Роман Иванов: Всегда ставлю во главу угла в отношениях в сфере ЖКХ непосредственно собственника

Ангелина Грохольская: Однажды утром, когда я еще училась в школе, мы не смогли выйти из дома – за ночь выпало столько снега, что он завалил дверь в подъезд, сугроб вырос до нашего второго этажа. Я родилась на Крайнем Севере и хорошо знаю, насколько важна работа коммунальных служб в арктических регионах. Сбой в системе жилищно-коммунального хозяйства может привести к гибели людей…

Как решаются коммунальные проблемы в одном из северных городов, в Новом Уренгое, мы попросили рассказать заместителя председателя правления общественной организации "Общество защиты прав потребителей в сфере ЖКХ" Романа Иванова. Роман, здравствуйте.

Роман Иванов: Здравствуйте.

А.Г.: Скажите, а в Новом Уренгое уже выпал снег?

Р.И.: Ну, уже холодно, да.

А.Г.: Уже начинается. В общем, как-то в этом году даже в Средней России зима, по-моему, началась рановато, сентябрь был холодным.

Р.И.: Да, край суровый у нас, и поэтому…

А.Г.: У вас особенно. Поэтому очень важна, конечно, слаженная работа жилищно-коммунального хозяйства и всех служб. Кстати, сколько отопительный сезон длится у вас в регионе?

Р.И.: У нас в регионе, в городе в частности, отопительный сезон длится 10 месяцев.

А.Г.: Ого!

Р.И.: В принципе, в июле заканчивается и в сентябре запускается, в конце августа даже.

А.Г.: То есть на подготовку к отопительному сезону сколько? Практически два месяца, месяц по большому счету.

Р.И.: Ну, два месяца, да. То есть провести технические мероприятия как раз в авральном режиме. Но все успевают, все делают.

А.Г.: Справляются?

Р.И.: Да.

А.Г.: Нет проблем?

Р.И.: В принципе, больших проблем нет – город не замерзает, тепло.

А.Г.: Слушайте, мне кажется, надо держать всегда руку на пульсе, чтобы та самая точка кипения не наступила – ни в буквальном, ни в переносном смысле. Не дай бог что-то случится – и ведь моментально… А какие морозы у вас зимой?

Р.И.: Суровые – бывают и до 50 градусов, и выше. Извиняюсь, ниже.

А.Г.: Чтобы понимали просто наши зрители, которые живут в других регионах. Если произойдет авария, что случится, вообще какие последствия могут быть?

Р.И.: Последствия самые плачевные. Во-первых, заморозка всей системы, то есть полопаются трубы. И к сожалению, могут действительно быть какие-то жертвы даже.

А.Г.: Роман, на ваш взгляд… Мы сейчас поговорим и о проблемах, если они есть, и том, самое главное, как они решаются, чтобы, может быть, где-то в других городах и северных регионах в первую очередь взяли на вооружение. Я знаю, что у вас очень много положительных практик в Новом Уренгое. Но все-таки что понижает градус работы ЖКХ на Крайнем Севере, что может вызвать проблемы?

Р.И.: Наверное, в первую очередь конструктивный диалог с собственниками. Лично я всегда ставлю во главу угла в отношениях в сфере ЖКХ непосредственно собственника, то есть потребителя этих жилищно-коммунальных услуг. Насколько как раз этот градус понижен, насколько отношения выстраиваются конструктивно – естественно, решается много проблем, начиная от понижения тарифов на содержание жилья и заканчивая получением каких-то дополнительных услуг либо управляющей компании, либо товарищества собственников жилья.

А.Г.: Я так понимаю, что у вас сбоев – тьфу-тьфу-тьфу! – в последние годы не было, в Новом Уренгое. Как эта проблема решилась? Вот как так вы наладили у себя в городе всю эту систему взаимодействия, технической работы и не только, что это все работает?

Р.И.: Во-первых, надо отдать должное работе коммунальных служб. Действительно, теплогенерации работают отлично. То есть все стараются проводить технические мероприятия в маленький летний период. В принципе, все это успевают, и каких-либо серьезных аварий, которые могли бы привести к каким-то жертвам, у нас нет. Надо отдать должное именно нашим…

А.Г.: Именно исполнителям услуг, да?

Р.И.: Не исполнителям. Исполнителем услуг у нас будет управляющая организация. Поставщикам ресурсов.

А.Г.: Между поставщиками ресурсов и управляющей компанией, я знаю, что всегда… ну, не всегда, но возникает, как правило, очень много проблем. Есть долги, из-за которых получается такой "снежный ком". Они растут, услуги не предоставляются, ресурсы не предоставляются – страдает в итоге собственник жилья.

