Михаил Кулик. По Волге от Кимр до Мышкина

Ольга Арсланова: Ну что же, это программа "Отражение", мы продолжаем. В нашей команде, в нашем составе замена – приветствуем Константина Точилина. Он не просто так здесь появился.

Константин Точилин: Добрый вечер. Да, у нас сегодня премьера, и я на правах руководителя программы всегда участвую в обкатке того, что мы придумываем новенького. И сегодня мы вместе с вами будем обкатывать новую рубрику, которую мы назвали "Жизнь на воде". Я представляю нашего постоянного эксперта и ведущего этой рубрики, знакомьтесь: Михаил Кулик, член Русского географического общества, водномоторник с очень большим стажем и ведущий YouTube-канала "Кормщик TV". Но давайте сначала…

Михаил Кулик: Добрый день.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Константин Точилин: …расскажем, о чем мы попытаемся говорить.

Михаил Кулик: Эту рубрику мы создали…

Константин Точилин: …создаем.

Михаил Кулик: …создаем, придумали, будем не только рассказывать, но и обязательно показывать все самое интересное, что происходит на воде. Рубрика рассчитана не только на яхтсменов и водномоторников, но и на всех, кто живет на воде: байдарочников, плотоводов и всех остальных. Мы расскажем о маршрутах, обязательно заострим внимание, где на маршруте можно остановиться, где сбросить лодку, где поднять, заправиться, пополнить запасы, обслужить и так далее. Я думаю, это будет почти в каждом нашем выпуске.

Кроме того, обязательно мы будем рассказывать о лодках в виде обзоров или просто показывать интересные лодки, будем рассказывать о моторах, проводить тест-драйвы, высказывать свое мнение, хоть и не обязательное для всех, но надеюсь, оно будет очень профессиональным и очень обоснованным. Кроме того, что мы сами снимаем эти истории и будем предлагать их зрителю, мы будем ждать и чуть позже расскажем, каким образом, истории, которые делают зрители сами, видео…

Константин Точилин: То есть запись ваших походов. Чуть позже расскажем, как именно это можно все будет залить к нам.

Ну что, с чего начнем? И кроме того, вот еще что. Как и в нашей автомобильной пятничной рубрике, как вы все знаете, обязательно будут вопросы и ответы, все, что касается маломерных судов от ПВХ и до моторных яхт, технические аспекты, юридические аспекты. Если думаете, что нужно купить лодку, но еще не знаете, какую, тоже спрашивайте, Михаил, я думаю, посоветует.

Михаил Кулик: Обязательно расскажем.

Константин Точилин: Ну что, может быть, уже перейдем к началу?

Михаил Кулик: Конечно.

Константин Точилин: Давайте сначала посмотрим один из водных маршрутов. Куда отправляемся?

Михаил Кулик: Мы пойдем от наукограда Дубна к старинному и очень уютному году Мышкин. Очень простой, милый, познавательный и историчный маршрут…

Константин Точилин: …по великой русской реке Волге.

Михаил Кулик: …по великой русской реке Волге.

Константин Точилин: Смотрим.

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: Ох, красиво, Михаил.

Константин Точилин: Красота, конечно, невероятная, но ряд вопросов сразу возникает. Поскольку я эти места неплохо знаю, смотрите, там есть один шлюз в Угличе.

Михаил Кулик: Угличский.

Константин Точилин: Если это небольшая лодка, если это ПВХ с мотором, например, на котором тоже прекрасно в тех местах путешествовать, как быть со шлюзом? Я там ходил в прошлом году, просто была большая компания, мы наняли в Угличе "Газель", она нас обвезла вокруг шлюза, и спустились уже ниже. Единственный вариант, или существуют еще?

Михаил Кулик: Вы знаете, спасибо, Константин, очень хороший вопрос, вопрос, который возникает зачастую. Все дело в том, как ни странно, что те, кто готовятся к путешествию, плохо готовятся. По правилам плавания по внутренним водным путям России и другим документам, изданным в их исполнении, в том числе правила прохождения шлюзов маломерными судами, указано совершенно четко: маломерное судно незарегистрированное…

Константин Точилин: …то есть ПВХ.

