Виктор Садовничий: Мы лидируем в мире по качеству выпускников

Для Московского государственного университета, лидера среди российских вузов во всех международных рейтингах университетов, 2015 год стал особенным. Впервые в истории старейший вуз нашей страны вошел в пятерку лучших университетов Европы. Новый рейтинг стал результатом исследования аналитической компании "Thomson Reuters" – самого влиятельного в мире источника интеллектуальной информации для бизнеса и профессионалов. В течение 5 лет были опрошены 65 тысяч ученых в 105 научных областях из 6500 университетов по всему миру, признавших наш вуз одним из лидеров современного мирового образования.

Виктор Садовничий: Конечно, рейтинги – это зеркало, это отражение. И они полезны в том смысле, что на них надо смотреть, изучать, учитывать. Но главное – это работа, развитие университета, программа развития университета. И это понимает каждый университет, каждый ректор. Мы отказались от участия в финансовой поддержке программы "Топ-100". Мы уступили место другим университетам России, чтобы они получили средства для повышения своего статусного уровня и участия в рейтингах. И Московский университет, и Санкт-Петербургский заявили о своем неучастии в финансовой поддержке, мы развиваемся по собственным программам развития, утвержденным много лет назад. И считаем, что мы должны сами сделать все, чтобы мы были узнаваемыми университетами в мире, чтобы мы были лучшими в мире.

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Российский математик и механик, создатель и руководитель известной математической школы Гельфанда, академик Российской академии наук. Президент Российского союза ректоров, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Российской Федерации, двух премий Правительства Российской Федерации в области образования и премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Виктор Садовничий: Что касается последнего рейтинга "Tomson Reuters", то мы не знали об этом рейтинге, нас не запрашивали. Но этот рейтинг очень солидный. Он как бы посмотрел на университет не только за последний год, а фактически историю за 5 лет. Как делается этот рейтинг? У них есть система опроса экспертов. Вообще говоря, они опрашивали 65000 экспертов во всем мире. Эксперты присылают свои точки зрения, свои отзывы. Естественно, рейтинговая компания обрабатывает, смотрит доступные материалы по публикуемости, цитируемости. И по определенным методикам рейтингует университет. Всего "Tomson Reuters" рассматривала 6500 университетов мира.

Московский университет развивается согласно принятой программе. Эту программу утвердил и Владимир Владимирович Путин. И мы ее выполняем. И вот по этой программе мы поставили цель стать ведущим университетом мира. Это значит, что мы должны охватить три сектора современного университетского образования.

Прежде всего, это фундаментальное образование, образование, которому, в общем, не должно быть даже равных в мире. И наш потенциал это позволяет делать.

Второе – это развитие очень нужных сейчас для общества наук о жизни – медицинского кластера, хороший термин – университетской клиники. И это принято во всем мире, что университет должен иметь и этот угол.

Третий угол – это инновационное развитие, применение фундаментальных исследований, результатов к новейшим технологиям, создание этих технологий, без чего тоже немыслим современный университет. И, вот, собственно, этот треугольник современного университета, университета будущего мы и старались нарисовать.

Что касается фундаментального образования, безусловно, у нас очень хорошие традиции. Мы очень сильны. И я помню еще в конце 1970 – начале 1980-х такой Институт Гурмана в Соединенных Штатах, который рейтинговал университеты, он ставил Московский университет неизменно на второе место среди университетов кроме американских. То есть у нас хорошая традиция. Это мы понимали. И, собственно, мы только сделали одно: мы перешли на шестилетнее образование. Мы понимаем, что нужно готовить специалистов, способных дальше творить. И для этого мы практически по всем направлениям и специальностям перешли на шестилетнее образование: либо это специалист, либо интегрированный магистр.

Что касается медицинского кластера, клиники, мы ее построили, создали, уникальную, впервые в России среди университетов мы открыли Факультет фундаментальной медицины в классическом университете, впервые создали клинику и создаем сейчас мощный кластер наук о жизни. Это и биология, это и химия, это и физика, это и медицина, это и гуманитарные науки, и психология, и так далее. То есть мы эту задачу тоже решили.

