Правительство планирует через 12 лет свести смертность на дорогах до нуля

Правительство утвердило стратегию безопасности дорожного движения - до 2024 года. Цель стратегии - за шесть лет резко снизить смертность при ДТП.

Сейчас в авариях погибает в среднем 13 человек на сто тысяч населения. Планируют сократить этот показатель до четырех. И это ещё промежуточный этап. К 30-му году количество погибших на дорогах должно сократиться до нуля.

Понятно, что цель благородная. И нам как стране, которая в Европе лидирует по числу жертв на дорогах, надо что-то делать. Но вот что? Вернее, даже по-другому. Чего не должно быть на дорогах?

В документе прописано, что именно угрожает безопасности. На первое место поставлен старый автопарк - автомобили старше 10 лет. По сути речь идёт о бедности населения, из-за которой люди покупают подержанные машины.

Есть и другие факторы - недостаточный контроль за техническим состоянием автомобилей, рост числа машин и уровень подготовки водителей. Если так вдуматься, главная угроза - судя по перечисленным пунктам - это сам водитель.

Олег Осипов, автоэксперт, редактор сайта Osipov.pro: "Мы имеем самый старый автопарк в Европе. Это совершенно определенно. Старше автопарка нет, чем в России, на европейском континенте. Но на самом деле с участием старых автомобилей происходит не так уж много аварий. Треть всех аварий происходит из-за ненадлежащего состояние дорог. Развязки надо строить с умом, чтобы потоки не пересекались, чтобы не перескались водители и пешеходы на одном полотне. Вот этого надо добиваться, вот это большая проблема".

В Норвегии, Швеции и Германии, чтобы снизить смертность на дорогах, потребовалось около 20 лет. Сколько времени понадобится нам, неизвестно. Тем более, что дороги - вы знаете какие.

Наши корреспонденты - о трассах, на которые лучше не выезжать.

Федеральная трасса А-146 "Краснодар – Верхнебаканский" ведет к черноморскому побережью. Здесь всегда интенсивное движение. По данным Общероссийского Народного Фронта, это самая опасная дорога в стране.

Здесь много неожиданных поворотов, сужений, не хватает разделительных полос и отбойников. Водители, которые нарушают скоростной режим, часто выезжают на встречную полосу. Смертность на этой дороге, длиной 150 километров, в четыре раза больше среднего показателя по стране.

Егор Кузнецов, житель Краснодара: "Я очень часто езжу по этой трассе. И, наверное, редкая поездка обходится без ДТП, потому что много сужений дороги, много населенных пунктов, много ограничений скорости. Я хоть за рулем уже не первый год, но я стараюсь по ночам, честно говоря, не ездить, потому что даже моих мощных фар не хватает".

Трасса пересекает 10 населенных пунктов, а поселок Энем разделяет почти пополам. Почти все школы, детские сады, поликлиника и рынок находятся на одной стороне поселка, а многие жилые дома - на другой. Оборудованных пешеходных переходов на 2,5 километров всего два. Поэтому люди постоянно перебегают дорогу в неположенных местах на свой страх и риск.

Галина Неделько, житель поселка Энем: "Всегда в поселке было опасно проходить трассу, даже в те времена, хотя здесь был установлен пешеходный переход со светофором. А сейчас поток машин такой возрос, что наши джигиты ни на свет, ни на указатели не реагируют. Даже на моих глазах на том переходе, ну, там перехода еще не было, погибла женщина - это ужасное зрелище было, конечно".

В прошлом году на трассе "Краснодар – Верхнебаканский" произошло около 140 аварий, погибли больше 40 человек. В ноябре 2017-го представители ОНФ обратились в министерство транспорта России - попросили сделать эту дорогу более безопасной, особенно на участках, которые проходят через населенные пункты. В ведомстве пообещали обустроить ее уже в этом году.

Рабочие обновят дорожное полотно, поставят разделительные отбойники и светофоры, обустроят 10 пешеходных переходов с импульсными индикаторами. Жители края надеются, что это поможет дисциплинировать водителей и снизить количество аварий.

