Экономист Евгений Гонтмахер: "Проблема моногородов – системная"

Экономист Евгений Гонтмахер: "Проблема моногородов – системная"
В результате тайфуна в Японии погибли 35 человек
Президент Франции созвал срочное заседание совбеза из-за военной операции в Сирии
В Кремле прошел фестиваль «Белая трость», посвященный Международному дню слепых людей
В Новосибирске проходят совместные учения спецназа Росгвардии и китайских полицейских
Стартовал прием работ на фотоконкурс РГО «Самая красивая страна»
РПЦ отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы
В России завершается переход на цифровой формат телевещания
В Тверской области на расселение архитектурно-исторического комплекса «Морозовский городок» выделят 900 млн рублей
Экзитпол: большинство жителей Екатеринбурга хотят, чтобы храм стоял на месте бывшего завода
В Госдуме рассмотрят вопрос о снятии моратория на смертную казнь

В Златоусте Челябинской области сегодня прошла ярмарка вакансий. На нее, по поручению губернатора, приехали работодатели со всей области. Так власти пытаются решить проблему безработицы в городе, в котором недавно закрылось единственное крупное предприятие. Больше тысячи бывших рабочих сейчас не могут трудоустроиться. Похожие трудности испытывают большинство моногородов России.

В цехах тольяттинского автозавода рабочие в перерывах между сменами обсуждают, кого из них могут сократить. Две недели назад на предприятие пришел новый топ-менеджер из Соединенных Штатов Бо Андерсен, который прославился массовыми увольнениями на предыдущей работе на заводах группы ГАЗ. Рабочим АвтоВАЗа уже предложили уйти по соглашению сторон в обмен на 5 месячных зарплат.

"Я так думаю, что есть такие люди, которым это на руку, – так вот уволиться взять какое-то количество денег, что поспособствует им в дальнейшем на новой работе или что-то для себя они сделают", – говорит Борис Колпин, работник ОАО "АвтоВАЗ".

Сейчас на автозаводе работает 67 тысяч человек, из них 7 тысяч будут сокращены в ближайшие полгода. Те, кого уволят, вряд ли найдут работу в родном городе – по крайней мере, если ситуация не изменится.

Тольятти входит в число так называемых моногородов, это населенные пункты, жизнь которых зависит от одного предприятия. Таких в России по данным Минэкономразвития 333 в 56 областях. В условиях экономического спада, который сейчас переживает страна, многие заводы в моногордах закроются.

"Стагнация, медленный кризис, разные диагнозы, но металлургия черная, цветная, угольная промышленность, лесная целлюлозобумажная чувствуют себя нехорошо, начались сокращения, начались они в некоторых машиностроительных отраслях. Самое главное – проблема моногородов не решается быстро, это надо понять, она решается шаг за шагом и десятилетиями", – говорит Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики.

О проблемах моногородов в масштабах страны заговорили после событий 2009 года в Пикалево Ленинградской области. Там жители перекрыли автотрассу, после того как закрылся местный комбинат. Тогда министерство экономического развития предложило властям городов разработать планы реорганизаций предприятий, к 2012 выяснилось, что это получилось не у всех мэров.

"Наше исследование показало, что такая модель реализуется, в лучшем случае, примерно в 40  процентах действующих российских моногородов", – говорит Сергей Лиманов, руководитель группы проектов Центра стратегических разработок.

Теперь в правительстве делают ставку на особые экономические зоны. В Самарской области новая программа поддержи моногородов уже действует. Власти считают, что бывшие работники АвтоВАЗа смогут устроиться на новом месте.

"Суммарно общее количество рабочих мест, созданных на предприятиях особой экономической зоны в 2014 году, можно оценить как около тысячи рабочих мест", – говорит Алексей Пахоменко, руководитель ОАО "Особая экономическая зона" в Самарской области.

В Краснотурьинске полгода назад закрылся алюминиевый завод. Работодатель предложил сокращенным новые рабочие места, но в других городах – не только в Свердловской области. Переезд и обучение новой профессии оплачивались. Однако, так благоприятно вопросы решились не везде. Например, в Байкальске Иркутской области после закрытия целлюлозобумажного комбината по-прежнему высокая безработица.

"Без нормальной экспертной научной базы, без широкого обсуждения проблемы такого рода не решаются. Потому что моногорода – это системная вещь, не просто дали денег и ситуация рассосалась. Значит для того, чтобы как то решать эту проблему, надо заниматься чуть ли не с каждой семьей", – говорит Евгений Гонтмахер, зам директора Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Проблема моногородов существует и в других странах. Например, город Детройт в США, который является центром автомобилестроения Америки, сейчас переживает кризис. В городе уже несколько лет высокая безработица. Кстати, именно там работал до переезда в Россию топ-менеджер компании Автоваз Бо Андерсен.  

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)