Единый учебник литературы - кому и зачем он нужен?

Не успели утихнуть споры вокруг единого учебника истории, как разгорелась аналогичная дискуссия уже в отношении литературы. Нужен ли единый подход к преподаванию литературы? Что это: борьба идеологий или попытка структурировать работу учителя? Ждут ли нас опять запретные темы и авторы? Чему и как должны учить на уроках литературы в школе?

До начала 19-го века литературы, как самостоятельной учебной дисциплины не существовало. В духовных заведениях присутствовал лишь курс словесности, включающий в себя риторику, грамматику и поэтику.

В 1811 году словесность в качестве отдельного предмета включается в учебный план Петербургской гимназии. В 1822 печатается первый учебник по русской литературе. Начинается дискуссия о методике преподавания. И если одни ставили во главу угла академический анализ текста, то вторые видели в литературе средство нравственного воспитания, ну а третьи пропагандировали воспитательное чтение.

В СССР была единая  методика воспитания нового советского человека с позиций маркистско-ленинской методологии. И вплоть до развала союза в школе преобладают традиции "воспитательного чтения", построенного на основе ленинской периодизации русского освободительного движения.

Демократические преобразования конца-80-х - начала 90-х принесли перемены не только в политику, но и в литературу. В школьном курсе появляются новые имена русских классиков, которых не было в традиционных учебниках. Впрочем, появляются за счёт сокращения темы революции и советского прошлого. 

В последнее время к литературе наблюдается повышенное внимание. Кинорежиссёр Карен Шахназаров предлагает вернуть в школу экзамен по литературе. Президент Путин сетует на малое количество часов уроков русского языка и литературы в старших классах и говорит о пересмотре программ преподавания этих предметов. В Общественной палате обсуждают единую Концепцию преподавания литературы.  Депутаты "Единой России" разработали законопроект о введении в России единой линейки школьных учебников по русскому языку, литературе и истории.  

Нам вновь предстоит искать ответ на вопрос о том: как, чему и в каком объёме должны учить на школьных уроках литературы?

Сколько сейчас в России учебников по литературе, которые могут использоваться в обучении, сколько существует программ обучения по литературе: для старших классов, для средней школы?

Исходя из каких критериев учитель выбирает тот или иной учебник: он лично штудирует каждое пособие, использует рекомендации руководства школы или, быть может, родители высказывают своё мнение? Насколько верным и обоснованным является этот выбор?

Чем отличаются между собой эти учебники: сложностью программы, какой-то региональной компонентой, идеологической направленностью?

Кому в первую очередь вообще нужен учебник -  учителю или ученику?

Существует ли сейчас пул обязательных авторов, обязательных произведений? По каким критериям он формируется?

Насколько современные методы преподавания идеологизированы и политизированы? Есть ли место в нынешней школьной программе по литературе Герцену с Белинским, Демьяну Бедному с Горьким?

Насколько актуальна проблема перехода ученика из школы с одной программой в школу с другой программой и, самое главное, с другим идеологическим наполнением, когда ученик сталкивается с прямо противоположными взглядами учителя на литературу? Не лучше ли ввести некие единые стандарты, которые бы позволили учителю и ученику придерживаться одной магистральной линии при изучении курса литературы?

Нужна ли вообще некая единственно верная государственная идеология хоть в культуре вообще и в преподавании литературы, в частности, хоть в литературе?

Участники дискуссии:

Александр Волков - доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Борис Бим-Бад - доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования, член Союза писателей Москвы

Владимир Аннушкин - доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, член Союза писателей  

Ирина Лукьянова - учитель литературы школы "Интеллектуал", журналист "Новой газеты"

Павел Пожигайло - кандидат исторических наук, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ, член Президиума Союза писателей

Мариэтта Чудакова - член Европейской академии, профессор Литературного института

Валерий Попов (по телефону) - председатель Союза писателей Санкт-Петербурга

Также смотрите выпуск на YouTube. 

  

Не успели утихнуть споры вокруг единого учебника истории, как разгорелась аналогичная дискуссия уже в отношении литературы. Нужен ли единый подход к преподаванию литературы? Ждут ли нас опять запретные темы и авторы? Чему и как должны учить на уроках лите
Список серий
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск
Полный выпуск