Западный подъезд к Чебоксарам - сейчас лучшая дорога в регионе. Участок длиною 15 километров соединяет город с федеральной трассой М7 "Волга". Его отремонтировали в прошлом году. И водители не прочь разогнаться на ровной дороге.

Вдоль нее находится много дач, баз отдыха и детских лагерей, поэтому движение здесь всегда оживленное. В 2017-м году на трассе произошло 43 аварии. На всем отрезке пути работают всего две камеры. Жители просят установить еще одну, чтобы она замеряла среднюю скорость на протяжении всего участка дороги.

А эти 15 километров - отрезок федеральной трассы между поселками Яуши и Кугеси в Чебоксарском районе. Здесь нет освещения, в том числе и у пешеходных переходов. В прошлом году на трассе произошло 415 ДТП, 8 человек погибли, большая часть из них - пешеходы.

Андрей Лутов, житель Чебоксар: "Здесь невозможно перейти вот эту проезжую часть. На такой скорости фуры друг за дружкой идут. А в темное время я больно-то не хожу".

Шесть лет назад на этой трассе установили фонари на солнечных батареях. Но два года назад они погасли. Организации, обслуживающие этот участок дороги, меняются одна за другой, ремонтом фонарей ни одна из них так и не занялась.

Альберт Ильин, руководитель общественной организации "Антидиллер": "Если на одном и том же участке дороги регулярно гибнут люди, то, наверное, это неправильно и, наверное, надо что-то срочно менять. Мы обращаемся и в Госавтоинспекцию и к балансодержателям дороги, мы ведем переговоры с чиновниками".

На этой неделе Росавтодор передал этот участок федеральной трассы очередному дорожному агентству. Его руководство обещает отремонтировать фонари в этом году. Однако, точные сроки пока неизвестны. Агентство лишь на днях заключило договор на обслуживание дороги, поэтому план работ составить еще не успели.

Почти все региональные и муниципальные дороги в Калининградской области достались нам в наследство от немцев. До Великой Отечественной движение по ним было односторонним. После войны советские водители стали ездить по этим дорогам в обе стороны. С тех пор мало что изменилось.

Узкая проезжая часть, нет обочин - деревья стоят практически вплотную к дороге. В аварийной ситуации у водителей мало шансов уйти от столкновения с ними. Каждое четвертое ДТП в области связано с наездом на дерево. В год в таких авариях погибают около 70ти человек.

Тимур Зигангиров, заместитель начальника отдела надзора УГИБДД по Калининградской области: "Мы не настаиваем, чтобы деревья убирались прямо вот сплошным потоком со всех автодорог. Мы просто просим, чтобы убирать деревья, в первую очередь, там, где они находятся в треугольниках видимости, на перекрестках, там, где находятся пешеходные переходы, либо там, где деревья уже исчерпали ресурс для своей жизни, находятся сухие, больные, и еще очень они опасны".

Некоторые муниципалитеты выполняют предписания ГИБДД, но в большинстве случаев отвечают, что нет ни техники, ни денег.

Еще один аварийный фактор - старая брусчатка. Она тоже досталась нам от немцев. Ее ни разу не ремонтировали - в Калининграде нет нужных специалистов. За десятки лет на многих городских дорогах покрытие сильно деформировалось. Ездить по нему тяжело, жалуются водители. А в дождь или гололед автомобиль становится просто неуправляемым.

Дмитрий Тимофеев, житель Калининграда: "По мокрой дороге никакая не зимняя, ни летняя резина не спасет в критической ситуации".

Но убирать брусчатку власти не планируют, ведь она - визитная карточка региона.

На этом путепроводе на улице Киевская тоже была деформированная брусчатка, и водители каждый раз рисковали слететь с моста вниз - на железнодорожные пути. Люди постоянно жаловались на это властям. Но те уступили только в прошлом году - осенью брусчатку сняли и положили асфальт.

Список серий