Р.И.: Ресурсы в принципе у нас априори поставляются. То есть могут в каких-то крайних случаях ограничить поставку, и то ограниченный ресурс – это электричество либо же водоотведение. Но отопление и холодную воду – у нас никто и никогда не может ограничить поставку этого ресурса. В противном случае, если по каким-то причинам этот ресурс, вернее эта услуга не оказывается, то собственники вправе обратиться за перерасчетом платы именно за коммунальные услуги.

А.Г.: Много ли у вас товариществ собственников жилья как форм организовано в городе? Или все-таки управляющие компании доминируют?

Р.И.: На сегодняшний день доминирующее положение занимают управляющие организации. Три года назад мы, поняв, что в городе действительно есть потребность в товариществах собственников жилья, так как люди приходили на консультации, на беседы, на наши семинары, которые мы проводим, интересовались этой схемой управления, в принципе, мы и разработали некую программу. И сразу же мы столкнулись с такой проблемой, что формально у нас числилось более 60 товариществ, но на самом деле оказалось, что работающих – одно-два.

И после этого действительно мы начали помогать, то есть проводить семинары и оказывать практическую помощь, вплоть до регистрации. Это составление документов для регистрации. То есть бюллетени для голосования, протоколы общих собраний помогали готовить, чтобы все это было в рамках требований законодательства. И на сегодняшний день у нас есть ряд положительных практик, когда люди именно консолидировались, создали товарищества и действительно получили тот эффект, что они могут платить меньше и жить в более качественных условиях.

А.Г.: "Точка кипения". Что понижает градус работы ЖКХ на Крайнем Севере? О сложностях подачи тепла и особенностях всего жилищно-коммунального хозяйства в условиях Севера – в беседе с заместителем председателя правления Новоуренгойской городской общественной организации "Общество защиты прав потребителей в сфере ЖКХ" Романом Ивановым.

Вы сейчас сказали об оплате услуг, о тарифах. Ведь это еще одна проблема, свойственная непосредственно северным территориям, – высокая стоимость услуг.

Р.И.: Да. Просто могу привести для примера. Девятиэтажный дом с мусоропроводом и лифтом: где-то порядка 47–51 рублей – стоимость за жилищные услуги с квадратного метра. То есть это довольно-таки приличная стоимость. Если слышат эту цифру в среднем по всей России, то говорят, что на эти деньги можно как-то разойтись, в частности управляющей компании. Но, к сожалению, такого именно с управляющими организациями нашего региона не происходит почему-то. Хотя товарищества собственников жилья, которые у нас создались, не повышают тариф, который был у нас еще три года назад – 43 рубля. Они выше него, в принципе, не идут. То есть достаточно средств для того, чтобы создать условия в доме.

И опять же положительный пример – товарищества, которые у нас тоже сложный путь прошли. Ребята, создав совет многоквартирного дома, пытались как-то наладить работу с управляющей компанией – пытались как-то, может быть, внести какие-то коррективы в договор управления, от каких-то услуг отказаться, какие-то дополнительные. Но был ответ один: либо так, либо никак.

В принципе, эти год-полтора-два мытарства привели к тому, что: "А почему бы самим не попробовать?" – по большому счету, если коммуникации будут содержаться в исправном состоянии, то есть таких больших аварий не может быть. И поэтому ребята уже вышли на такой уровень. Помимо того, что уже сделано в доме, то есть благоустроена придомовая территория… А у нас это проблематично, потому что по большому счету город весь стоит на песке, это тундра. Производится озеленение, но опять же за свой счет, без привлечения посторонних средств. Оборудуются площадки детские, разбиваются клумбы, высаживаются прекрасные зеленые газоны, которые действительно глаз радуют.

У нас есть такой замечательный товарищ Анатолий Олейниченко, который занялся именно этой проблемой, то есть создал товарищество собственников жилья "Северный город". И когда люди, соседи увидели, что можно жить так, то есть в таких условиях благоприятных, начали приходить и говорить: "Возьмите нас к себе". Но, к сожалению, по закону у нас товарищество собственников жилья управляет одним домом, за исключением тех домов, в которых общие коммуникации и смежные земельные участки. Поэтому в силу того, что он имеет недвижимость в других домах где-то и это было возможно, он также стал председателем. То есть люди сами, без его инициативы…

А.Г.: Потому что он доказал свою эффективность своей работой.

Р.И.: Совершенно верно, эффективность управленца. То есть как раз показал, что за меньшие деньги можно жить лучше и получать не только те услуги, которые формально прописаны у нас в договоре управления с управляющей компанией, а также сверх того. Допустим, картины в подъезде – это тоже интересно. Своевременный ремонт. При управляющей организации сложно добиться ремонта в подъезде на протяжении длительного времени.

