В поселке Новгородской области энтузиасты открыли Музей узкоколейки, экспонаты для которого ищут сами

В поселке Новгородской области энтузиасты открыли Музей узкоколейки, экспонаты для которого ищут сами
В Госдуме рассмотрят вопрос о снятии моратория на смертную казнь
Футболисты сборной России поблагодарили болельщиков после победного матча с Кипром
Новости, 14.10.2019, 04.00. Полный выпуск
Международный фестиваль бейсджампинга завершился в Сочи
Астраханские зоозащитники выступили против отстрела бездомных животных
Саратовцы пришли проститься с убитой девятилетней школьницей
Новости, 13.10.2019, 15:00. Полный выпуск
Митинг против повышения проезда в общественном транспорте проходит во Владивостоке
Превышение уровня сероводорода зафиксировали в пригородах Оренбурга
Новости, 13.10.2019, 13:00. Полный выпуск

В поселке Тесово-Нетыльский Новгородской области открылся музей железнодорожной узкоколейной техники. Его владельцы ищут заброшенные вагоны и локомотивы, перегоняют их на станцию уже недействующей Тесовской дороги и восстанавливают на собственные средства. Экспозицию осмотрел Владислав Двоеглазов.  

Создатели музея сегодня сами восстанавливают новый экспонат - вагон-ледник для перевозки продуктов. Такие выпускали в Германии в середине двадцатого века специально для советских узкоколеек. В металлические клетки насыпали лед, благодаря чему в вагоне все время было минус десять. Вагон и сейчас на ходу.

"И чем он особо интересен, сохранились камеры для льда, и вся обшивка в вагоне полностью оригинальная", - рассказывает Алексей Помигуев, директор музея.

Алексей и его помощники нашли этот вагон в городе Приозерск Ленинградской области. Ледник много лет стоял недалеко от вокзала, и работники станции использовали его как сарай. А в Тверской области нашли грузопассажирский вагон - он гнил на заброшенных путях. После ледника его тоже отремонтируют: заменят часть крыши, подновят стены и окна.

Музей узкоколейки придумали бывшие железнодорожники из Санкт-Петербурга. Виктор Романенко раньше был машинистом электропоезда, а сегодня - строит автомобильные дороги, и в свободное время ищет старые вагоны и тепловозы на заброшенных узкоколейных дорогах. Такие раньше строили в труднодоступных местах, где не проложить автомобильное шоссе и широкое железнодорожное полотно. По ним перевозили торф, уголь, лес. В маленьких пассажирских вагонах добирались до выработок рабочие.

Сиденье в пассажирском вагоне узкоколейки рассчитано на двух пассажиров, но на самом деле здесь сложно поместиться даже одному. 

Тесовская узкоколейка когда-то тянулась на двести километров, теперь от нее остался только небольшой участок. Здесь авторы проекта и решили разместить экспозицию. Некоторые вагоны подарили железнодорожники из Петербурга. Какие-то пришлось выкупать у поисковиков и жителей соседних сел и деревень - они охотно отдают раритетную технику, которую находят в окрестных лесах, по цене металлолома. За тепловоз, например, просят около ста тысяч рублей.

"Мы находим уникальный экспонат и когда понимаем, что если сейчас не выкупим, он уйдет в металлолом или в другой музей, приходится отдавать часть зарплаты, чуть ли не последние средства, чтобы выкупить и спасти определенную единицу техники", - говорит Алексей Помигуев, директор Музея Тесовской узкоколейной железной дороги. 

Сейчас в музее - два десятка вагонов и тепловозов. Но будет больше - авторы проекта уже нашли их в разных регионах России, но привезти смогут только весной, когда с заброшенных в глухих лесах узкоколеек сойдет снег. 

В России до девяностых годов железные дороги с шириной колеи в 750 миллиметров эксплуатировались во многих регионах: как правило, на лесозаготовках, торфодобыче и внутри крупных предприятий. Кроме того, существовали узкоколейные детские железные дороги, на которых работали школьники.

Сейчас в России действуют 43 такие дороги. Самая протяженная - 270 километров в Свердловской области.  

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)