Михаил Кулик — о новых Правилах плавания по внутренним водным путям России

Константин Точилин: Добрый вечер. Небольшая смена ведущих в студии «Отражения», потому что четверг, 18:30 – это время нашей постоянной рубрики «Жизнь на воде». Ко мне присоединяется Михаил Кулик, ее постоянный эксперт и автор. Михаил, добрый вечер.

Михаил Кулик: Добрый вечер, Константин.

Константин Точилин: О чем сегодня?

Михаил Кулик: Ой, у нас знаковое событие завтра наступает: вступают в действие новые правила плавания по внутренним водным путям России. Об этом и поговорим. Но как обычно начнем, наверное, с маршрута.

Константин Точилин: Да, готовьте вопросы по тому, что касается, собственно говоря, правил речного движения, а мы пока все-таки посмотрим красивый сюжет как обычно сначала.

СЮЖЕТ

Константин Точилин: Ну красота как обычно, и как обычно давайте немножко поговорим про этот маршрут. Во-первых, насколько он универсален, на каких лодках туда есть смысл идти, на каких лучше не соваться? Или?

Михаил Кулик: Это тот случай, когда абсолютно универсальный маршрут. Лодка малой вместимости, не очень остойчивая, небольшая ПВХ – Волхов, множество исторических памятников и живописных мест; лодка потяжелее, с большими возможностями – вся Ладога перед вами, хоть до Питера, хоть Новоладожским каналам, поэтому любые лодки. Затруднение только одно – удаление от места вашего базирования: тащите на прицепе либо идете своим ходом.

Константин Точилин: С заправками ничего?

Михаил Кулик: Заправка прямо в Новой Ладоге, работает на воду и на сушу, поэтому очень комфортно.

Константин Точилин: Все-таки север.

Михаил Кулик: Север.

Константин Точилин: Север. Холодно, нет?

Михаил Кулик: Не так чтобы мне повезло, а яхт-клуб, из которого я стартовал в Новой Ладоге, замечательная гостиница, много номеров…

Константин Точилин: Нет, на воде-то не промерзнешь? Сентябрьский это маршрут, или лучше все-таки это планировать на июль?

Михаил Кулик: На лето, конечно, лучше на лето, потому что Ладога коварна, Волхов во впадении в Ладогу, конечно, тоже подвержен волнениям, ветрам.

Константин Точилин: То есть посмотрели и поставили себе галочку, что, наверное, хорошо бы…

Михаил Кулик: …уже летом.

Константин Точилин: Уже осень, уже приходится думать не столько о том, куда сейчас, а о том, куда на следующий год хорошо было бы, если бы.

Михаил Кулик: Ну да, вот и будем планировать зимой.

Константин Точилин: И зимой мы будем изучать новые правила речного движения, о чем, собственно, основной разговор у нас сегодня и пойдет.

Михаил Кулик: Да-да. Еще в январе этого года Минтранс порадовал нас приказом №19 19 января, которым ввел в действие новые правила плавания по внутренним водным путям (с позволения зрителей и моего замечательного соведущего буду говорить ВВП, сократим время).

Константин Точилин: Не путать с валовым внутренним продуктом: внутренние водные пути.

Михаил Кулик: Совершенно справедливо, да.

Константин Точилин: Давайте сначала объясним, что такое внутренние водные пути.

Михаил Кулик: Да. Внутренние водные пути России – это пути, по которым, в общем-то, в первую очередь движутся грузовые суда и круизные, объединяют реки, водохранилища, озера. Их протяженность вы видите на экране сейчас, охватывают множество, большинство (2/3) субъектов России, почти 3/4. Ну и, собственно, как и дороги федерального и общего пользования, остальные требуют определенного регулирования правового, иначе будет путаница и непонятность.

Константин Точилин: И давайте еще поймем, сколько у нас участников этого речного движения применительно, конечно же, к нам, маломерщикам.

Михаил Кулик: На удивление много.

Константин Точилин: Есть статистика, да?

Михаил Кулик: Есть статистика: более 1.5 миллионов, около 1 миллиона 600 тысяч маломерных судов сегодня включены в реестр маломерных судов – это то, что только в некоммерческих целях используется. И как ни странно, вон, 17 тысяч 700 судов в некоммерческих целях используются юридическими лицами. Стоит пояснить, что это не только для путешествий и туризма, но и для негосударственной службы, как указывает законодатель, но добровольные спасатели, и так далее, и тому подобное.