Михаил Кулик: ПВХ, малая лодка с жестким корпусом и малым мотором небольшого веса может проходить шлюз. Всего лишь два условия надо соблюсти. Условие первое: она должна идти вторым бортом к судну, соответственно, зарегистрированному, имеющему шлюзовой договор, об этом, если интересно, я тоже скажу.

Константин Точилин: Может быть, мы отдельную программу про это сделаем.

Михаил Кулик: Да. И экипаж этого малого судна должен находиться на борту буксирующего судна. И пожалуйста, хоть байдарка, хоть плот может проходить шлюзы, и это, конечно, здорово упрощает прохождение.

Константин Точилин: Но для этого нужно иметь друзей с катером.

Михаил Кулик: Либо рацию. Ни разу еще ни один водномоторник на моей памяти или яхтсмен под парусом не отказал в помощи своим товарищам, хоть и незнакомым.

Константин Точилин: То есть подойти ближе к шлюзу и попробовать договориться?

Михаил Кулик: Как правило, лодки ожидают шлюзования в бьефе шлюза, то есть болтаясь в прямой видимости ворот, подойти к маломерному судну и попросить либо связаться по рации на третьем или пятом канале, но это тоже тема отдельного разговора, связь на реке.

Константин Точилин: Про связь, кстати, да.

Ольга Арсланова: Михаил, я этот же маршрут проходила, проездила на автомобиле, как я думаю, большинство наших зрителей, в основном передвигаются вот такими сухопутными маршрутами. Это недорого, это буквально полбака. Вот по поводу цены…

Константин Точилин: Насколько это разрушительно для семейного бюджета?

Ольга Арсланова: Насколько это разрушительно для семейного бюджета, особенно если человек посмотрел это все, заболел, захотел и не очень понимает, для него все, что по воде, либо байдарочка, либо сразу яхта, то есть это либо совсем некомфортно, либо очень дорого.

Михаил Кулик: Вы знаете, действительно все очень по-разному в зависимости от мощности двигателя, вообще от типа двигателя…

Константин Точилин: …и от наличия его, потому что если это байдарка, то двигатель там в две человеческих силы…

Михаил Кулик: Если на байдарке, это вообще бесплатно.

Ольга Арсланова: Но не очень, наверное, удобно.

Михаил Кулик: И удочка для питания. Да нет, на самом деле стоимость можно рассчитывать очень просто.

Ольга Арсланова: Жизни на воде.

Михаил Кулик: В принципе этот маршрут можно рассчитать: при даже самой небольшой водоизмещающей крейсерской скорости в 10-12 (не будем говорить "узлы") километров в час это 2 дня с одной ночевкой, это для тихоходных водоизмещающих либо малых судов, а в принципе за 1 день можно пройти. Соответственно, стоимость ночевки мы исключаем, стоимость питания, что взял с собой или что поймал, то и съел, а по топливу… Ну вот я вам для примера скажу: двигатель мощностью 150 лошадиных сил подвесной (от производителя не зависит) потребляет от 400 до 500 миллилитров топлива на 1 километр пути – это существенно больше, чем автомобиль, существенно. Но опять-таки это не так дорого и не так часто, к сожалению…

Константин Точилин: Ну а если моторчик поменьше, то он и ест поменьше соответственно.

Михаил Кулик: Ну пропорции, к сожалению, удручающие: поменьше, но не кратно лошадиным силам.

Ольга Арсланова: Вам тут привет передают из Кимр: "Очень рад появлению рубрики, – пишет наш зритель. – Надеюсь, эта передача будет полезной и нужной для водномоторников. С уважением, Алексей".

Михаил Кулик: Очень приятно, привет, Алексей, очень приятно. Много друзей по имени Алексей, но кимрского я знаю.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем нашего зрителя Виталия из Иркутской области, переместимся туда. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Точилин: Виталий, здравствуйте.

