«Все, что в жизни есть у меня»

В 60-е годы страна впервые услышала 3 странные буквы – «ВИА» – и очень скоро стала просто сходить оп ним с ума. «Вокально-инструментальный ансамбль» – за этими словами скрывались самые популярные течения зарубежной музыки, которые в Советском Союзе нельзя было называть своими именами. Путь группы «Самоцветы», которой принадлежит первое исполнение песни «Всё, что есть у меня», начался в Японии. Там, попав на выставку «Экспо-70», Юрий Маликов познакомился с современной европейской музыкой. Молодой контрабасист, выпускник Московской консерватории загорелся идеей создания нового, совершенно не типичного для Советов, музыкального коллектива. И уже через пару месяцев, в период тотального дефицита в стране, жена Юрия Маликова заплакала, увидев, что её муж потратил все деньги на 15 ящиков музыкальной техники. После многочисленных прослушиваний собрался первый состав тогда ещё безымянного ВИА, была исполнена первая песня – «Увезу тебя я в тундру» – в радиопередаче «С добрым утром!» и там же был объявлен конкурс на лучшее название молодой группы. Из тысяч присланных вариантов выбрали – «Самоцветы».

Но вы же наверняка помните: «Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберём». Юрий Маликов сказал как-то, что песню «Всё, что в жизни есть у меня» невозможно лучше исполнить, чем её исполнили «Самоцветы». А вот мне, например, показалось, что сегодня – очень хорошее исполнение, которое лично мне нравится больше, чем «Самоцветы». Вот скажите, пожалуйста, как вы пришли к такой аранжировке? То есть как она у вас рождалась – эта песня – именно для вашего исполнения?

Михаил Озеров: Да ничего специального-то и не делалось, как-то сразу именно блюзовая манера в голову пришла. И потом все наши советские ВИА – это такие выхолощенные цензурой явления, очень хотелось советский налёт этот…

Александр Ф. Скляр: Чуть-чуть убрать.

Михаил Озеров: Да, а уж как получилось, так получилось.

Александр Ф. Скляр: Вот как раз именно про это я хотел тоже у вас спросить, ведь вы родились в эпоху, когда ВИА, понятно, уже уходили, то есть взлёт их бешенной популярности уже был позади.

Михаил Озеров: Пластинки всё ещё жили.

Александр Ф. Скляр: Всё равно какое влияние музыка ВИА в целом на вас оказала как на музыканта, на артиста?

Михаил Озеров: Такой вопрос интересный, я об этом никогда не думал, честно говоря. Я только могу сказать, что конкретно у меня дома советские ВИА не звучали, у меня звучали Битлы, Пинк Флойды, а все эти «Верасы», «Самоцветы – это я слушал только, когда меня к бабушке в Уфу отвозили погостить на лето.

Александр Ф. Скляр: Там всё-таки слушали, то есть там было это?

Михаил Озеров: Там приходилось, там других пластинок не было, там был Антонов как раз, в общем, там я познавал советскую действительность в другой её ипостаси.

Александр Ф. Скляр: Но мне почему-то кажется, что когда Юрий Маликов услышит эту версию, по-моему, она должна ему понравиться. Вот такое у меня впечатление, что вы в неё как бы не то что вдохнули даже новую жизнь, новый дух, а её возвратили к корням, не к виашным корням, которые ВИА старались вынужденно, естественно, каким-то образом затушевать. Что вы думаете на эту тему?

Михаил Озеров: Может быть, ему понравится, а может быть, как раз совсем наоборот. В любом случае мне было бы любопытно узнать его мнение по этому поводу, конечно.

Александр Ф. Скляр: В 75-м году на пике популярности в ВИА «Самоцветы» случился разлад: часть музыкантов откололась и создала ВИА «Пламя». Но Юрий Маликов довольно быстро собрал новый состав: Ирина Шачнева, Эдуард Кролик, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов, Николай Раппопорт. Именно они впервые исполнили песню, ставшую хитом поколения, – «Всё, что есть у меня». Песня вошла в репертуар группы в 1976 году, вскоре пластинки с нею были изданы немыслимым тиражом в 2,5 миллиона копий, и ни одна дискотека уже не обходилась без этой песни.

Михаил, и всё-таки, говоря именно об этой песни «Всё, что есть у меня», вот как вы её сейчас для себя оцениваете, в наше время?

Михаил Озеров: Да, как я уже сказал, безусловно, надо делать скидку на то, что советская цензура не позволяла развернуться нашим авторам в полную силу, но не стоит забывать, что и как исполнители были высочайшего уровня профессионалами, так и сочинители, конечно, вкладывали душу в эти произведения, и именно эта душевность, наверно, и с резонировала во мне, когда я подбирал произведение для выступления в этом эфире сегодня.

Александр Ф. Скляр: Вячеслав Добрынин – автор музыки к песне «Всё, что есть у меня» так вспоминал историю рождения мелодии: в 1976 году, идя от метро, он поймал себя на том, что как-то странно шагает. В такт шагам в голове родился ритм, который Добрынин назвал «рок-маршем». Едва добравшись до телефона, композитор позвонил поэту Леониду Дербенёву. Тот всё выслушал и обещал скоро вернуться с идеей. И вернулся с фразой: «Всё, что есть у меня, всё, в чём радость каждого дня». Леонид Дербенёв был невероятно плодотворен на песни, которые моментально и надолго становились шлягерами. И «Всё могут короли», и «Волшебник0-недоучка», и «Песенка о медведях» из «Кавказкой пленницы», и ещё многое принадлежит перу Дербенёва, так что дальнейший успех песни «Всё, что есть у меня» был вполне предсказуем, тем более, что полностью она была написана поэтом как ода любви к собственной жене и посвящена ей же.

Песня вот эта – «Всё, что есть у меня» – в нынешнем вашем исполнении, в нынешней вашей интерпретации, как вы считаете, будет иметь дальнейшую историю? Вы сами её будете исполнять на ваших концертах? Планируете её включать в свой репертуар?

Михаил Озеров: На концертах вряд ли, но я думаю, что на просторах интернета, наверное, попробую. Ещё немножечко поработаю над ней и, может быть, в полной версии её выложу, может быть, с ансамблем каким-нибудь её запишем. Вы ведь знаете, что произведение готово через полтора после концерта уже.

Александр Ф. Скляр: Без сомнения, и причём не одного.

Михаил Озеров: Очень может быть, что не одного, да.

Александр Ф. Скляр: В 80-е годы в музыкальную жизнь страны ворвался рок и поп. Эпоха безумной популярности ВИА начала уходить, а вот ВИА «Самоцветы» в 2006 году ещё и обрёл новый коллектив, он так и называется «Новые самоцветы», и созданы они всё тем же Юрием Маликовым, но теперь уже вместе с молодым поколением – его дочерью Инной, так что можно не сомневаться, песне «Всё, что в жизни есть у меня» предстоит ещё долгая жизнь.

Хочу сказать «спасибо» всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать. Если вы любите песни, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео, возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!