Константин Точилин: Но это только те суда, которые подлежат регистрации в ГИМС, у которых есть номера.

Михаил Кулик: Поднадзорные ГИМС, фактически их больше.

Константин Точилин: Потому что участников движения если мы возьмем всех остальных, то это, я думаю, в десятки раз больше.

Михаил Кулик: Да, Константин, вы таким образом подвели нас чуть ли не к основному изменению, которое нас постигло с введением новых правил.

Константин Точилин: Давайте только еще раз оговоримся, что эти правила не только для тех лодок, которые нужно регистрировать в ГИМС, – это правила для всех, начиная от маленькой весельной надувнушки и заканчивая уже супертанкерами.

Михаил Кулик: Совершенно справедливо. Да нет, 20 метров длина ограничения для маломерных судов, хотя да, правила плавания распространяются на всех.

Константин Точилин: Я про правила плавания.

Михаил Кулик: Да. Итак, в чем же состоит существенное отличие от предыдущих правил? То есть по существу порядок маневрирования, сигнализации бортовой и прочей не изменился. Написано кое-что другими словами, но все то же самое, то есть как расходились левыми бортами, так и будем расходиться левыми бортами; как маломерному судну положено было пересекать судовой ход под углом, близким к 90 градусам, и максимально быстро, не создавая препятствий для других судов…

Константин Точилин: …старшим товарищам.

Михаил Кулик: …старшим товарищам более грузовым, да, как положено было уступать движение судам парусным, и даже парусные должны были уступать гребным, так оно и осталось, ничего не изменилось. Но если в старых правилах 2002 года, по которым мы до сегодняшнего дня и сегодня еще живем, было определено понятие маломерного судна, все его знают, это судно, оснащенное силовой установкой до 55 киловатт и длиной до 20 метров и так далее, то нынче маломерным судном считается любое судно, приводимое в движение любым двигателем от гребной и до парусно-моторной в том числе длиной менее 20 метров, вернее 20 метров и менее, все.

Константин Точилин: Вопрос сразу же важный: означает ли это, что если убрали требование по весу, если убрали требование по мощности двигателя, что теперь все лодки, все надувные матрасы и все надувные подушки нужно регистрировать где-то или нет?

Михаил Кулик: Нет.

Константин Точилин: Слава тебе господи.

Михаил Кулик: Вопрос регистрации остался неизменным с 1 января 2017 года, когда были приняты новые административные регламенты о регистрации, и новые правила плавания не повлияли на эти документы, повлияют они на иные документы, те, которые издает ГИМС МЧС, то есть наш надзирающий орган. Вот сейчас основным документом – собственно, все так считают, хотя немножко заблуждаются многие – является Правила пользования маломерными судами на водных объектах, введенные в действие приказом №502 ГИМС МЧС. Но вот с введением новых правил, которые…

Константин Точилин: …они должны ввести новый приказ.

Михаил Кулик: Конечно, потому что минтрансовские правила старше, по приоритету закона они старше, а поэтому придется изменить. И мы только ждем, мы еще не знаем, какие изменения нас постигнут, хотя предположить можно. Читаю новые правила…

Константин Точилин: Давайте посмотрим, что реально меняется в жизни каждого маломерного судоводителя.

Михаил Кулик: Во-первых, изменилось отношение к маломерным судам и существенно расширен круг наш, не так он узок был, как мы были ранее далеки от народа, а посему посмотрим на реакцию ГИМС. В общем-то, по большому счету еще не ясно, какова будет правоприменительная (извините за такой термин сложный) практика и как будут относиться, если до сих пор к административной ответственности за нарушение правил плавания привлекались в 9 случаях, наверное, в 99 случаях из 100 судоводители зарегистрированных маломерных…

Константин Точилин: С номерами.

Михаил Кулик: Да, с номерами, проще говоря, то…

Константин Точилин: …теперь будут «жучить» всех?

Михаил Кулик: По идее, по логике закона, чистой логике закона должны да, но надеюсь, что нет. Опять же существенно, пункт №66 новых правил, без исключений обязывает все суда иметь судовую установку УКВ.

Константин Точилин: Рацию.

