Всё более пугающая статистика заболеваемости в России. И массовый коронавирусный психоз

Гости
Сергей Михеев
политолог, председатель благотворительного фонда
Евгений Тимаков
главный врач медицинского центра «Лидер-медицина», врач-педиатр, инфекционист

Константин Чуриков: Сначала официальная информация о коронавирусе. Эта неделя для нашей страны стала худшей с начала эпидемии: число новых случаев заражения за последние 7 дней превзошло показатель предыдущей недели на 20% и впервые превысило 100 тысяч. Суточный прирост ставил антирекорды трижды, во вторник, в среду и в пятницу. В пятницу и воскресенье медики фиксировали больше 15 тысяч новых пациентов в день, такого раньше тоже не было. Но зато выздоравливающих стало больше, в субботу врачи зарегистрировали больше 8 600 случаев победы над COVID в сутки, это самый высокий показатель с 31 июля.

Но при этом растет число умерших, к сожалению. Вот со вторника по субботу 5 дней подряд больше 200 летальных случаев каждый день; во вторник, а затем в четверг были максимумы по смертности с начала пандемии. Ну а всего за последнюю неделю от COVID умерли 1 560 человек, это тоже наибольшее недельное значение с весны.

На этом фоне все больше скандалов по поводу ношения масок. Вот лишь несколько историй этой недели.

ВИДЕО

Это был автобус №27 в Перми. А вот сейчас увидите драку в автобусе №11 Екатеринбурга. В обоих случаях кондуктор просила нарушителя масочного режима покинуть салон, в ответ тот хамил. За кондуктора вступался обязательно один из пассажиров, и начиналась потасовка. В Москве водитель вообще отправил пассажира без маски в нокдаун, но, как заявил Мосгортранс, драка произошла не из-за маски, а потому, что хулиган разбил перед этим в автобусе стекло; водитель отстранен от работы. Конфликты из-за несоблюдения санитарных требований возникают и в торговых центрах, вот сейчас драка, вы ее видите, между посетителем и охранником в Ленинградской области. Ну, на этой неделе стало известно об инциденте еще в кондитерской Саратова, там несколько человек требовали обслужить их и категорически отказывались надевать бесплатные маски; ковид-нигилисты простояли у кассы несколько часов.

Специалисты прогнозируют спад заболеваемости только в середине ноября, а значит, с подобными ситуациями нам придется сталкиваться еще где-то около месяца или дольше, если, как говорят, надо ждать массовой вакцинации, и это только в следующем году. Так что будем запасаться терпением, а еще масками и перчатками.

Кстати, нужны ли перчатки? С этим вопросом в Роспотребнадзор обратился в эту пятницу глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев. Он сослался на мнение экспертов, которые утверждают, что, если перчатки носить долго, руки становятся влажными и там скапливаются бактерии. Ну а пенсионеры вообще делают одноразовые средства защиты многоразовыми, стирают их. Свой ответ Роспотребнадзор должен прислать письменно главе СПЧ.

Честно говоря, нам самим уже надоело в течение полугода в каждой программе рассказывать про вирус, существование и опасность которого, кстати, мы не отрицаем, но мы против паники, которую СМИ, ну и мы в том числе, вольно-невольно нагоняем каждый день. У людей может сложиться впечатление, что коронавирус – это как чума, холера и сибирская язва вместе взятые. Давайте не паниковать и посмотрим сейчас на эту напасть немножко под другим углом, вот это будет на уровне математики средней школы.

Вот какую простую пропорцию мы составили, все просто. Население России 146 миллионов человек, примем это за 100%; умерших от коронавируса у нас сейчас почти 24 200 человек в сумме. Крест на крест умножаем и делим, так вот теперь этот Х, процент смертей от COVID, составляет, вдумайтесь, всего 0,017 населения страны. Для сравнения, от сердечно-сосудистых заболеваний в России в прошлом году умерли больше 114 тысяч человек, или уже 0,078% населения, от рака 0,039%. Наконец, уже в текущем году за 9 месяцев в результате ДТП погибли более 11 тысяч человек, это всего в 2 раза меньше, чем от COVID, несмотря на всю опасность дорожного движения людей не запирают дома и не вводят дистанционку.

