• Главная
  • Кино
  • ОТРажение
  • Алишер Захидов: Неправомерные списания средств со счетов мобильных телефонов - это не наша война. Это война Роскомнадзора

Алишер Захидов: Неправомерные списания средств со счетов мобильных телефонов - это не наша война. Это война Роскомнадзора

Марина Калинина: Итак, как нас могут обмануть сотовые операторы? – об этом будем говорить прямо сейчас. Есть конкретная история: москвич установил на дачные ворота устройство, какое позволяет открывать ворота звонком с мобильного телефона, и с этого все и началось. В общем, ворота оказались очень странными, и приложение в телефоне тоже очень странное. Впрочем, не буду рассказывать всю эту историю, все подробности, потому что мы поговорим с этим человеком буквально через минутку.

А я пока представлю нашего гостя: Алишер Захидов, адвокат, эксперт в области защиты прав потребителей. Здравствуйте, Алишер.

Алишер Захидов: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Марина Калинина: Ну и, собственно, хозяин волшебных ворот Алексей Надеждин, технический блогер у нас на связи по телефону. Алексей, здравствуйте.

Константин Чуриков: Алексей, добрый вечер.

Алексей Надеждин: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Алексей, можно вас поздравить с тем, что ворота действительно оказались умными? У нас сейчас все умное – дома, города и так далее. Все-таки расскажите от первого лица, что же произошло?

Алексей Надеждин: На самом деле история достаточно простая. В октябре прошлого года я установил на наши ворота на дачных участках GSM-реле – это маленькое и простое устройство, которое позволяет открывать ворота звонком на мобильный телефон. И первые полгода все работало замечательно, а потом вдруг в апреле ворота работать перестали. Я начал разбираться, что же случилось: оказалось, что баланс SIM-карты стал равен нулю. В детализации, которую я запросил, были странные списания по 15 рублей каждый день до тех пор, пока деньги не кончились.

Марина Калинина: Так.

Константин Чуриков: Так. Вы обратились к сотовому оператору? Что вам там сказали?

Алексей Надеждин: Да, разумеется, я обратился в абонентскую службу сотового оператора, и мне сообщили, что мои ворота самостоятельно подписались на три платные рассылки. Более того, сообщили, что это никак не могло случаться без моей санкции. Конечно же, свою санкцию я не давал, а вороты тем более не подтверждали то, что они хотят подписаться, потому что они глупые.

Константин Чуриков: Алексей, а что интересует ворота ваши? На что они подписались?

Алексей Надеждин: Они подписались на автоновости, на новости IT и полезные ответы.

Константин Чуриков: А, ну по крайней мере все прилично, уже хорошо.

Марина Калинина: В принципе нормально.

Константин Чуриков: Так, сколько изначально было на счете и сколько денег ворота ваши, получается, потратили?

Алексей Надеждин: Ну судя по сумме, которую вернули, там было около 230 рублей. Я думаю, что сколько бы там ни было, все бы списалось, потому что в первую неделю подключилась услуга за 4 рубля, через неделю еще одна за 4 рубля, а через неделю еще одна за 7 рублей, а потом просто кончились деньги, потому что иначе я думаю, что так бы и подписывали каждую неделю на новую услугу.

Марина Калинина: Но вам эти деньги как-то обещали вернуть, или они безвозвратно утеряны?

Алексей Надеждин: Нет, деньги, конечно, вернули на следующий день после обращения, потому что когда они поняли, что это, собственно, не человек, а маленькая глупая железка, они, в общем, тут же сделали обращение в финансовый отдел, и через день деньги вернулись.

Марина Калинина: Ну хорошо.

Константин Чуриков: Алексей, спасибо вам.

Марина Калинина: Спасибо.

Константин Чуриков: Удачи и хорошей работы вашим воротам. Это был Алексей Надеждин, технический блогер из Москвы, с которым такая курьезная история приключилась.

Алишер, теперь к вам много вопросов.

Алишер Захидов: Да. На самом деле история со счастливым концом: мелочь, конечно, но приятно, когда человеку 230 рублей вернулось куда-то, наверное, на карту или пополнили баланс. На юридическом языке это называется "скрытые навязанные услуги", когда человек сам того не ведая, используя умную технику, "чаянно" или нечаянно нажимает какую-то кнопочку или какую-то картинку на телефоне, которая всплывает время от времени, и в этот самый момент активируется вот это предложение, которое там есть. В данном случае мы слышим историю о том, что активировалось 3 предложения на 3 подписки, и счетчик, что называется, работает по 15 рублей в день.

