Покупаем российское?

Гости
Искандер Хабибуллин
коммерческий директор компании «Мастерская Олеси Мустаевой», российский производитель натуральной косметики
Игорь Строганов
кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова
Владимир Гамза
председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Правления ТПП РФ

Тамара Шорникова: Российские товары занимают место импортных в магазинах. Наши производители к июлю увеличили долю рынка до 83%, отвоевали 4%. Статистика за год, но, по мнению экспертов, активнее дело пошло после введения санкций и сокращения импорта.

Что сейчас на полках? Замороженными продуктами обеспечиваем себя сами на 99%, больше стало российских сыров, алкоголя. Производители средств гигиены увеличили долю на рынке с 28 до 35%. Смогут ли занять больше? Что для этого надо? Будет обсуждать через пару минут. Но сначала покажем нашу собственную статистику. У жителей разных городов спросили, какие отечественные товары стали покупать. Отвечают Москва, Тюмень и Пятигорск.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Добавляйте свои ответы, присылайте смс, звоните в прямой эфир, какие российские товары вы покупаете, заметили ли, что их стало больше на прилавках. Как вам качество, цена? Приглашаем к обсуждению. И сейчас представляем эксперта. Игорь Строганов кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова. Здравствуйте!

Игорь Строганов: Да, добрый день!

Тамара Шорникова: Вопрос такой же к вам: вы стали больше покупать российского? Если да, то что?

Игорь Строганов: Я бы сказал, что уже, наверное, несколько лет, как достаточно плотно и много стараюсь покупать именно российское. В первую очередь это, конечно, продукты питания, это то, что постоянно, ежедневно покупается, потому что большая семья и надо кормить.

И в общем, я бы сказал, что, наверное, большая часть их – это российское, то есть, это мясо, это молочка, это разного рода там, в конце концов, бублики, не знаю, печеньки, еще что-то. И хочу сказать, что вот за вот этот год достаточно много появилось интересных разных продуктов, в том числе, вот такого рода, как бублики, печеньки и все прочее, то, что детям очень хорошо заходит, это именно российское.

И, скажем, какая-то посуда, например, появилась очень хорошая. Причем, да, казалось бы, ну мы бренды не будем называть, но, казалось бы, иностранный бренд, а выяснилось, что делает наш завод в России. Очень хорошая, качественная стеклянная посуда, как бы, в крупных супермаркетах есть достаточно часто.

Вот проблема, например, нет инструментов российских высокого качества. Вот это проблема, это приходится покупать все-таки зарубежное, зарубежных брендов. Ну, это все равно, скорее, китайское, но бренды, понятно, имена другие.

А так, в принципе, да, российское, оно достаточно часто в рационе. Ну, кроме, понятно, автомобилей, мы их сейчас не купим, они, естественно, большей частью иностранные. Инструменты, ну и, наверное, электронная продукция иностранная. А так, в основном, все российское по максимуму.

Тамара Шорникова: Да, Игорь Алексеевич, читала когда эту новость, и знаете, о чем думала? С одной стороны, здорово, ну правда, здорово, что наших товаров становится больше, их покупают. Вот зрители уже начали писать, что они берут. Воронежская область: «Покупаю российскую косметику, нравится качество, но, правда, цены все равно кусаются, не дешевле импортной».

Здорово и одновременно грустно. А почему зарубежные поставщики, зарубежные производители должны были уйти с российского рынка, чтобы российские производители попали в российские же магазины?

Игорь Строганов: Ну вот это, наверное, та самая странная экономическая ситуация, которая в нас в России сложилась, в рамках которой дешевле и проще в Россию привозить откуда-то из-за рубежа товары, чем их производить здесь.

Вообще, когда ты привозишь, ты договорился между поставщиком, ты закупил этот контейнер, фуру товаров, их привезли. Ты их поставил на полку и, в принципе, дальше у тебя особенно задач никаких. Ну, да, какое-то, естественно, обслуживание, да, какая-то там поддержка, но это не со всеми товарами и со всеми группами, отраслями.

Когда ты производишь в России, это все-таки нужно набрать людей, сделать какое-то место, строительство, объект, им управлять. Нужны инструменты, станки, какое-то производство. Это долгосрочные вложения, которые, к сожалению, во многом они не очень рентабельны в нынешней экономике.

И все равно крупное, массовое, транснациональное производство, которое делается где-нибудь в Юго-Восточной Азии, оно выгоднее и интереснее. Это в любом случае так. Это вот такой достаточно странный аспект современной экономики. И только в ситуации, когда нам отрезали привоз очень многих товаров из-за рубежа, и когда получается, что мы вынуждены делать что-то внутри, оказывается, что внутри мы делаем прекрасную продукцию питания, намного лучше, чем многие зарубежные аналоги.