Михаил Кулик: Совершенно верно, в просторечии рацию. И разъясняю зачем.

Константин Точилин: Еще раз говорим: это касается от надувного матраса (шутим)…

Михаил Кулик: Ну от китайской лодочки полиэтиленовой…

Константин Точилин: …гребной.

Михаил Кулик: …да, до 20-метровой моторной яхты шикарной.

Константин Точилин: Зачем?

Михаил Кулик: Затем, чтобы для обеспечения надежной связи во время движения, маневрирования судна и при стоянке судна и так далее, это я цитировал новый пункт 66-й новых правил.

Константин Точилин: Нет, с одной стороны, в рации ничего плохого нет.

Михаил Кулик: Совершенно верно. Но цена…

Константин Точилин: Цена. Я посмотрел сейчас в Яндексе – от 6 тысяч и до…

Михаил Кулик: …беспредела.

Константин Точилин: Да. Причем тоже надо понять, это специальные рации, это не CB-рация, которая ставится в машину.

Михаил Кулик: Это речной диапазон.

Константин Точилин: А еще есть морской и они разные.

Михаил Кулик: Они совершенно разные, в море никто не запрещает выходить, опять же, на судах практически любого размера. А если жить где-нибудь в районе Лиманов, то уже две рации, притом что стоимость лодки ПВХ начинается на вторичном рынке от 4 тысяч рублей…

Константин Точилин: То есть дешевле, чем рация, без которой теперь нельзя.

Михаил Кулик: Нельзя.

Константин Точилин: Возникает вопрос: будет ли ГИМС теперь «жучить» всех и каждого на предмет наличия радиостанции?

Михаил Кулик: И здесь я тоже должен ограничиться предположениями: надеюсь, что нет, потому что разумность в подходе все-таки требуется всем, в том числе государственному надзирающему органу, хотя формально опять-таки возникает на это 100%-е право. Административной ответственности за отсутствие радиостанции УКВ у нас нет.

Константин Точилин: Ну так ее же введут, еще не вечер.

Михаил Кулик: Лиха беда начало, совершенно верно. Что еще…

Константин Точилин: Нет-нет, хорошо, я хочу с рациями разобраться.

Михаил Кулик: Да.

Константин Точилин: Вот иду я на надувной лодке с маленьким моторчиком, ГИМС я неподнадзорен. Нет у меня рации…

Михаил Кулик: А вас вызывает инспектор ГИМС по рации, говоря: «Остановитесь».

Константин Точилин: Ну как он меня вызывает, если у меня ее нет?

Михаил Кулик: Он вызывает, вы не слышите, но он-то вызывает. И вот и состав возможного правонарушения уже есть.

Константин Точилин: Он подходит ко мне, говорит: «Иди сюда».

Михаил Кулик: Вы, во-первых, не ответили на вызов надзирающего, во-вторых, у вас нет судового снабжения, которое вам положено иметь.

Константин Точилин: И дальше что он со мной делает?

Михаил Кулик: Вот при нынешней ситуации ничего.

Константин Точилин: То есть он мне говорит «ай-яй-яй»?

Михаил Кулик: Только «ай-яй-яй», объявляет, так сказать, устно предупреждение. Но если будут изменения, а изменения могут быть небольшие… Вот сейчас статья Административного кодекса об административных правонарушениях карает, скажем так простым словами, за нарушение правил плавания, и дальше разъясняется, в чем это выражается: маневрирования, стоянки и так далее. Добавим правила плавания в части судового обеспечения всего одно коротенькое изменение, и все, все. Отсутствие жилета, отсутствие якоря, который тоже, в общем-то, по техническому регламенту Таможенного союза положено иметь… О, кстати!

Константин Точилин: Кстати.

Михаил Кулик: Да. Вы понимаете, опять же мы попадаем в ситуацию, когда о безопасности маломерных судов говорит технический регламент Таможенного союза, там есть определение маломерного судна. Что у нас сейчас в правилах плавания?

Константин Точилин: Отсутствует.

Михаил Кулик: «Судно длиной…» и так далее, и тому подобное. Противоречие возникло.

Константин Точилин: То есть на самом деле у нас есть три документа.

Михаил Кулик: Ну три источника.

Константин Точилин: Три составные части марксизма.

Михаил Кулик: Да.

