Реальные цифры. Как рынок подержанных товаров помогает россиянам выживать?

Главные экономические новости на этой неделе приходили из Китая, там впервые за семь лет темпы роста составили почти семь процентов. Были новости и из России: здесь, у нас, может быть, ВВП прибавит два процента. Последнее заявление прозвучало на Гайдаровском экономическом форуме. Пророчил успехи глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Чтобы долго не останавливаться на сказанном - просто несколько направлений мысли участников. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина снова говорила о низкой инфляции, и как это здорово для граждан и для бизнеса. А министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия вообще должна стать "второй Норвегией", то есть не страдать от колебаний цен на нефть. По этому поводу, один из наших экспертов, с которым мы беседовали, объяснил эконономическое чудо Норвегии тем, что ее населяют норвежцы. Может, нам перестать искать иноземные рецепты, а придумать свои, применимые здесь?

На этой неделе мы проводили опрос - покупают ли люди товары, бывшие в употреблении, и какие именно. Выяснилось, что покупают, и еще как. Это было исследование в проекте "Реальные цифры".

За неделю получили десятки тысяч смс из самых разных регионов страны. Как мы поняли, рынок "вторички" у нас растет ударными темпами.

Чаще всего из ненового  россияне покупают одежду. Ту, которая в магазинах, многим не по карману. Следом идут автомобили - ну, это понятно. Обратите внимание на бытовую технику. Несмотря на многочисленные акции ритейлеров и всякие кредитные уловки все равно электроника Б\У пользуется спросом. И 10 процентов опрошенных признались - своим детям покупают то, что ранее уже употреблялось. Еще один интересный вывод: почти у каждого десятого нет денег даже на подержанные вещи. Вот в какое время мы живем.

Как россияне ищут и находят Б/У? Два репортажа:  один про детские товары, другой про взрослые, про машины.

Надежда Алексеева зарегистрирована сразу на нескольких сайтах, где можно выгодно купить и продать подержанные детские вещи. Продают их, как правило, в отличном состоянии, а стоят - минимум в два раза дешевле, чем в магазинах.

У Нади – двое детей. По образованию она бухгалтер. Считает, что платить вдвое больше за коляску, кроватку, ходунки, столик для кормления или, например, радионяню – глупо. Ведь дети растут быстро. Многие вещи за год не успевают сломаться или износиться.

Надежда Алексеева, житель Чебоксар: "Я обращаю внимание на то, чтобы меня устраивало соотношение цена-качество. ТО есть они должны быть как минимум дешевле в два раза новой вещи, но в хорошем состоянии".

Все, что Надежда покупает с рук, она тщательно моет и стирает. В существование энергетики вещей не верит. На днях решила купить санки-коляску – в них удобнее возить ребенка по заснеженным улицам. Такие же новые санки в магазинах города стоят около пяти тысяч рублей. Б/У готовы отдать Надежде за две тысячи.

Некоторые вещи Надежда через некоторое время продает. Например, весной собирается опубликовать объявление о продаже коляски, которую купила за две тысячи рублей год назад.

Во Владивостоке 90% автомобилей - это поддержанные иномарки. Чаще всего японского производства. В Приморье их везут перекупщики.

На крупнейшем в России авторынке б/у автомобилей "Зелёный угол" цены колеблются от двухсот тысяч рублей до миллиона. Лидеры продаж - экономичные гибриды и электрокары. На рынке всегда много покупателей. Их мнение - иномарка с пробегом лучше новой российской машины.

Юлия Одегова, житель Владивостока: "Мы покупаем "Ладу" за 600 тысяч с минимальным набором, так сказать, опций для комфортного использования вашего автомобиля. То есть, это, скорее всего, будет механическая коробка, будет минимум там печка-кондиционер. О таких опциях как подогрев лобового стекла, подогрев зеркал, подогрев сидений -такой речи уже не идёт".

Здесь же за эти же 500-600 тысяч вы купите пускай ниже годом, но максимально укомплектованный автомобиль"

Владимир Нестеренко 24 года ездил на старенькой "Камри". Ремонтировал ее всего несколько раз. Сейчас ищет другую машину, но снова выбирает между подержанными "японками".

Владимир Нестеренко, житель Владивостока: "Очень надёжная машина. Редко ломается. И цена по соотношению к качеству соответствует. Поэтому отечественные машины покупать не выгодно, потому что они чаще ломаются".

Автозапчасти Владимир Нестеренко тоже выбирает подержанные. Во Владивостоке такими деталями торгуют на специализированных рынках и через интернет. Занимаются продажей как солидные компании, так и частные лица. Владимир ходит на проверенные рынки. Говорит - в интернете много мошенников.

А крупные оптовики везут из-за границы так называемые "контрактные" автозапчасти. Это - детали с разобранных подержанных машин в Японии. Поэтому можно не сомневаться в их подлинности. Такие автозапчасти обычно на 15 процентов дороже тех, что продают частники, но все равно в 5-10 раз дешевле новых оригинальных.

Покупка старого и подержанного - это общемировая тенденция... И клеймо на таких покупателях ставить не надо... Вот как эксперты комментируют интерес россиян к товарам Б\У

Валерий Оськин, председатель Комитета по труду, занятости и социальным вопросам Торгово-промышленной палаты Москвы:  "Это сегмент рынка. И его надо так и рассматривать. Причём рассматривать не как сегмент для недостойных людей, "для нищебродов", как говорят. Ни в коем случае. Это - сегмент для людей, которые, может быть, в настоящий момент не могут позволить себе это, а хотят это. Может быть, они хотят подчеркнуть свою индивидуальность. Есть кризис, нет кризиса - экономить можно. И на вещах, которые мы привыкли в последнее время называть сэконд-хенд, а раньше называли комиссионными - экономили всегда. И это - правильно. И это – хорошо".

