Правительство рассматривает проект реформы пассажирских железнодорожных перевозок

Глобальные планы по развитию системы транспорта есть в отношении поездов. В среду газета "Коммерсант" сообщила, что правительство рассматривает проект реформы пассажирских железнодорожных перевозок. В чём она состоит.

К 2025 году предполагается отменить большинство поездов дальнего следования. То есть, если от города до города больше 3 000 километров, придётся только лететь. Расстояния до одной тысячи километров останутся за поездами. При этом есть план существенно сократить количество плацкартных и общих вагонов. Сейчас их 67%, а хотят сделать 10%. Это пока в стадии обсуждения. И официальных комментариев пока никто не даёт.

В минувший четверг в прямом эфире мы спрашивали зрителей, готовы ли они пересесть с поезда на самолёт. 92% сказали "нет".

Один из маршрутов, который может сократить реформа пассажирских железнодорожных перевозок, Москва — Чита. От Ярославского вокзала до конечной точки поезд идёт шесть с лишним тысяч километров.

Его пассажирам, как и многим другим, покупающим билеты на поезд на дальние расстояния, придётся пересесть на самолёт. Сэкономят время. Вместо 4 дней по железке — 6 часов полёта. Но больше потратят на билет. Пассажиры считают, что поездка до Читы сама по себе не из дешевых, даже в самом простом плацкартом вагоне.

Сейчас билет стоит около 5 тысяч. Но это ощутимо выгоднее самолета. Самый дешевый билет по тому же маршруту обойдется в 2 раза дороже. Та же картина на многих направлениях.

Деньги считают не только пенсионеры. В этом же вагоне много молодежи, которая летает чаще. Но в основном в другие страны.

Пока эти перемены в жизни пассажиров — лишь на бумаге и только обсуждаются в правительстве. Эксперты разъясняют цели преобразований: сократить расходы государства на поддержку убыточных рейсов, улучшить качество межрегионального сообщения в том числе за счет появления новых частных перевозчиков — их в стране пока всего три.

Александр Кисько, президент ассоциации "Желдорразвитие":

"Надо создать условия для их возможной конкуренции с федеральной пассажирской компанией и по доступу к ниткам графика и по другим параметрам".

Министерство транспорта проанализирует, как жители страны преодолевают маленькие и большие расстояния — на чем чаще всего добираются из одного региона в другой, где перевозчики зарабатывают, а где терпят убытки. На основе этих исследований ведомство и решит, какой вид транспорта эффективнее на каждом маршруте.

Павел Чистяков, вице-президент "Центра экономики инфраструктуры":

"Дальние маршруты, связывающие Москву и некоторые районы дальнего востока, там победит авиационное сообщение. Безоговорочно. Есть территории, например, в европейской даже части России, скажем в Псковской области, где малодеятельные линии, очень мало населенных пунктов, но при этом есть автомобильная дорога. В этом смысле, скорее всего, концепция скажет, что лучше на автобусе ездить. И тогда будет субсидироваться и организовываться автобусное сообщение". 

Мнения специалистов и рядовых пассажиров, очевидно совпадут не везде.

Транспортные расходы у многих могут вырасти не только из-за оптимизации части маршрутов. Ударить по карману может и сокращение количества плацкартных вагонов — это тоже сейчас обсуждается. Купе при этом, по мнению некоторых экспертов, может подешеветь, но и эта новая цена может оказаться высокой для тех, кто привык ездить только эконом-классом.

При любом сценарии ничего не грозит так называемым имиджевым маршрутам, таким как Москва-Владивосток или Москва-Пекин, которые поддерживают славу российских железных дорог, как самых длинных в мире.

Сохранят и перевозки из труднодоступных районов. Многие пассажиры переживают, что таких точек на карте страны станет больше. Ведь для многих маленьких городков поезд — самая удобная и надежная связь с большой страной. Даже если самолеты на том же маршруте подешевеют, до них еще нужно добраться — по обычному в глуши бездорожью с пересадкой в райцентре

И в завершение темы перевозок — на этой неделе мы проводили опрос о самом народном виде транспорта — городском автобусе, сколько стоит проезд в разных регионах страны.

Понятно, что дороже всего ездить по Москве и Петербургу. Но странным образом сюда же попала и Еврейская автономная область. Зрители написали, у них одна поездка тоже стоит 40 рублей, как в северной столице. В пятёрку городов с самым дорогим автобусом также попали Екатеринбург и Мурманск.

Наиболее доступная цена в этих регионах. Дешевле всего — в Оренбургской области, городе Орске. Там одна поездка обходится в 12 рублей.

Правда, это мы не учитывали предстоящее повышение цен, которое произойдет в целом ряде городов уже на следующей неделе.

Реальные затраты на дорогу другие, поскольку ездят люди по несколько раз в день и иногда с несколькими пересадками.  

Список серий