Метро как идея: В Челябинске за 25 лет строительства метрополитена не открыли ни одной станции

Челябинский метрополитен уже 25 лет существует как план. Даже уже есть тоннели под землей, но ни одна станция до сих пор не открыта. И как вида транспорта этого метро не существует. Почему? Потому что много украдено.

Строители челябинского метро сейчас только поддерживают то, что было построено в прошлые годы. За весь 2015-й год они не проложили ни одного метра нового тоннеля.

"Сейчас ведутся работы по станции "Торговый центр". Там были пройдены ранее выработки, и состояние которых требовало работ по укреплению", - говорит Виталий Передерий, заместитель министра строительства Челябинской области.

Челябинский метрополитен сооружают на деньги из федерального бюджета. На укрепление участков, откачку воды, подачу воздуха и охрану в прошлом году "Челябметрострой" потратил миллиард рублей. Больше денег ни на что не хватило.

Чтобы достроить подземку, в 2015 году власти Челябинской области просили у федерального правительства 55 миллиардов рублей, но денег не получили. В этом году просят 70 миллиардов. Для подтверждения расходов минувшим летом в город пригласили специалистов из московского Института транспорта.

"Еще раз подтвердили необходимость строительства метрополитена путем экономических расчетов. Сейчас необходимость в строительстве метрополитена, она сомнениям не подвергается", - говорит Виталий Передерий, заместитель министра строительства Челябинской области. 

Метро в Челябинске строят четверть века - с 1991-го года. Изначально планировали закончить к 1998-му, затем дату несколько раз переносили. А начиная с 2005-го, сроки сдачи подземки в эксплуатацию уже никто и не брался просчитывать. Специалисты утверждают: метрополитен - единственный способ избавиться от пробок в центре Челябинска. Любые другие варианты - монорельсовые электрички или сверхскоростные трамваи, - без него бесполезны.

"Транспорт достаточно дорог в эксплуатации, но, с другой стороны, он помогает решить вопросы комфортности проживания горожан", - говорит Владимир Добрынин, член Общественного совета по вопросам градостроительства и развития городской инфраструктуры.

Правда, из шести запланированных станций сегодня готова только одна, и то всего на 70% - из 14 километров перегонных тоннелей проложены восемь.

Чтобы пустить поезда, нужно достроить пять станций, поэтому экономисты региона планы чиновников называют утопией.

"Буквально на днях было опубликовано - поддерживаться у нас будут частично регионы. Автопром. Производство железнодорожных вагонов и еще несколько направлений. Метро там не было", - говорит Сергей Гордеев, заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области.

Сотрудники правоохранительных органов региона сейчас расследуют уголовное дело о хищениях в рамках сооружения челябинского метрополитена. По данным следствия, в период с 2000 по 2008 годы, на проектирование и строительство уже возведенных ранее участков подземки было потрачено 8 миллиардов рублей.

Следователи говорят, что свидетели по делу - бывший директор и бывший главный бухгалтер "Челябметростроя",  могут стать обвиняемыми. Правда, и тот, и другой уже несколько лет живут за границей. 

С начала 1990-х метрополитены страны стали мечтой разных людей, в том числе, и не самых чистых на руку. Метро для коррупционеров - гарантированное обогащение: расходы  колоссальные, эффективность освоения бюджета контролировать трудно. Деньги где-то глубоко в туннеле, куда аудиторы все равно не полезут. И что на самом деле творится под землей, мы иногда узнаем только после очередного ЧП.  

Список серий