Михаил Кулик: Добрый день.

Зритель: Моя передача любимая. Я хочу вас пригласить, сейчас вы как раз про водные маршруты говорите, к нам в Иркутскую область на Байкал. Сейчас у нас проходит фестиваль бурятской культуры…

Константин Точилин: Да, у нас в новостях даже материал про это будет сегодня.

Зритель: Вот. Ангару посмотрите. Еще хочу сказать, что у нас остров Ольхон, Малое море есть на Байкале, там безопасность обеспечена полнейшая, 100%, сотрудники стоят буквально через 20 метров.

Константин Точилин: Виталий, спасибо вам огромное за приглашение, но у нас есть некоторые финансовые ограничения, потому что мы очень-очень бедное телевидение…

Ольга Арсланова: Пока, пока.

Константин Точилин: Да. Поэтому пока мы к вам соберемся и будем откладывать деньги, может быть, вы или ваши друзья нам будете свое видео присылать того, о чем вы сейчас рассказываете, потому что это красоты, конечно, фантастические, судя по тому, что удавалось увидеть.

Ольга Арсланова: Присылать вы можете вот по этому адресу.

Константин Точилин: Михаил, расскажите, куда и как можно прислать видео.

Михаил Кулик: Да. Видео можно прислать различными способами. Во-первых, в чате прямого эфира ОТР сообщить, что у вас есть видео, может быть, даже разместить ссылку, если IT пропустит, то я обязательно ее перечитаю и ознакомлюсь. Кроме того, есть на YouTube канал "Кормщик TV", "Кормщик" русский текст и "TV" латиницей, ищется очень просто…

Константин Точилин: Внизу экрана вы все видите.

Михаил Кулик: Да-да, там очень много видео, в том числе и те сюжеты, которые вы видите здесь в программе. Ну и третий вариант – найти на Facebook группу "Водномоторники" или "Клуб независимых путешественников", под таким именем эта тема развивается.

Константин Точилин: Ну мы посмотрим, если будет неудобно, то, может быть, мы что-то придумаем еще.

Михаил Кулик: Электронную почту, например.

Константин Точилин: Но маршруты ваши ждем, потому что мы, конечно, необъятное объять не можем, особенно то, что за Уралом, нам сложновато, к сожалению, хотя очень хочется.

Еще один звонок у нас, Михаил из Рязанской области. Михаил, здравствуйте, вы в эфире, слушаем вас.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Михаил Кулик: Добрый день.

Ольга Арсланова: Михаил, с нами ли вы? Видимо, нет.

А можно я вместо Михаила вопрос задам?

Константин Точилин: Давай.

Михаил Кулик: Конечно.

Константин Точилин: Пожалуйста, Михаил.

Ольга Арсланова: "Я за него". Я поняла, что маршрут вроде бы кажется посильным, но тем не менее неподготовленным людям со слабым вестибулярным аппаратом, а также детям можно его проходить?

Михаил Кулик: Можно и, наверное, нужно. Но правильно предыдущий звонивший зритель сказал про безопасность, вот это ключевое слово, которое он произнес, он похвалил свои края, и мы очень рады, что у них безопасность обеспечена, и завидуем. В первую очередь безопасность на воде, а соответственно и комфорт для людей со слабым здоровьем, или детей, или просто неподготовленных, зависит от судоводителя, то есть человека, который готовит маршрут и ведет по нему: средства спасения, выбор маршрута, выбор, простите, воспользуюсь термином из большого флота, портоубежища, то есть изучение маршрута по Google-картам, Яндекс-картам, неважно…

Константин Точилин: И потом это тоже приятно: пока ты ждешь, что вот через 2-3 недели у тебя отпуск, все это поизучать отдельное удовольствие.

Михаил из Рязани снова, кажется, на связи. Михаил, здравствуйте, со второй попытки.