А.Г.: Почему все-таки управляющие компании собственники выбирают? Просто не хватает лидеров, чтобы сделать товарищество собственников жилья непосредственно? Ведь преимущества все налицо: тарифы могут быть ниже, территория будет всегда убрана, ты можешь контролировать то же качество услуг, допустим, которые оказываются – чего не сделать с управляющими компаниями.

Р.И.: Совершенно верно. В принципе, и в этой части есть положительные практики. При создании совета многоквартирного дома, при управлении управляющей организацией также можно наладить конструктивную работу и с управляющей компанией. У нас есть тоже замечательный пример – Виктор Петрович Петров, такой активный гражданин, который все-таки добился от управляющей компании, внес изменения некие в договор управления. Он добился, что мы будем платить меньше по договору, но мы посадим своего консьержа за счет сдачи в аренду каких-то объектов общего имущества. Опять же пример положительной работы и с управляющей организацией.

А.Г.: Такое взаимодействие и активность граждан. А организация "ЖКХ Контроль" – это же часть вашего общества, я так понимаю, такое направление работы?

Р.И.: Городской центр общественного контроля "ЖКХ Контроль", да, был открыт на базе нашей общественной организации, существует с 2014 года. В рамках этой работы мы уже непосредственно взаимодействуем с федеральным Центром общественного контроля. И действительно, в этом направлении мы аккумулируем данные, которые есть у нас по региону и по городу, ведем некую статистику, в частности контролируя рост платы за жилищно-коммунальные услуги, рост тарифов и так далее. То есть тоже держим руку на пульсе уже в непосредственной связке с федеральным центром.

А.Г.: С какими проблемами вам еще приходится сталкиваться, вашей общественной организации? Собственники с чем обращаются?

Р.И.: Как правило, обращения граждан связаны с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги, с жалобами на качество оказываемых услуг. Промерзание швов, допустим, – это тоже проблема в нашем городе. И сложность в том, что нужно людям своевременно обратиться, чтобы факт зафиксировать. Потому что, к сожалению, опять же есть некий регламент, по которому без фиксации факта нарушения температурного режима внутри жилого помещения сложно повлиять на управляющую организацию. Если мы летом обратимся и скажем: "Ребята, у нас зимой тут промерзает", – то они придут в квартиру и скажут: "У вас тепло". Это формальность. Как раз эти вещи мы и пытаемся донести до людей.

Кстати, также мы реализуем федеральный проект – "Школа грамотного потребителя". То есть пытаемся также проводить образовательные мероприятия, чтобы как раз повысить уровень знаний простых граждан в этой отрасли. Как наладить и построить отношения с управляющей организацией? Если вы хотите создать товарищество, как это процедура происходит? Что такое капремонт? Злободневная тема.

А.Г.: Ой, капремонт – действительно, злободневная тема. Я знаю, что летом у вас сменился оператор по сбору средств на капитальный ремонт. И были даже ситуации, когда люди не могли разобраться с платежками – кому платить, куда перечислять и что вообще делать с этим.

Р.И.: Оператор, в принципе, у нас остался прежним, то есть у нас региональный оператор один. Был некий расчетный центр, который как раз, видимо, по каким-то договорным отношениям с фондом капремонта в ЯНАО собирал денежные средства. Кстати, наша организация также состоит в комиссиях по конкурсному отбору организаций для проведения капитального ремонт и в приемке работ по капитальному ремонту. Буквально вчера-позавчера у нас ребята ходили на объекты и принимали замену лифтового оборудования. Все под общественным контролем.

А.Г.: Поставили "отлично"?

Р.И.: Да. В принципе, замечаний нет, по крайней мере визуально. То есть мы не специалисты… Оборудование соответствует заявленному, все работает, все функционирует.

А.Г.: А граждане насколько чаще стали к вам обращаться, допустим? И когда проблема быстрее решается – когда они в общественную организацию обращаются, либо напрямую, например, в управляющую компанию, или в муниципалитет?

Р.И.: Знаете, все зависит от управляющей организации. Есть управляющие организации, которые своевременно, оперативно реагируют, а некоторые у нас считают возможным…

А.Г.: Процесс тормозить.

Р.И.: Да, процесс маленечко затормозить. Но в целом у нас опять же существует муниципальный жилищный контроль на базе департамента городского хозяйства, который также у нас и мониторит ситуацию, и по обращениям граждан реагирует.

А.Г.: Зима пройдет спокойно?

Р.И.: Я думаю, да.

А.Г.: Желаю вам, чтобы так оно и было, чтобы точки кипения не возникло ни в коем случае, и даже в минус 50 вы выстояли, выдержали и не замерзли ни в коем случае.

Р.И.: Спасибо

А.Г.: Спасибо вам большое. О коммунальных проблемах Севера мы говорили с заместителем председателя правления общественной организации "Общество защиты прав потребителей в сфере ЖКХ" Романом Ивановым.