Константин Точилин: И на что нам ориентироваться? Или ждать, когда ГИМС выдаст какое-то свое разъяснение, толкование?

Михаил Кулик: Ну здесь не разъяснение, здесь, пожалуй, речь должна идти об изменениях в документах ГИМС, в нормативно-правовых актах, издаваемых ГИМС, поскольку… Сейчас все просто: регистрируете судно, руководствуетесь административным регламентом ГИМС. Зарегистрировали, вышли на воду, руководствуетесь минтрансовскими документами, а в данном случае правилами плавания. Построили судно, решили его освидетельствовать, руководствуетесь документом Таможенного союза.

Константин Точилин: Давайте звонок примем, Валерий на связи, Ленинградская область. Валерий, добрый вечер.

Михаил Кулик: Добрый, Валерий.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Точилин: Слушаем вас.

Зритель: Я хочу задать вообще кучу вопросов по движению маломерных судов и по их эксплуатации.

Михаил Кулик: Выберите самый главный.

Зритель: Самый главный? Почему в жилетах я должен в 30-градусной жаре плавать?

Михаил Кулик: Это вопрос вашей безопасности.

Зритель: При чем моя безопасность? Федеральный закон говорит о том, что они у меня должны находиться на судне по количеству пассажиров, находящихся на судне.

Михаил Кулик: Какой федеральный закон, простите?

Константин Точилин: О, Валерий, вы с юристом разговариваете…

Зритель: Российской Федерации, какой.

Михаил Кулик: Федеральный закон, которым мы руководствуемся, их всего два: Водный кодекс, но он не касается плавания, а Кодекс внутреннего водного транспорта говорит несколько иначе.

Значит, развивая мысль (спасибо за вопрос, он правда интересный), логика, видимо, простая: если бы вы сдавали норматив по плаванию на дальность при получении удостоверения судоводителя, вам бы ограничили вот этой вашей максимальной дальностью и дальность плавания. Мало того, если бы вы сдавали зачет на скоростное надевание спасательного жилета, на лету выпадая из лодки, тогда тоже можно было бы возить его так. А иначе никак, иначе в любой момент вы можете оказаться за бортом, и государство не знает, выплывете вы или нет. Обеспечить вашу безопасность можно лишь одним способом государственным – принудить вас действовать…

Константин Точилин: Ну примерно та же история, как с ремнями безопасности в автомобиле.

Михаил Кулик: Совершенно справедливо.

Константин Точилин: Очень долго как-то вот все не хотели, но сейчас, я смотрю, практически все ездят пристегнутыми.

Михаил Кулик: Совершенно справедливо.

Константин Точилин: Но надо сказать, что на воде количество людей в жилетах не зашкаливает.

Михаил Кулик: Не зашкаливает.

Константин Точилин: Оно становится больше, но не зашкаливает.

Михаил Кулик: Да.

Константин Точилин: Это с чем связано? Не ловят за это, не предупреждают за это?

Михаил Кулик: Ну ловят во время рейдов… Во-первых, вообще система ГИМС достаточно ограничена в оперативных сотрудниках, я имею в виду сотрудников, которые осуществляют контроль и надзор прямо на воде, поэтому многие судоводители если и встретили судно ГИМС, это могло произойти всего один раз за весь сезон, могло и ни разу не произойти, а поэтому безнаказанность. Я не призываю наказывать, я призываю соблюдать разумные правила собственной безопасности. Не зря придумано, что дети до 14 лет должны быть в жилетах (к вопросу Валерия) даже в кабинном судне, где взрослым разрешено находиться без жилетов, хотя они и должны быть на борту. Новые правила плавания по ВВП ничего в этой части не меняют, если уж возвращаться к нашей основной сегодняшней теме.

Константин Точилин: Кстати, что считается кабинным судном? Лодка с тентом, закрывающим…

Михаил Кулик: Нет, кабина, заготовленная из жестких материалов.

Константин Точилин: То есть ты идешь под тентом, который тебя закрывает с трех сторон.

Михаил Кулик: Нет, это временное укрытие.

Константин Точилин: Вопрос уже не про правила, тем более что, я так понимаю, основное мы уже…

Михаил Кулик: Ну я бы добавил кое-чего, если останется время.

Константин Точилин: Время просто мало, да. Спрашивают, как выбрать смартфон с GPS, в Интернете толком ничего не найти, потому что многие используют смартфоны просто для навигации, я даже знаю одного такого человека.