Вторая волна, которую все так боятся, поскольку не хотят ограничений, порождает вопрос, насколько угроза соответствует действиям санитарных служб. По Европе этой весной, как мы помним, прокатилась целая волна митингов против карантина. Вот как лучше действовать в связи с этим нам, сейчас об этом спросим независимого политолога Сергея Михеева. Сергей Александрович, как вы смотрите на российскую политику в отношении COVID? Что вы думаете?

Сергей Михеев, политолог: Явная непропорциональность предпринимаемых мер и степени угрозы. Если бы люди, например, видели, что вокруг действительно все мрут пачками, я вас уверяю, их не надо было бы уговаривать, они сами прибежали бы, сами бы попросили поставить им, так сказать, десять уколов. Наши власти, я думаю, просто тупо подражают тому, что происходит в Европе и в Америке. В Европе и в Америке паника – у нас, значит, тоже должна быть паника.

Вот это вот глубинное убеждение в том, что мы сами ничего не понимаем, а вот там, где-то за кордоном, лучше знают, как надо делать, и поэтому нам не надо рот разевать, а надо просто копировать, оно, к сожалению, сказывается. Мы настолько глубоко влезли вот в это собственное постоянное сравнение с тем, что происходит там, что попадаем в субъективную зависимость. Наши власти понимают, что если они вообще ничего не будут делать или будут, так сказать, предпринимать что-то такое, скажем, пытаться вырабатывать какую-то особую модель поведения, то в стране найдутся люди, которые тут же скажут: вот, смотрите...

В том числе, например, какие-нибудь активисты оппозиции, они скажут: вот смотрите, как так, как вы можете, весь цивилизованный мир на ушах стоит, а вы просто-напросто губите собственный народ. Посмотрите, как очень быстро удалось заставить огромное количество людей, причем в странах, иногда даже конфликтующих друг с другом, действовать совершенно одинаково, этим обязательно воспользуются. Мы протестировали, как можно, например, вашу экономику взять и остановить на полгода, – прекрасно, в следующий раз мы остановим ее на 3 года.

Константин Чуриков: Спасибо, Сергей Александрович. Сергей Михеев, независимый политолог, в нашем эфире.

Есть еще один нюанс. Рост заболеваемости, о котором нам рассказывают, объясняется простым фактом: осенью в России существенно, в несколько раз нарастили объем тестирования. Естественно, чем больше тестируем, тем больше выявляем. Вот мы хотели об этом спросить руководство Роспотребнадзора, но на этой неделе оно нам не смогло дать интервью, поэтому давайте послушаем мнение инфекциониста, главврача медицинского центра.

Евгений Тимаков, главный врач медицинского центра, врач-инфекционист: Естественно, связано напрямую. Давайте возьмем цифры мая, к примеру, и мы увидим, что там было где-то около 130 тысяч тестов ежедневно, ну приблизительно, плюс-минус, сейчас около 500 тысяч тестов. В мае объем заболевших и выявленных был около 11 тысяч приблизительно, ну в среднем беру, сейчас 12–13 тысяч стал, выявленных больных действительно больше. Давайте смотреть на количество госпитализаций: весной госпитализаций было около 1 800 приблизительно, сейчас госпитализаций 1000–1200, все-таки это разные параметры.

Константин Чуриков: Боязнь вируса может быть более уместной на Западе, потому что процент смертей от COVID там в среднем в 4 раза больше, чем у нас. Но и то Америка, там это всего 0,067% от всего населения Соединенных Штатов. В Бразилии, если смотреть как раз смертность, 0,072% от всего населения, тоже, в общем, сомнительный повод для тотального закрытия экономик этих стран. Ну а то, что у нас от COVID умирают гораздо реже, наверное, это повод признать, что наша медицина в данном случае оказалась сильнее.