образом, безобразно одетый, но бедный. Места нет, я, хлоп-хлоп, рюмочку, там одним столом "С Новым годом!". А говорил еще с южным произношением. Гэкал, говорил. "С Новым годом! С Новым годом! С Новым годом!". И там же, когда все шумные, я наливаю себе: "С Новым годом! С Новым годом!". Дмитрий Кириллов: Никто внимания не обращал? Виктор Мережко: Не обращал. А потом увидел, что стоит великий Бондарчук, Герасимов, Шпаликов, Ежов и Чухрай. С Чухраем Григорием Наумовичем я потом работал, сценарии для него писал. Я подошел к ним и сказал, что "Здорово, мужики!". Они удивленные посмотрели. А веселые, Новый год, танцуют. Я говорю: "Мужики, здорово!" – повторяю. Дмитрий Кириллов: Уже выпив хорошо? Виктор Мережко: Выпивши. "С Новым годом?". Они молчат и удивленно смотрят: "Кто это?". Дмитрий Кириллов: Что за чудо? Виктор Мережко: "Чмо пришло". Я говорю: "Слушайте, вы тут все стоите, великие, знаменитые, грандиозные. Но пройдет не так много лет, я стану таким же знаменитым, как и вы. Меня зовут Виктор Мережко. Запомнили?". Молчат. "Виктор Мережко говорю. Запомнили или нет?". Сергей Федорович взял меня за руку, отвел в сторонку и сказал: "Иди-ка отсюда". Я пошел смеяться. И еще где-то рюмочку выпил и поехал в общагу хмельной. Дмитрий Кириллов: С чувством выполненного задания? Виктор Мережко: Доволен был. Дмитрий Кириллов: Когда у вас появляется героиня на бумаге, вы представляете себе, кто это может сыграть? Виктор Мережко: В советское время бывало достаточно часто. Мордюкова в "Родне". "Гражданка Никанорова" я писал не на нее, а на молодую Чурикову, сценарий долго лежал, его не пускали в производство. Сказали, что про деревенскую проститутку. А потом я сказал Леониду Марягину: "Наташа Гундарева". А я с Натальей Гундаревой дружил, мы были друзья. И он сказал: "О!". И также точно я предложил ему Борислава Брондукова, моего друга. Мы очень дружили с Боречкой Брондуковым. Я сказал: "Посмотри Борю в пару с Наташей, как интересная пара". Мосфильм не очень вначале соглашался, а потом смирился. И получился интереснейший дуэт. (Фрагмент х/ф "Вас ожидает гражданка Никанорова", реж. Л. Марягин, сценарий В. Мережко, 1979 г.) Виктор Мережко: Наташа снялась в четырех моих сценариях, и мы дружили, бывали в гостях друг у друга. Она настолько была талантлива как актриса, и как женщина, и как друг, что это было уникально. Она не была эгоистична, она отдавала себя дружбе, любви. Она в любви не очень была кроме Филиппова, а так, в любви ей не очень везло-то. У нее много было мужчин. Но она была искренней. Она не была капризна на площадке, она с радостью работала, с радостью, если режиссер ей вот столько подсказывал, она на это наворачивала еще больше. Она была удивительная такая, действительно женщина планеты. (Фрагмент х/ф "Вас ожидает гражданка Никанорова", реж. Л. Марягин, сценарий В. Мережко, 1979 г.) Дмитрий Кириллов: Вы работали в самую золотую эпоху советского кино, где были одни сплошные бриллианты. Виктор Мережко: Мне судьба подарила удивительное знакомство и творческие отношения там. Гундарева, Зайцева, Виктор Павлов, Олег Ефремов, Олег Янковский, Олег Иванович Борисов (удивительный был актер), Нонна Мордюкова. То есть я начинаю сейчас их перечислять… Дмитрий Кириллов: Гурченко? Виктор Мережко: Да. У нас случился разлад на картине "Аплодисменты, аплодисменты", рабочее название "Актриса прошлых лет". Она решила, что это про ее жизнь, и стала переделывать сценарий и очень скандалить с режиссером-постановщиком Виктором Бутурлиным, а он перед ее напором сдался. А я приехал, отдыхая в Юрмале, срочно мне звонят, там скандал: "Гурченко уничтожает режиссера, приезжайте". Дмитрий Кириллов: Перекраивает. Виктор Мережко: Я приехал, и мы там очень резко поговорили. Она сказала: "Это мой сценарий". Я говорю: "Это мой сценарий" – "Нет, это про меня". Я говорю: "Я писал на Надежду Румянцеву, вообще-то для нее писалась роль. Просто так получилось, что ты играешь эту главную роль". Но потом мы немножко примирились, но этот раскольчик так и остался немножко. Дмитрий Кириллов: Как говорится, когда актриса влезает в режиссуру… Виктор Мережко: Она сама хотела быть режиссером по своей природе в силу того, что она была абсолютный лидер во всем: в любви, на площадке, в друзьях. Единственное, она двух режиссеров, наверное, даже боялась: это Михалкова Никиту Сергеевича и Виктора Ивановича Трегубовича, был такой на Ленфильме удивительный режиссер. (Фрагмент х/ф "Полеты во сне и наяву", реж. Р. Балаян, сценарий В. Мережко, 1982 г.) Дмитрий Кириллов: Если говорить о фильме "Полеты во сне и наяву", Балаян говорил, что это просто вообще снимать нельзя. Виктор Мережко: Да. Он позвонил, говорит: "Витя, что ты написал?". Я говорю: "А что?" – "Ну, говно