Правильно это? Нет, это неправильно. Почему? Потому что если говорить простым языком, 10-я статья закона "О защите прав потребителей" говорит о том, что потребителю заблаговременно должна быть предоставлена полная достоверная информация в данном случае об услуге, обеспечивающая возможность правильного выбора, то есть ему должны прямо дать посыл о том, что у нас есть такая-то и такая услуга, такие-то и такие-то предложения на телефон – хочешь, выбирай, хочешь, нажимай кнопочку "да" или какую-то другую циферку, не хочешь, "нет". Такая практика есть с добросовестными, скажем так, предложениями, но в данном случае мы видим недобросовестное предложение. Но тем не менее люди, что называется, одумались и вернули деньги. Да, техника действительно умнеет с каждым днем, предложения становятся все более изощренными, телефон уже сложно назвать телефоном, ворота сложно назвать воротами.

Марина Калинина: То есть это такой отдельно существующий организм.

Алишер Захидов: Да, это вот некая эпоха, в которую мы сейчас входим, с непонятно каким продолжением, что там будет дальше. Нас обязывают учиться на ходу вот этой технике, но многие не хотят, им это не нужно. Поэтому тут, конечно, вопрос достаточно двойственный. Закон говорит о том, что поведение участников должно быть добросовестно, люди должны понимать, что они делают, им не нужно обладать какими-то специальными знаниями. В данном случае история о недобросовестном поведении.

Константин Чуриков: Алишер, а может быть, руководствоваться принципом "если что-то ходить как утка, крякает, как утка, не надо ничего придумывать, это скорее всего, утка"? – в данном случае мы понимаем прекрасно, что ворота не могут ни на что подписаться. Я хочу спросить вас по поводу сотовых операторов, вот этих каких-то операторов каких-то информационных услуг. Почему сегодня нас могут запросто обмануть? Потому что я думаю, что каждый нормальный человек так или иначе периодически сталкивается с тем, что какие-то подписки непонятно на что возникают. И как можно от этого себя оградить, каким образом?

Алишер Захидов: Каждый оператор работает с огромным количеством смежных компаний, которые предлагают через него разного рода услуги. Обычно все сводится к тому, что на телефоне всплывают определенные картинки либо изображения, и человек сам того не ведая, просто нажав эту картинку, активирует определенную подписку. Это все вскрывается по истечении какого-то периода времени, когда мы с вами обращаем внимание, что что-то быстро моя тысяча рублей месячная съедается, куда она уходит, непонятно. У каждого оператора есть набор цифр, нажав которые, ты понимаешь, есть ли какие-то скрытые подписки или нет скрытых подписок. Правильно это? Это неправильно.

Есть определенная судебная практика на этот счет, она требует определенного времени, усилий, направлений. Охотно или неохотно суды идут навстречу потребителю, и эти деньги возвращаются, потому что через оператора это все идет, его идут эти предложения. Такая вот, скажем так, недобросовестная политика продолжается и по сей день. Но существует возможность, я еще раз говорю, нажав определенную комбинацию цифр – у каждого оператора "могучей тройки", например, есть эти цифры, все их знают, со звездочками, решетками, цифрами – понять, есть ли у тебя подписки. Я тоже через это прошел вольно или невольно, у меня тоже были какие-то подписки. Отсечь это можно достаточно быстро и безболезненно, а дальше выбор за вами. Соответственно, вы уже потратили определенные суммы денег на них, хотите заняться тяжбой – занимайтесь, не хотите – в следующий раз будете умнее. Вот, собственно, такой итог.

Марина Калинина: А есть какая-то программа или какая-то функция в телефоне, возможно, сотовый оператор может предоставить, чтобы включить какую-то такую штуку, чтобы эти подписки вообще не приходили, в принципе?

Алишер Захидов: Наверное, есть.

Марина Калинина: То есть как бы обезопасить себя от этого контента.

Алишер Захидов: И продвинутая молодежь наверняка это все знает, все эти 16-17-летние сегодняшние, которые даже зубы идут чистить с этими телефонами в ванную и в туалет. Я, например, не знаю, я набираю определенный набор цифр и проверяю, есть подписка или нет, и иногда смотрю по скорости списания денежных средств: ага, значит, какая-то "пиявочка", где-то я чего-то нажал не то. Поэтому бороться с этим…

Наверное, это все-таки не наша война, наверное, это все-таки война Роскомнадзора, который должен призывать к определенной дисциплинированности операторов, потому что потребитель конечный, за его счет идет, скажем так, неправомерное списание, обогащение денег. Поэтому пользуясь случаем, хотел бы обратить внимание, например, того же самого Роскомнадзора, с тем чтобы они лучше беседовали со своими подчиненными.

Константин Чуриков: Кроме того, это какой-то маразм в нашем XXI веке, когда переинформированность населения, когда куча всяких сайтов и ресурсов, оформлять какую-то подписку и какие-то рассылки, согласитесь, несколько попахивает прошлым веком.

