«Саратовские авиалинии» прекратили полеты

В четверг в России одной авиакомпанией стало меньше. Росавиация аннулировала сертификат «Саратовских авиалиний».

О том, что это может произойти, было известно еще в конце апреля. Тем не менее, прекращение полетов оказалось полной неожиданностью для пассажиров и для сотрудников этой компании.

Вылететь в лето теперь не смогут тысячи пассажиров авиакомпании «Саратовские авиалинии». С 31 мая Росавиация аннулировала сертификат регионального перевозчика. Но «Сар-авиа» прекратили все полеты уже со среды, 30 мая.

С этого момента пассажиры разделились на две группы. 8 тысяч 700 человек, у которых в билетах стоит дата не позднее 13-го июня, должны улететь самолетами других авиакомпаний. Но это, если будут свободные места и, если такие рейсы вообще существуют.

«Саратовские авиалинии» обслуживали 18 направлений. С их уходом исчезли такие маршруты «Благовещенск - Красноярск» или «Благовещенск - Петропавловск-Камчатский». А из Южно-Сахалинска в Комсомольск-на-Амуре теперь придется добираться с пересадкой в Хабаровске. В самом Саратове остается практически один авиаперевозчик – «Аэрофлот».

Пассажиры:

- Билеты теперь – «Аэрофлот», так как остался последний билет, стоит 26 тысяч билет. Не знаю, как летать будем. Вообще патовая ситуация.

- Я заявление пишу на возврат денег. Но я бы с удовольствием, если бы мне предоставили другой рейс, я бы улетела. Другую авиакомпанию - мне все равно. Лишь бы я улетела.

Возврат денег - единственная опция для второй группы пассажиров. Эти 60 тысяч человек должны были улететь «Саратовскими авиалиниями» после 13-го июня.

Россию ждет сначала чемпионат мира по футболу, а затем пик курортного сезона. Свободных мест в самолетах других авиакомпаний не будет.

Официальный сайт «Саратовских авиалиний» опубликовал схему действий для клиентов. Все билеты, в том числе невозвратные, выкупаются без взимания штрафов и сборов. По неофициальным оценкам, на это потребуется полмиллиарда рублей.

Цитата с сайта «Саратовских авиалиний»: «В связи с аннулированием сертификата эксплуатанта авиакомпании «Саратовские авиалинии» все заявки на возврат стоимости отмененной перевозки будут отработаны без взимания сборов и штрафов».

Росавиация заявила: если денег не хватит, перевозчик произведет выплаты за счет Саратовского аэропорта. Он принадлежит авиакомпании. В четверг сотни пассажиров бросились в аэропорт оформлять возврат. Дозвониться в «Саратовские авиалинии» было непросто. От личного общения с клиентами работники авиакомпании уклонились.

Пассажиры:

- Представителей здесь нет - поэтому всю информацию подробную получил только от представителя Роспотребнадзора. Всё.

- Я когда стала звонить по телефону, который мне дали на входе, мне сказали, что у нас внутренние такие правила. Вся корреспонденция поступает только в ящичек. Вы сами понимаете, что заявление в ящичек положить - это ни о чем. Мы должны иметь на руках, что у нас приняли это заявление.

Оформлять заявление помогали сотрудники Роспотребнадзора. Но даже они не могли объяснить, как отслеживать судьбу этого документа.

Пассажиры:

- Они ничего даже не ставят, что приняли его. - А если потом кто-то потеряет его? - Вот я спрашивал. Никак. Россия.

- Беспредел полный. Никто не за что не отвечает.

Пресс-служба авиакомпании объявила, что по состоянию на вечер 1 июня перевозчик вернул пассажирам почти 100 миллионов рублей за 15 с половиной тысяч билетов. Счастливчиков, которые сразу получили свои деньги назад, в аэропорту Саратова не оказалось.

За прошлый год «Саратовские авиалинии» перевезли почти 800 тысяч пассажиров - это 19-ое место среди авиакомпаний России. Рейсы были востребованы: средняя заполняемость самолетов более 82 процентов. Выручка «Сар-авиа» превысила 5 миллиардов 700 миллионов рублей, а чистая прибыль составила 123 миллиона.

С закрытием авиакомпании Саратовская область теряет крупного налогоплательщика и 870 рабочих мест. Перевозчик уже уведомил власти о массовом сокращении персонала в начале сентября.

Охранник:

- Пока работаем. А там не знаю, чего будет. Сами ждем объяснений ситуации. Говорят чего-то там по телевизору, что увольнения будут то-се.

Без работы могут остаться не только охранники, но также пилоты и стюардессы. Найти вакансию по специальности в Саратове им будет непросто: другой региональной авиакомпании здесь нет.

Людмила Жуковская, директор Центра занятости населения г. Саратов: «У нас есть возможность предоставить им такую, например, услугу как переобучение. Во-вторых, у нас есть возможность, и мы уже такое решение приняли на рабочей группе сейчас, если потребность будет, и они в анкете укажут, что они готовы переехать в другой регион, мы тоже будем рассматривать и предлагать».

Владелец «Саратовских авиалиний» уже подал в Росавиацию заявку на получение сертификата эксплуатанта для новой авиакомпании. Она сохранит старое название.

Ведомство обязано одобрить или отклонить заявку в течение 60-ти дней.

В саратовский центр занятости уже поступили списки увольняемых сотрудников.

В основном это бортпроводники, инженеры, техники, бортмеханики и пилоты.

У себя в регионе работать по специальности они уже не смогут.

Ксения Михайличенко, партнер юридической фирмы по трудовому праву: «Скорее всего сотрудникам придется искать работу в других авиакомпаниях, которые соответственно зарегистрированы уже в разных регионах. Но это абсолютно нормальная практика, когда… Если мы спросим бортпроводников ведущих компаний российских, в основном все они проживают вообще по всей России. Но безусловно сложности сейчас у сотрудников, которые проживают в Саратове, устроиться по своей специальности, будут».

Росавиация на этой неделе объяснила, почему «Саратовские авиалинии» лишились сертификата. Потому что не соблюдали требования безопасности, потому что сотрудники перерабатывали и мало отдыхали. А пилоты выходили в рейс без повторного медосмотра.

Все это показали внеплановые проверки - после катастрофы самолета «Ан-148» этой же авиакомпании. Он разбился 11 февраля в Московской области. Тогда погиб 71 человек.

Список серий