Зритель: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: О, получается, отлично.

Константин Точилин: Слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте, алло, вы меня слышите?

Ольга Арсланова: Да, слушаем.

Михаил Кулик: Добрый день, Михаил.

Зритель: Здравствуйте. Я бы хотел уточнить вопрос по правам управления на моторные лодки, на ПВХ. Мотор 15 лошадиных сил, я как знаю, регистрировать не надо, но свыше 5 лошадиных сил надо уже права управления получать. Вот я хотел бы узнать, так это или не так и где поточнее узнать-то?

Константин Точилин: Очень правильный вопрос, потому что это на самом деле огромное количество людей именно с моторами от 5 до 15.

Михаил Кулик: Да. Конечно, мы непременно сделаем на эту тему отдельный выпуски и пригласим сотрудника ГИМС, который поможет нам…

Константин Точилин: …ну а пока коротко.

Михаил Кулик: А сейчас коротко, да. Государственной регистрации подлежат маломерные суда, поднадзорные Государственной инспекции по маломерным судам, то есть ГИМС, с мощностью двигателя более 8 киловатт, это 10 лошадиных сил, и весом в снаряженном состоянии более 200 килограммов. Вот такие суда подлежат государственной регистрации. Соответственно, права на управление получить в ГИМС, во-первых, не так сложно, во-вторых, они обязательно требуются для управления зарегистрированным судном, – вот, собственно, такая простая логика.

Константин Точилин: То есть нужно регистрировать.

Михаил Кулик: 15 лошадиных сил однозначно, Михаил, нужно регистрировать.

Константин Точилин: Даже если лодка меньше 200 килограммов весит.

Михаил Кулик: Ну 15 сил в снаряженном состоянии где-то будет от 150 до 200 и весить.

Константин Точилин: То есть в случае чего могут взять за одно место, поэтому…

Михаил Кулик: Совершенно справедливо, и это правило закреплено в таможенном регламенте Таможенного союза "О безопасности маломерных судов".

Ольга Арсланова: Вот несколько сообщений от наших зрителей. Ярославская область: "Меня сама жизнь заставляет частенько переплывать Волгу, правда, на пароме. Причина – отсутствие в Тутаеве моста, который не могут построить более 30 лет, из-за чего в межсезонье надо делать крюк в 80 километров".

Константин Точилин: Да, это известная проблема.

Ольга Арсланова: А вот маршрут тоже один наш зритель предлагает, может быть, кому-то пригодится: "Красноярский край, сплавлялся на катамаране по рекам в Путоране (Таймыр) – красота, теряешь дар речи. Жаль, дорого туда добираться".

Константин Точилин: Дорого, да.

Ольга Арсланова: Вы знакомы с этим?

Михаил Кулик: Да, Путорана, конечно, само по себе место уникальное, удивительное, но я лично знаком с человеком, который на лодке ПВХ… Это вот к вопросу о выборе лодки, опасно не опасно: человек на лодке ПВХ с супругой за 29 дней прошел 4 тысячи километров по Енисею, выйдя из Красноярска и придя, внимание, на полуостров Ямал, вот так.

Константин Точилин: Ну это памятник надо ставить такому человеку, мне кажется.

Ольга Арсланова: Экстремалы.

Михаил Кулик: Да, и белых медведей повидали, и… Это действительно мужественное путешествие, но это пример того, что бояться не надо, важно правильно готовиться.

Константин Точилин: Это правильно.

Но вот если вернуться к тому маршруту, о котором мы говорили, понятно, что, особенно если речь идет о том, чтобы не тратить много денег, это ночевка, наверное, в палатке?

Михаил Кулик: Ну либо на судне, если позволяет, либо в палатке, хотя есть места, где можно заночевать.

Константин Точилин: Ну можно при желании в гостинице, можно, наверное, в палатке.

Михаил Кулик: Да.

Константин Точилин: Просто по палаткам вопрос пришел: "Что вы думаете, газовый фонарь для освещения в палатке использовать имеет смысл?"