Алишер Захидов: Да.

Константин Чуриков: А у меня такой вопрос: насколько сегодня наши сотовые операторы честно считают все, что мы проговариваем, все, что мы просматриваем? Биллинг честный, точный, или к нему есть вопросы?

Алишер Захидов: У меня есть подозрения, что он не всегда бывает честный. Просчитать это с точностью до какого-то конкретного момента я, например, не представляю, практически это невозможно. Можно потребовать излишне переплаченные деньги, можно потребовать деньги за непредоставленные услуги, можно потребовать деньги за некачественно предоставленные услуги, за те услуги, которые причинили, допустим, реальный вред, ущерб, это да. Но понять… Особенно вся эта история с роумингом по России…

Марина Калинина: Это вообще ужасная история.

Алишер Захидов: Да.

Марина Калинина: Это вот самый большой обман, наверное, который можно себе представить.

Алишер Захидов: Абсолютно верно, потому что люди почему-то считают, что… Гражданин России – значит, от Анадыря до Калининграда все должно быть равно и честно, как многие операторы говорят. Ан нет, вот не получается так. Поэтому это все-таки прерогатива Роскомнадзора, чтобы они лучше проверяли тарифные планы, лучше проверяли те предложения, анонсы которых дают операторы. Но кто будет читать? Вы же читали договор сотового оператора на, скажем так, абонентское обслуживание? Там написано 4-5-м шрифтом, что-то очень мелкое и непонятное. Кто будет это читать? Да никто читать не будет, все механически подписывают, а дальше начинается уже разбирательство. Поэтому дело спасения утопающих рук спасения все-таки…

Конечно, мы должны быть бдительными, не надо доверять, наверное, на слово, что если вам так говорят, значит, так и есть. Средний бюджет разговора в месяц, наверное, что-то около тысячи. Если это все зашкаливает за 1.5, иногда за 2 тысячи… Сталкиваешься иногда вообще с любопытными инерционными наблюдениями, когда знакомые или друзья говорят: "Да, что-то я вот 3 тысячи в месяц плачу, надо бы пойти разобраться, что-то много я плачу, а почему?" Нет вот этого внутреннего возмущения, как это так, за что я плачу, взрыв такой эмоций должен быть, бах! – "ну да, да, потом, я потом это все сделаю". Наши люди, к сожалению, такие, спрос, к сожалению, рождает предложение.

Марина Калинина: Давайте послушаем наших людей. Федор из Архангельской области к нам дозвонился. Федор, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте. Слушаем вас.

Зритель: Я являюсь абонентом сотовой связи "Tele2". В данный момент я нахожусь за 500 километров от Архангельска, в деревне. Но дело в том, что я являюсь обладателем SIM-карт, которые я подарил детям, внукам, жене, дома лежит такая SIM-карта для связи. Сейчас приходят рассылки – не только мне, многим – что до 1 июня я должен прийти в офис этой компании "Tele2" и предъявить SIM-карту и свой паспорт. Если я не появлюсь, то SIM-карты будут блокированы. Это не только у меня, это у многих такая система.

Константин Чуриков: Федор, подождите, вы когда покупали эти SIM-карты, вы предъявляли паспорт? Они у вас настоящие, или "паленые", без предъявления каких-то документов?

Зритель: Нет, они настоящие, у меня есть все договора, это давно уже, некоторым 5 лет, 3 года, 2 года, 1 год. Это уже давно они.

Константин Чуриков: Сейчас разберемся. У меня какое-то ощущение, что вас пытаются обмануть. Сейчас мы спросим у Алишера, если будут наводящие вопросы, задавайте.

Алишер Захидов: Да. Первая мысль, которая приходит в голову, – на рынок был огромный вброс несанкционированных SIM-карт. Каким-то образом кто-то решил заработать денег в обход оператора, в данном случае "Tele2", соответственно идет такая перепись населения простая: всем прийти и отметиться. Соответственно, какие-то номера (назовем их контрафактными) должны отсечься. Почему они появились на рынке? Ну это вопрос уже к оператору.

Константин Чуриков: Я о такой практике впервые слышу, ведь какие-то люди могут нехорошие беспокоить нашего зрителя, и цель какая? – чтобы он принес свой паспорт, чтобы узнать его номер, а потом взять кредит в каком-нибудь магазине за углом.