Если для потребителей секонд-хэнд - это благо, то для производителей товаров - недополученная прибыль.

На этой неделе россияне подали первые судебные иски к компании Apple. Причина - в искусственном "замедлении" старых айфонов по мере обновления программного обеспечения. Как считают покупатели, делается это намеренно, чтобы сократить срок службы устройств и подогреть спрос на новые модели. На фоне международного скандала с айфонами, наши граждане тоже решили, что их права нарушены.

Александр Денисов - о шансах отсудить от 50 тысяч до миллиона рублей.

Глядя, как мастер сервис-центра, чтобы заменить аккумулятор, ловко за пару минут разбирает айфон на небольшую кучку деталей, невозможно не признать, в корпорации Apple - гении, умудряющиеся продавать такую кучку за несусветные деньги.

В России на покупку устройств Apple тратят больше, чем на все остальные марки. В топе продаж также подержанные айфоны, а вот как раз покупающих устройства б/у и поджидают с самого начала проблемы.

Владельцу этого айфона 5S, в простонародье - пятерки, и объяснять особо не пришлось мастеру Роману Губецкому, что не так с телефоном.

Роман Губецкий мастер сервис-центра:  "При достижении низких процентов телефон начинает, действительно, тормозить, долго думать, открывать долго приложения, становится так называемым глупым телефоном".

"Глупым" телефон становится не сам по себе, а потому что ему, грубо говоря, так приказывает программа обновлений, которую ежегодно каждый пользователь скачивает на своё устройство.

Новость, что компания Apple замедляет работу устройств предыдущих поколений, не то что удивила пользователей, а скорее оправдала их давние подозрения. Ведь если твоему айфону или планшету лет пять-шесть, то трудно не заметить, как после каждого обновления устройство начинает работать медленнее, потом еще медленнее, в итоге, совсем медленно.

Замедляются пятые, шестые айфоны, в корпорации предупредили, что скоро начнут тормозить модели и седьмой серии. Все это, мол, ради блага потребителей: батареи с годами слабеют, вот и надо занижать производительность устройств, чтобы не вырубались.

Роман Губецкий мастер сервис-центра: "Я думаю, что в этом, возможно, есть часть правды, но только частично...Я считаю, что было бы хорошо, если бы Эппл давал возможность выбирать нам: замедлять работу устройства или не замедлять...технически это невозможно, аппарат закрыт на программном уровне".

Эппл только обещает выпустить приложение, позволяющее самому определять режим работы, и пока у владельца тормозящего дивайса один выбор – либо мириться, либо судиться. Медлительнее стали ведь не только айфоны, но и планшеты, поэтому советуюсь с Романом, есть ли смысл подавать иск к корпорации из-за своего "неспешного" айпэда второй серии.

"Я думаю, что своё он уже отработал, и нет смысла судиться. Отличное устройство для своих годов, но когда-то приходит время заменить устройство, - говорит Роман об айпаде корреспондента. -· К сожалению, это правда. Ничего не бывает вечного, мы в плену технического прогресса".

Отправляемся к юристу Максиму Карпову, который как раз и работает с такими "пленниками" технического прогресса. "Как только я узнал, что вы подаете коллективный иск, пришел к вам, заготовил бумагу. На чье имя мне писать заявление, имя главы компании AppleТима Кука?", - спрашивает клиент.

·– Ну, давайте, мы вначале.

– Притормозим?

– Несколько небольших уточнений.

Компания Максима представляет интересы двухсот недовольных пользователей продукции Эппл, но среди них только обладатели айфонов.

Среди истцов и сам Максим, возмущенный тем, что пришлось купить свежую десятку, потому мы что его предыдущая шестая модель замедлилась.

Максим Карпов, юрист: "Есть такое понятие - the duck principle, принцип логической бережливости: если что-то крякает как утка, выглядит как утка, скорей всего, не надо усложнять, это утка. Вот когда неоднократно много людей говорит, что как только выходит новый продукт данной компании, старые продукты становятся значимо хуже, скорее всего, это уже закономерность".

В суды Москвы и области поданы на этой неделе десять исков к "Эппл Россия" с требованием компенсации от пятидесяти тысяч до миллиона рублей. От успеха этих первых жалоб зависит, подадут ли остальные сто девяносто исков.

"Остался чистый лист бумаги, я надеялся, что заполню заявление и отдам вам, а вы отстоите мои интересы", - говорит Карпов.

· Айпэды не рассматриваем, но опять-таки все еще впереди.

А что же делать всем прочим обладателям старых дивайсов от Apple? Да сохранить, советует сотрудник все того же сервис-центра Кирилл Варнавский. Здесь собрали целую коллекцию старых компьютеров Эппл.

– А самая старая модель из представленных?

– Вот она за спиной у вас - классический макинтош, мой ровесник, девяностого года выпуска.

– Слушай, мне идея пришла в голову: когда мой планшет окончательно начнёт тормозить, состарится, я вам принесу, и вы разместите его на стене.

– Можем его разобрать, сделать что-то вроде такого произведения искусства, как у нас первый айфон висит. Все-таки он послужил вам, ветеран труда.

Так отслужившее устройство с годами становится раритетом и стоит даже дороже, чем изначально, причем, неважно работает или нет.

Список серий