написал". – "Почему?" – "Ну, дурак какой-то. Что он хочет? Я сказал, про меня напиши – это горы, Карабах". – "Какое "горы, Карабах"? Рома, тогда я забираю, расторгаю со студией Довженко договор" – "Подожди один день, подожди, да". Через два дня звонит: "Витя, дети кушать хотят, надо кормить чем-то. Ну, сниму это барахло". Дмитрий Кириллов: Муру эту. Виктор Мережко: Муру, да. Дмитрий Кириллов: Но Янковский, думаю, что у него одна из самых любимых картин. Виктор Мережко: Это любимая картина. Он мне однажды… Ну, как? Мы были почти друзья. Мы сейчас пишем, он часто бывал в гостях. Он говорил, что это его самая любимая картина. Когда в Доме кино была премьера, и зал был битком, и зал строил овацию, Балаян сказал: "Слушай, хорошую картину мы с тобой сделали". (Фрагмент х/ф "Полеты во сне и наяву", реж. Р. Балаян, сценарий В. Мережко, 1982 г.) Дмитрий Кириллов: Вы сколько лет писали для разных режиссеров, а потом в итоге все-таки подумали: "А почему бы не снять, не визуализировать то, что сам?..". Виктор Мережко: Да. Дмитрий Кириллов: Это интересно, то, что сначала на бумаге рождается, а потом воплотить? Виктор Мережко: Это очень интересно, потому что ты на бумаге одно, когда ты выходишь на съемочную площадку – многое меняется. Это игра, очень красивая, достойная, увлекательная. (Видеофрагменты из жизни В. Мережко.) Дмитрий Кириллов: Не могу не спросить про Олега Басилашвили, человека, который, по-моему, в вашей жизни тоже какой-то отдельной красной строкой идет. Виктор Мережко: Он снялся, по-моему, в четырех моих фильмах, уже не сценариях, а фильмах, и он говорит: "Слушай, ты бы написал для меня роль какую-то, что-нибудь неожиданное". Я говорю: "Ты знаешь, я у Худякова снимался в какой-то картине. Я чуть ли не эпизод играл там, маленькая роль человека, потерявшего память. Это мне было бы интересно, такого человека без памяти". Я стал думать очень долго, а потом вспомнил картину Репина "Не ждали". Странная картина, и для Репина не очень свойственная. И когда появилось название "Не ждали", я достаточно быстро написал четыре серии, месяца за полтора. И когда Олег Валерианович прочитал, он сказал: "Слушай, это мое. Вот то, о чем я мечтал всю жизнь. Лучшей роли я не представляю себе". (Фрагмент х/ф "Не ждали", реж. В. Мережко, сценарий В. Мережко, 2017 г. Производство компании "Фаворит-фильм".) Виктор Мережко: Мне легко с ним работать, но он очень требователен. Он на площадку приходит, всегда зная текст. Всегда. Он должен был играть человека, и сыграл человека-овоща. Никого не помнит, никого не знает, погружен в весь мир, в который ты никогда неспособен войти. Это его мир, странный мир. Он 100 раз накануне позвонит: "Вить, слушай, объясни мне еще". Мы до съемок месяца 1,5 часто встречались, обговаривали детали. Мы никогда не репетировали, чтобы он входил в этот образ, но в первый съемочный день, именно первую сцену, когда сын встречается с отцом безумным, он сыграл настолько грандиозно. Конечно, вот так глотка хватает. (Фрагмент х/ф "Не ждали", реж. В. Мережко, сценарий В. Мережко, 2017 г. Производство компании "Фаворит-фильм".) Дмитрий Кириллов: Виктор Иванович, в такой форме находиться – это гены или это характер? Виктор Мережко: Безусловно, это гены. Мой отец Иван Севастьянович Мережко был худощавый до самого конца своего, никогда не было живота. Вот как у меня живота нет. Поджарый, казак с таким мясистым носом. А мама Гончарова (она не поменяла фамилию на Мережко, фамилия была Гончарова). Гены, конечно. И потом, я никогда не завтракаю. Мне Чухрай Григорий Наумович сказал: "А ты не завтракай. Зачем ты ешь? Ты же набил брюхо, и сразу хочешь спать. Правильно?". Я говорю: "Да, сразу не хочу ничего делать" – "Стакан воды, две чайных ложки меда – это завтрак у тебя". И вот уже более 40 лет я вообще не завтракаю. Утром вода и мед, зарядка 1,5 часа. Не только отжимаюсь. Вон у меня гантели по 15 кг, тренажер, беговая дорожка. 1,5 часа. Потом обед, как правило, или овсянку, или гречку. А вечером можно хорошо поужинать. Но если завтра не ответственный день, то и рюмочку-вторую могу. Я не подвержен, к счастью, зависимости от алкоголя. Я могу выпить, могу не выпить. Если с друзьями встречаюсь, то утром я ненавижу себя, что я вчера выпивал. Мне не хочется продолжать это безобразие. Если я днем не работаю один день, то я начинаю нервничать. А вот сел – это как… Дмитрий Кириллов: Глоток воздуха. Как без воздуха день прожил, да? Виктор Мережко: Я не называю это наркотиком, но это потребность. Восторг перед той профессией, которой ты занимаешься. Когда у меня получается сцена, или характер, или сценарий – я счастлив. А фильм когда у меня получается, я вижу, что он в монтаже складывается – это двойное счастье. (Видеофрагменты из фильмов.)