Алишер Захидов: Это-то да, это второй страх, конечно. Поскольку я сам с юриспруденцией постоянно занимаюсь, письма счастья приходят людям, которые, например, утеряли или где-то их паспортные данные оказались, о том, что по их паспорту был взят какой-то потребительский кредит: я не я, хата не моя, потом поди доказывай, заявление в полицию, в судебные органы, занимайся. Поэтому если уж оператор такое ответственное заявление делает, тогда он должен сказать и о том, что мы гарантируем, что будет соблюдаться надлежащий учет персональных данных, мы ставим в известность, что мы несем ответственность за утечку данных, потому что такие данные утекают сплошь и рядом. Это отдельная тема, если вы позовете, я готов вам рассказывать про мошеннические схемы, особенно по нашим бедным старикам незащищенным, когда… Ладно, это не к данному моменту. Поэтому если такая перепись идет, тогда действительно они должны обеспечить и надлежащее сохранение паспортных персональных данных.

Марина Калинина: Скажите, вот вопрос какой из Москвы нам прислали: "У меня тариф "Все за 500", оператор "Билайн" прислал SMS, что с 5 июня тариф будет 600 рублей. Правомерно ли это?"

Алишер Захидов: Видимо, в договоре есть норма о том, что они имеют право, оставляют за собой право в одностороннем порядке менять условия абонентского обслуживания.

Марина Калинина: То есть надо договор смотреть?

Константин Чуриков: Даже если тариф называется "Все за 500", то он может стоить 600.

Алишер Захидов: Наверное, они поменяют. Ну вот "Сбербанк" имеет право менять в одностороннем порядке ставки за обслуживание кредитов, наверное, эти по аналогии так же делают: не нравится – не ешь. Я, например, пользуюсь у "Билайна" тарифом, который был еще 10 лет назад, сейчас такого уже вообще нет. Они постоянно ищут, что-то меняют. Но пользуясь случаем, я хочу уважаемым нашим зрителям просто дать наглядный пример, что все эти тарифы в основном об одном и том же: условно говоря, если взять за тысячу рублей линейку, один делит эту линейку на 30, на 20 и в таком масштабе, второй, например, по половине, а у потребителя иллюзия создается, что это как-то ему выгодно. Все равно будете платить примерно одинаково все.

Константин Чуриков: А как еще доказать такое нарушение договора с потребителем, как несоответствие, например, скорости Интернет-соединения, например, несоответствие качества покрытия? То есть, например, человек владеет трубкой, но он не может пользоваться ею.

Алишер Захидов: Вы абсолютно правы. Вот вся Москва, половина Москвы в дырах. Я вот тоже на работе, я работаю на Арбате, на Знаменке, у нас там коллеги находятся, – постоянно идут срывы телефонного звонка, недоступность, перебивки, долгий поиск абонента, масса других неприятностей…

Константин Чуриков: Это потому что рядом с Минобороной не надо работать.

Алишер Захидов: Ну да, хорошо, я приму к сведению, с Минобороной не надо работать. Но тем не менее там огромное количество офисов, тем не менее это не только там такая проблема, я знаю еще несколько мест, где пропадает связь, просто ямы такие информационные.

Как от этого избавиться? Ну вот они ставят эти вышки большие, говорят о том, что это не опасно для здоровья, в 50 метрах от жилого сектора. Тем не менее в Москве сегодня взрыв онкологических заболеваний, об этом тоже надо говорить, то есть все просто так не бывает. Откуда это не бывает, я, например, не слышу прямого ответа ни от кого, ни от органов здравоохранения, ни от властей. Но наблюдение за тем, что происходит, я вижу, что идет неуклонный рост онкологии, а никто не дает прямого ответа, отчего, все хорошо, тем не менее это факт. Вот насколько это вредно… Сами мне, скажем так, ребята, которые вот этим… Я одного там защищал по уголовному делу из тех, кто устанавливают вышки, – они говорят, что вот эти вот все датчики Wi-Fi, которые в квартирах стоят, роутеры, это все далеко не безвредно. Но опять где проверить, какая экспертиза, какие исследования? Никто напрямую не говорит.

Поэтому, наверное, все-таки мы когда-нибудь прозреем и поймем, что нельзя голословно… Мы начали разговор с ворот, все-таки не все сводится к механическому обслуживанию и оказанию услуг, все должно сводиться к простым вещам: это наше с вами здоровье, благополучие. И телефон, надо помнить, служит не для передачи эмоций, а для передачи информации. Это вот для всех тех, кто занимается гаджетами, iPhone, Samsung и всей этой вот сумасшедшей… Как в том анекдоте: "Зачем мне телефон, который умнее меня?" Поэтому…

Марина Калинина: Спасибо вам большое.

Константин Чуриков: Спасибо.

Марина Калинина: Приходите к нам еще. Алишер Захидов, адвокат, эксперт в области защиты прав потребителей.

 

О том, как мобильные операторы нас "грабят"
Список серий