Что касается третьей задачи построения инновационного кластера, мы выдвинули идеи, сейчас реализуем научно-технологической долины. Мы хотели, чтобы это был такой устойчивый плацдарм для того, чтобы помогать нашей промышленности, нашим корпорациям применять новейшие исследования в фундаментальных науках к созданию новейших технологий, не имеющих аналогов в мире. Я думаю, что пора нам производить и аппаратуру такую, и все другое самим. Мы можем конкурировать. Конечно, смешно думать, что по всем направлениям одна страна может быть всегда впереди планеты. Так не бывает в современном мире. Но есть приоритеты, по которым мы вполне можем быть первыми в мире и конкурентоспособными. И этому будет способствовать та амбициозная задача, которую мы поставили – создание на территории в 100 гектар научно-технологической долины, продолжения Московского университета.

Мы уже удвоили свой кампус, свою инфраструктуру, мы построили 1 млн квадратных метров. Речь идет еще об одном миллионе под названием научно-технологическая долина.

Конечно, это не единственное, что мы будем делать. У нас главная задача – учить, заниматься наукой, работать с коллективом. Но когда мы говорим о задачах, то это будет той задачей, на которой мы будем сосредоточены.

Конечно, университет должен меняться, университет должен учитывать то, что приходят новые. Он должен быть открытым, он должен быть понятным. И он должен гордиться своими выпускниками. Собственно, качество выпускников – главная цель любого университета, любого процесса в университете. И, я думаю, мы тоже этого достигли. Проводятся различные рейтинги по тому, где работают наши выпускники и на каком месте Московский университет по этому показателю. И по предметам основным – математика, физика и так далее – мы входим в первые десятки. И вообще, если суммировать, то Московский университет уже не в топ-100, как говорят, а в топ-50, безусловно. Я имею в виду по всему разнообразию.

Но все-таки рейтинги – это не есть повод, для того чтобы очень успокаиваться и считать, что все сделали. Наоборот. Мне кажется, видны наши проблемные стороны, мы их видим, мы анализируем. Это, безусловно, не только рейтинги и не только показатели по наукометриям, по различной цитируемости. Это еще и обстановка. Это, безусловно, уровень преподавания. Это, безусловно, будущая карьера выпускника. Это огромная сумма вообще факторов, рисующая университет. Мы вообще лидируем в мире по качеству наших выпускников.

В целом можно так сказать, чтобы успокоить родителей, что в целом все будет похоже на то, что было и в прошлом году. Изменятся немножко сроки зачисления. Это все известно на сайтах. Волны так называемые при зачислении, такие знаменитые волны – они будут по-другому устроены, будет две волны, и немножко по-другому будет идти зачисление. Чуть раньше закончится (в августе) процесс зачисления. И если эту часть говорить, то она будет очень близка к тому, что было в прошлом году.

Есть добавления. Добавления эти – то, что университеты те, которые решили, признают сочинения, написанные школьниками и оцененные в школах. Мы просто поощряем этот шаг. Считаем, что это начальный шаг, надо идти дальше. Но в этом году 10 баллов мы поставим тем ребятам, которые сочинения писали в школе и представили, оцененные в школе на положительную оценку.

И мы еще два фактора будем учитывать: это спортивные достижения, ГТО или победы в каких-то значимых соревнованиях и так называемый аттестат с отличием, золотую медаль. Мы еще в сумме до 10 баллов будем ставить за это. Таким образом, и отличник, и спортсмен может иметь небольшое преимущество при зачислении. Я не думаю, что он может быть решающим, потому что ведь баллы при зачислении – это от 300 до 400. Эти 10 баллов, конечно, могут играть роль, но не являются решающими.

Наша задача – работать лучше. Наша задача – развиваться. И, конечно, решить главную задачу на эти годы – создать научно-технологическую долину, гармонично вписав ее в то, что делает Московский университет в области науки и образования. Конечно, университет имеет другие функции, он выполняет огромную функцию центра культуры, социальную функцию. Он связан с менталитетом нашей страны. Он является символом образования нашей страны. На Московский университет смотрят как некоторую такую вершину, гордость. И надо сделать все, чтобы, прежде всего, наши ребята, школьники, студенты, родители, наши люди были довольны тем, как работает университет.  

Список серий