Крайний Север нуждается в легких и современных самолетах

На Севере появятся новые самолеты. Холдинг "Вертолеты России" на форуме в Сочи подписал соглашение, которое поможет решить одну из главных проблем небольших поселений - транспортную.

В следующем году компания начнет выпуск легких самолетов для региональных пассажирских перевозок. Особенно они нужны на Крайнем Севере. О том, как сейчас жители Якутии добираются до отдаленных поселков - Роман Кутуков.

Сейчас прямое авиасообщение с самым северным населенным пунктом республики - поселком Тикси - есть только из аэропорта Якутска. Самолеты туда-обратно летают лишь по будням раз в день, в выходные - рейсов нет. На борту каждый раз от 15 до 40 пассажиров.

Этим рейсом домой из командировки возвращается Юрий Алексеев. Он - пенсионер. На жизнь зарабатывает ловлей и продажей арктической рыбы. Из Тикси отправляет ее по зимнику - в дороге товар может провести две, а то и три недели. Когда рыбу довозят до Якутска, Юрий летит сдавать ее заказчикам. Говорит, траты на дорогу - заоблачные.

Юрий Алексеев, житель поселка Тикси Булунского района Якутии: "У меня пенсия 20 тысяч. А билет стоит - вот я сейчас покупал билет - стоит 20800".

В советские годы, вспоминает Юрий, авиабилет стоил 18 рублей при зарплате в 150. А в Тикси из Якутска и даже Москвы было по несколько рейсов в день. Власти понимали: Крайний Север - стратегическая территория, без авиации она станет безлюдной, как это едва не случилось в 90-ые, когда население Тикси сократилось вдвое.

Юрий Алексеев, житель поселка Тикси Булунского района Якутии: "Кому мы тогда севера оставим? Китайцам или японцам, или американцам? Если все мы выедем с северов, с Арктики. Как говорится, природы не терпит пустоты. Кто-то что-то займет же".

Пассажирскими самолетами в Тикси доставляют и небольшие партии грузов: корреспонденцию, лекарства, скоропортящиеся продукты. Доставка одного килограмма по воздуху стоит от 165 рублей и выше. Поэтому цены на продукты в Тикси - одни из самых высоких в стране: десяток яиц - 190 рублей, килограмм колбасы - около 600, свежих огурцов - 400.

Нина Макаревич, менеджер магазина: "Если взять килограмм картошки, которая стоит 30 рублей. Чтобы ее сюда привезти к этому нужно прибавить 165 рублей, плюс окупка, плюс еще, ну сколько-то добавить, замораживается очень много продуктов".

Продукты длительного хранения самолетами в Тикси не возят из экономии. Доставляют теплоходами во время непродолжительной летней навигации, и по зимникам, когда лед на реках становится крепким. В остальное время жителям Крайнего Севера без авиации не выжить.

Чтобы снизить стоимость перевозок, власти Якутии пытаются добиться от федерального правительства увеличения объемов субсидий и помощи в обновлении авиапарка. Сейчас в регионе в основном летают самолеты АН-24 старше сорока лет. Они потребляют в разы больше топлива, чем современные машины. И требуют серьезного технического обслуживания. Поэтому себестоимость перелета - в полтора раз выше, чем на новых бортах.

Игорь Кудряшов, глава администрации МО "Булунский улус": "Старая техника она свое время, не то, что отработала, она и сейчас эффективна во многих вопросах, но надо искать замену. У нас в этом отношении правительство Якутии работает. Идут запросы, какие мы видим здесь самолеты".

Со временем правительство Якутии планирует создать новую региональную авиакомпанию. И закупить для нее современные экономичные самолеты, адаптированные к географии и климатическим условиям крайнего Севера. В этом случае стоимость авиабилетов и перевозки грузов существенно снизятся. А значит, подешевеют и продукты в отдаленных селах Якутии. Но сроки реализации этих планов пока неизвестны. (Роман Кутуков, Якутск, поселок Тикси, Якутия, ОТР)

Список серий