Михаил Кулик: Я использую и газовую плитку, и газовый обогреватель, и газовый фонарь, но я специальным образом подбирал палатку, которая имеет вентиляцию, сконструированную, изготовленную еще на производстве. В ином случае есть некоторая опасность, хотя многие пользуются газоанализаторами, это недорогое, достаточно бытовое, потребительское устройство. Но риск все равно есть, поэтому…

Константин Точилин: Как с любым газовым девайсом, собственно.

Михаил Кулик: Да-да.

Константин Точилин: Еще один звонок у нас.

Ольга Арсланова: Да, у нас Тимур из Москвы. Здравствуйте.

Константин Точилин: Тимур, здравствуйте.

Михаил Кулик: Добрый день, Тимур.

Зритель: Алло, меня слышно?

Константин Точилин: Да, слышно, говорите.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Вот послушал вас, очень здорово, что можно на самом деле путешествовать по воде, я являюсь обладателем лодки, тоже путешествую, как раз сбрасываю лодку в районе Кимр, у меня там дача находится. Вот был разговор про то, по силам ли такой маршрут для детей или для людей каких-то…

Ольга Арсланова: …болящих.

Зритель: …у кого с вестибулярным аппаратом тяжело. Всегда можно посмотреть прогноз погоды прежде всего, то есть очень большое количество мест, где можно сбрасывать надувную лодочку. У них, с одной стороны, ограничение в плане комфорта, с другой стороны, большое преимущество, что вы можете ее сбросить там, где вы ее не сбросите, имеется в виду цельнометаллический катер либо корпусной какой-нибудь другой. То есть здесь в этом плане больше развязаны руки.

Константин Точилин: И малые реки для вас открыты, куда с большой осадкой не зайдешь.

Зритель: Да-да, совершенно верно.

Константин Точилин: А они шикарные совершенно, конечно.

Михаил Кулик: Да, и на этом маршруте их достаточно много, 3 самых известных – Медведица, Нерль и Юхоть – две из них я уже отснял и вот анонсирую…

Константин Точилин: В следующий раз у нас будет Юхоть как раз, да?

Михаил Кулик: А давайте сохраним интригу: либо Медведица, либо Юхоть.

Константин Точилин: Сохраним интригу.

Ольга Арсланова: Спасибо Тимуру за совет.

Константин Точилин: Время летит совершенно как-то феерически незаметно, а у нас…

Михаил Кулик: …время ужина.

Константин Точилин: Время ужина, потому что у нас есть еще одна рубрика о том, что можно… Мы же говорили, что надо еду брать с собой.

Михаил Кулик: Обязательно.

Константин Точилин: А вот как из той еды, которую взяли с собой, что-нибудь приготовить, кто нам расскажет?

Михаил Кулик: Дмитрий Соснин, шеф-повар, профессиональный водномоторник…

Константин Точилин: …и профессиональный повар.

Михаил Кулик: Да, и профессиональный повар, и большой знаток походной жизни.

Константин Точилин: Поехали.

СЮЖЕТ

Константин Точилин: По-моему, у всех потекли слюнки, включая наших зрителей, которые беспокоятся, как же фарш летом довезти – термосумка или просто льда в какой-нибудь…

Михаил Кулик: Есть способы… Мариновать.

Константин Точилин: Слушайте, ну вот так вот у нас уже и закончилось время. Мы снова встретимся в этой практически кают-компании в следующий четверг в 18:30. Обязательно можно заранее присылать вопросы и темы, которые вам были бы интересны, мы будем готовиться заранее и их снимать.

Ну и я еще раз напоминаю, собственно, кто провел для вас эту рубрику: Михаил Кулик, член Русского географического общества, водномоторник, просто знающий и хороший человек. Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Михаил Кулик: Спасибо.

Константин Точилин: До следующего четверга, Михаил.

Михаил Кулик: Всего хорошего.

Рубрика «Жизнь на воде»
Список серий