В социальных сетях распространилась новая молодежная субкультура

Впрочем, и у родителей старшеклассников хватает тревог. На этой неделе депутаты в очередной раз заговорили об опасных группах в социальных сетях. И вернулись к идее ограничить интернет для детей младше 12 лет.

Поводом для дискуссии стали новые сомнительные развлечения подростков. Насилие в школе, опасные для здоровья эксперименты с внешностью, воровство из магазинов и вечеринки по-взрослому - все это выросло в целые субкультуры. О молодежных играх на грани - репортаж Тамары Шорниковой.

Большинство таких видео сняты как типичный голливудский триллер: уютный дом, веселая компания. Но почти сразу становится ясно: гром вот-вот грянет. 

Вписка - или приглашение на частную вечеринку, как правило, с ночевкой - старое развлечение, которому соцсети дали новую жизнь. В специальных группах подростки делятся фотографиями и видео, соревнуясь друг с другом, чья компания отожгла круче. Лайки собирают погромы в квартирах, откровенные фотографии, батареи пустых бутылок и подколы над теми, кто первым отключился

Наряду с безобидными розыгрышами камера записывает и преступления: драки и изнасилования. Откровенные фотографии, часто сделанные без ведома пьяной жертвы, публикуются со ссылкой на личную страничку в соцсетях. Удалить порочащие снимки оказывается непросто: на смену заблокированным страницам тут же появляются новые с тем же содержанием. Борьбу администраторы популярных соцсетей проигрывают не только гуляющей молодежи, но и ворующей. Обычная страница в интернете работает как биржа труда: шоплифтеры - или по-русски магазинные воры - предлагают свои услуги за процент от стоимости вещей. Другие напротив ищут исполнителя

Шоплифтеры открыто делятся в интернете советами по обходу магнитной защиты на вещах, а также рамок в магазинах и хвалятся добычей: например, спортивной курткой за 12 тысяч рублей, которую удалось пронести мимо кассы.

Опасность быть пойманным лишь подстегивает. Магазинные воры пишут об адреналиновой зависимости, считают заработки и сколько экономят на одежде. Реже - о возможных последствиях преступления. Впрочем, и оказавшись за решеткой, некоторые продолжают собирать виртуальные лайки и реальные деньги.

Аббревиатура, которую скандируют авторы ролика, расшифровывается как "Арестантский уклад един". Это девиз из тюремной жизни сегодня объединяет тысячи школьников и воспитанников интернатов.

С трудными подростками выходят на связь уголовники - просят купить и передать на зону сигареты, мыло и другие вещи. Члены группировки уверены, что сами рано или поздно окажутся за решеткой и стремятся заработать авторитет в криминальном мире. А еще получить одобрение, которого не хватает дома или в школе. По словам психологов, чтобы понять подростков и помочь им нужны серьезные исследования в школах и новая молодежная политика - без иллюзий о возврате комсомола и без лишних денег на бесконечные фестивали. 

Юлия Зубок, заведующая отделом социологии молодёжи Института социально-политических исследований РАН, доктор социологических наук, профессор: "Когда мы говорим о наличии или отсутствии идеологии, да, это было так. Но это было так для того общества. Для сегодняшнего общества нужны другие подходы. А здесь у нас получилось то, что мы называем ситуацией неопределенности. Разрушена прежняя система с её механизмами, она неповторима на нынешней культурной основе и социальной основе. А новая не выстраивается. Потому что действительно диалог разорван".

Большинство опрошенных нами родителей рассказали, что доверяют своим детям и не особенно следят за тем, чем они занимаются в соцсетях.

Житель Липецка: "У меня взрослый сын уже, и я считаю, что он сам может разобраться в тех группах, куда нужно лезть и куда не нужно ему лезть. Вот, я стараюсь не контролировать, потому что я в нем уверен". 

Житель Казани: "В компьютере есть страничка "Вконтакте", читать не читаю, но смотрю, кто друзья. Знаю друзей, поэтому все хорошо". 

О шоплифтерах и о других популярных группах в соцсетях родители услышали впервые. От нас. Все уверены, что их детей там нет.

Список серий