Михаил Кулик: Да-да-да, представьте себе, я сам пользуюсь навигационными картами (они профессиональные, определенной компании), но в мобильном устройстве. Как выбрать? Для того чтобы понять, как работает приемник GPS, это только экспериментальным путем либо довериться производителю в описании. Я скажу так: американский производитель известный фруктовый меня на воде не устраивает (ни планшет, ни телефон), поэтому я южнокорейского выбрал.

Константин Точилин: Беспокоятся люди: раз вводят новые правила, может быть, еще и налоги какие-нибудь новые введут или сделают платные речные маршруты?

Михаил Кулик: Вполне возможно. Ну тут из двух частей, ответы на обе части есть. Во-первых, да, ходят слухи, я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку хоть я и общаюсь напрямую с ГИМС МЧС России, а даже не региональным, ходят слухи, что от 5 лошадиных сил у нас подлежать скоро будут регистрации моторы, соответственно…

Константин Точилин: От скольких?

Михаил Кулик: От 5. Появятся 4.9, как появились 9.9, это раз.

Константин Точилин: Ну это понятно, да.

Михаил Кулик: А про платные речные маршруты… Я надеюсь, когда-то начнет все-таки развиваться система туроператоров, которые будут водить нас или вас, дорогие зрители, по туристическим маршрутам по воде.

Константин Точилин: Но это только если мы захотим, а не принудительно.

Михаил Кулик: Конечно, нет, конечно, нет.

Константин Точилин: Ханты-Мансийск беспокоится, не введут ли еще и ОСАГО, как на автомобили.

Михаил Кулик: Вы знаете, при отсутствии…

Константин Точилин: Слухи ходили какие-нибудь такие?

Михаил Кулик: Нет, таких слухов нет. До сих пор идет борьба, к сожалению, для нас она проиграна на сегодняшний день, страхование добровольное и гражданской ответственности, и имущества маломерного судна, но пока практически ни одна страховая компания… Гражданскую ответственность вовсе не хотят страховать, а имущество начиная от заоблачных цен, моторных яхт, а я свое судно застраховать не могу, хотя, может быть, я бы это и сделал.

Константин Точилин: Еще успеем один звонок принять, Калининград на связи. Владимир, добрый вечер.

Зритель: Подскажите, пожалуйста, такой вопрос. В 2008 году приобрел эллинг, там была лодочка «Форель» старенькая. Я ее зарегистрировал в ГИМС, все как положено, и буквально год-два-три, уже старенькая она, сгнила. И вот сейчас 2018 год, мне приходит налог.

Константин Точилин: Ага.

Михаил Кулик: Вы должны… Я понял, Владимир, спасибо, мало времени. Вы должны исключить ее из реестра, только тогда вам пересмотрят…

Константин Точилин: Это надо ехать в ГИМС, писать заявление.

Михаил Кулик: Да, это простая совершенно операция, но без нее вы будете продолжать платить налоги на это транспортное средство.

Константин Точилин: Буквально минута у нас осталась. Что еще по правилам важного?

Михаил Кулик: Что еще? Да нет, наверное, осталось сделать общий вывод. Да, сделано благое дело, наши правила плавания по ВВП приведены в соответствие с документом Международной конвенции о предупреждении столкновений судов на море 1972 года, город Лондон. Но непонятно, зачем это сделано, поскольку там речь идет о море, здесь речь идет все-таки о внутренних водных путях, и во-вторых, нельзя так бездумно копировать положения международного правового акта во внутренний федеральный правовой акт, не разъясняя многих понятий. Например, вот вам, дорогие зрители, домашнее задание: что такое СРД? Средство разделения движения.

Константин Точилин: Так, Михаил, выключайте юриста, включайте капитана. Давайте прорезюмируем: со следующего сезона, точнее уже с этого, рацию на борту могут потребовать, жилет по-прежнему обязателен.

Михаил Кулик: Обязателен. Вопрос, который может возникнуть: по судовому ходу ходить все так же нельзя, только в особых случаях.

Константин Точилин: Все, на этом наше время истекло решительно. Увидимся в следующий четверг в программе «Жизнь на воде». Счастливо.

Михаил Кулик: До свидания, дорогие.

Список серий