Крупные корабли не могут зайти в Дон из-за обмеления реки. По прогнозам, в следующем году ситуация усугубится

В Таганрогском заливе на входе в реку Дон в Ростовской области образовалась огромная пробка из сотни кораблей, которые не могут войти в фарватер. Дон обмелел, поэтому специалисты сейчас проводят работы по углублению дна. Однако гидрологи предупреждают, в следующую навигацию воды будет еще меньше.

Танкеры и сухогрузы не могут зайти в Дон, пока земснаряды не прочистят для них русло. Осадка этих судов – около 2,5 метров. Примерно такая же, какая в этом месте глубина реки.

"Танкер с большой осадкой идет до определенного участка реки Дон – и дальше он идти не может. Навстречу ему выходит порожний танкер – часть груза переваливается в этот малый танкер. Они спускаются до Ростова и там глубины позволяют загрузиться на большую осадку для выхода в море", – говорит Александр Тараненко, первый замруководителя администрации Азово-Донского бассейна.

Дон обмелел, потому что с июля по октябрь здесь не было ни одного дождя. К тому же люди, чтобы добыть воду, перегораживали мелкие речки – притоки Дона, и не всегда грамотно бурили скважины, истощая подземные источники.

Дноуглубление – пока самая эффективная мера по улучшению судоходности реки. Она же – самая дорогая. Но копать бесконечно нельзя. Простой опыт: вода будет скапливаться в свежем углублении, обнажая новые отмели. Ну, местами можно "заузить" русло для выравнивания стока.

Речные пассажирские катера сейчас могут подойти не к каждой пристани: вдоль берегов километровые отмели. И моторная лодка – единственный в этих условиях транспорт.

"Раньше нам на катере разрешали газ перевозить в баллонах. Сейчас не разрешают! Хорошо, наши парни, на лодках привозят", – говорит Ольга Шевченко, жительница Азовского района.

Академик Матишов в режиме онлайн получает данные о состоянии Дона и Таганрогского залива. Соленость акватории зашкаливает в шесть раз – это первый признак того, что Дон стоит и заиливается. Река не получает подпитки из Цимлянского водохранилища, которое, в свою очередь, тоже катастрофически обмелело.

"В Цимле уровень воды упал на 4-5 метров. Мы это сразу видим на нижнем Дону. У нас постоянно пересыхает Таганрогский залив, и уже поддавливает соленая черноморская вода. Это все взаимосвязано – поэтому корабли стоят", – говорит Геннадий Матишов, председатель Южного научного центра РАН.

Прогноз на следующую навигацию такой: воды в Доне останется еще меньше. Ученые настаивают на госпрограмме по спасению реки – это и углубление дна, и наполнение водохранилищ. Но, прежде всего, надо навести порядок в водопользовании, Дон крайне зарегулирован многочисленными ведомствами.

По словам экологов, в России обмеление рек идет уже 15 лет, а рекордного показателя этот процесс достиг в нынешнем году. На некоторых участках Волги уровень упал настолько, что грузы с барж приходилось перегружать на менее тоннажные суда. Точных причин проблемы ученые пока назвать не могут.  

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)