Крушение самолета АН-148 в Подмосковье: что уже известно следствию?

Катастрофа самолета Ан-148 в Подмосковье. Это событие всю неделю оставалось главной темой в России. На месте падения лайнера только прекратились поисковые работы. Но эксперты все еще выясняют - что же произошло.

Почему после нескольких минут полета Ан-148 на высокой скорости врезался в землю, и все, кто был на борту - 65 пассажиров и 6 членов экипажа – погибли? О том, что уже известно следствию - Максим Волков.

Поисковые работы на месте крушения Ан-148 "Саратовских авиалиний" всю неделю не останавливались ни на минуту. По последним данным, самолет врезался в землю на скорости 800 километров в час. Обломки разлетелись в радиусе 30 с лишним гектаров. Спасатели уже обнаружили почти полторы тысячи фрагментов тел и более четырех тысяч частей лайнера. Версию о теракте Следственный комитет сразу вычеркнул из списка основных.

Светлана Петренко, официальный представитель СКР: "Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания. Взрыв возник после падения самолета. Организовано проведение обысков и изъятие документов в авиакомпании "Саратовские авиалинии". В аэропортах произведены выемки документации по обслуживанию и техническому обслуживанию воздушного судна, а также по медицинскому осмотру членов экипажа".

В Оренбургской области в понедельник был объявлен траур. 34 человека из числа погибших были жителями региона. Во всех храмах Оренбургской и Саратовской епархий - прошли поминальные службы.

Екатерина Закладная, родственник погибшей: "Мы до последнего вчера верили, что хотя бы кто-то там останется живой, звонили в аэропорты, еле дозванивались. Потом уже вывесили списки, мама была предпоследней в списке".

По словам метеорологов, во время вылета Ан-148 из аэропорта Домодедово погодные условия не были сложными. У технических служб нареканий к самолету не было.

Елена Воронова, руководитель пресс-службы АО "Саратовские авиалинии": "Работал в авиапарке "Саратовских авиалиний" с 2016 года. Самолет 2010 года производства КБ Антонова. Опытный экипаж, командир воздушного судна - Губанов Валерий Иванович, пять тысяч часов налета часов на этом судне и 2147 часов налета".

Во вторник, после расшифровки параметрического самописца, в Межгосударственном авиационном комитете назвали предварительную версию крушения: из-за обледенения приемников полного давления, которые замеряют скорость, экипаж получал неверные данные о полете. Обогрев этих датчиков был выключен. Кроме того, перед вылетом самолет не обработали противообледенительным составом

Альфред Малиновский, вице-президент профсоюза летного состава России, пилот: "Это от командира зависит: обработать или не обработать, если чистые поверхности. Командир не самоубийца, он, конечно, даст указания обработать если на плоскостях, на поверхностях снег, лед и так далее. Но это еще ни о чем не говорит. Даже очищенный от наземных осадков самолет может там попасть в полосу, в слой обледенения, и за секунды обрасти глыбами льда".

В четверг специалисты МАК расшифровали второй самописец - речевой. Его данные подтверждают версию с обледенением индикаторов скорости, которые могли запутать пилотов и привести к крушению.

В пятницу после всех проверок "Саратовские авиалинии" возобновили эксплуатацию самолетов Ан-148 - их у перевозчика шесть. После катастрофы компания приняла решение усилить полетный состав экипажей - теперь в него будет входить пилот-инструктор.

Родственникам жертв начали выплачивать денежные компенсации - по сто тысяч рублей. Всего же семьи погибших должны получить по два миллиона. Расследование продолжается. (Максим Волков, Нина Мышкина и Сергей Ялдин – ОТР)

В день катастрофы авиаэксперты заговорили об одном из возможных факторов риска: командир экипажа отказался от противообледенительной обработки самолёта. Почему он это сделал - пока неизвестно.

По некоторым данным, стоянка в Москве была короткой. А температура воздуха - выше минус десяти. По протоколу антифриз в таких условиях не требуется. Однако многим показалось спорным, что решение командир принимает в одиночку.

Владимир Попов, заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама", заслуженный военный летчик РФ, независимый эксперт: "Наверно это нужно было бы немножечко нивелировать и отдавать на откуп руководителю, как мы говорим, дежурному руководителю полетов аэропорта, чтоб он больше принимал решения в этом случае с учетом каких-то экспертных заключений метеорологов. А во-вторых, все-таки наверно нужно уходить от того момента, когда на командира воздушного судна ложится такая ответственность - принять решение, обрабатывать или нет. А ведь давайте оглянемся чуть-чуть назад. За его спиной стоят руководители компании, которые явно дают ему указания в предыдущие дни, что как можно больше сэкономить из того бюджета, который они имеют на сегодняшний день. Прибыль сегодня стоит во главе угла".

Крушение в Подмосковье стало второй крупной катастрофой Ан-148 за девять лет его эксплуатации. Первая произошла в 2011-м. Тогда самолёт разбился при испытательном полёте. Погибли шесть человек.

"Саратовские авиалинии" уже возобновили полеты на Ан-148. До этого компания устроила дополнительную проверку лайнеров.

Список серий