Мы делаем прекрасные лимонады. Кстати, вот вы говорили про российские, мы начали покупать российские лимонады. В принципе, мы достаточно мало пьем таких газировок, но тут появились интересные лимонады. Начали покупать, нам, детям очень нравится.

То есть, появились банально, понимаете, что появились, например, пластиковые ящики для машины, там, для хозяйства. Делает Башкирия, делает хорошо. Но до этого-то были, например, итальянские, китайские, там, чешские, еще какие-то. То есть, казалось бы, что мешало? Мешало, наверное, то, что структура экономики провоцирует привозить, но не делать.

Тамара Шорникова: Не совсем согласна, знаете, в чем? Мне кажется, что так как за очень короткий срок больше стало российских товаров на полках, вряд ли речь идет о каком-то стремительном росте производства. Скорее всего, это…

Игорь Строганов: Скорее, допуске.

Тамара Шорникова: Скорей, допуск, да. То есть, производить-то можем. Не знаю, насколько больше того, чем сейчас, да? Но производили, производим, просто не пускали, вот в чем история.

Игорь Строганов: А вот это тоже интересный момент. То есть, разговаривая с разными людьми, в том числе, которые в предпринимательской деятельности, малом фермерском бизнесе, чаще всего, например, продукты питания местные в торговые сети не попадают, потому что, либо очень дорого встать на полку. А эта плата за полку, она до сих пор остается, несмотря на то, что она официально запрещена, она есть у всех. Это понятно, это знают все.

Вот, это первый момент. А второй момент – то, что магазину зачастую просто невыгодно ставить от такого мелкого поставщика какие-то товары. Поэтому предпочитают крупных изготовителей и поставщиков. Например, та же самая Белоруссия, да? Хотя наша молочка зачастую лучше и интереснее, особенно локальная.

Но да, там понятно, есть определенные моменты сертификата, определенные моменты контроля качества крупных партий, определенные моменты регулярных поставок. Но это, в принципе, опять же регулируется достаточно нормальными налаженными методами.

Значит, возможно, действительно не пускали, возможно, действительно, опять же, проще было и правильнее для детей ставить на полку иностранные товары, оно привычнее.

Тамара Шорникова: Престижнее, хотите сказать?

Игорь Строганов: Престижнее и привычнее, да. И мне кажется, что вот эта многолетняя обработка потребителя тем, что зарубежное, оно по любому лучше, да? Помните те старые анекдоты? «Все, что вы делаете руками, плохо, но дети у вас хорошие». Это же тоже смешно, но это тоже показатель того, что зарубежное хорошо, и бренды у нас обязательно несут зарубежный оттенок, зарубежное название, даже российские.

И соответственно, продаются неплохо. Как только мы видим с вами российский продукт, мы говорим: «Ой, ну нет, не будем брать». Вот сейчас это меняется, это очень хорошо.

Тамара Шорникова: Давайте подключим к разговору как раз производителя, узнаем, как обстоят дела на самом деле. Искандер Гусманович Хабибуллин, коммерческий директор компании «Мастерская Олеси Мустаевой», российский производитель натуральной косметики из Казани. Искандер Гусманович, здравствуйте! Правильно ударение ставлю? Или ГУсманович?

Искандер Хабибуллин: Все верно, Гусманович, добрый день!

Тамара Шорникова: Да. Искандер Гусманович, я прочитала, что вашу продукцию можно найти в специализированных магазинах, на маркетплейсах. Больше стали покупать вашей, отечественной продукции? Вы можете оценить, как выросли или остались на том же уровне продажи?

Искандер Хабибуллин: Спрос постепенно растет. То есть, нет такой явной динамики импортозамещения, как мы, конечно, все производители, ожидали бы. Но здесь, на самом деле, все достаточно предсказуемо и понятно.

Для ритейла, если мы рассматриваем, я, может, прокомментирую, да, предыдущий ваш диалог? Почему ритейл, например, не так активно вводит российские компании, российские продукты? Я беру сегмент наш, косметики. В данном случае, для ритейла важно, чтобы у него был предсказуемый продукт, предсказуемое качество в предсказуемых поставках и еще и с хорошим маркетинговым бюджетом.

Мало кто из российских компаний может себе позволить бешеный маркетинговый бюджет, чтобы вот на всю страну гремели их продукты. Поэтому все производители, а при этом качественных в России очень много, на самом деле, давно уже научились российские производители делать качественные продукты по косметике, даже есть бренды, которые превышают качество европейских, если смотреть составы, например, производственные мощности.

Но маркетинга нет, поэтому сети сейчас, вот насколько мне известно, мы ведем переговоры с разными из них, проводят аккуратные такие программы ввода новых российских брендов к себе. Локально, в один магазин, потом в какую-то отдельную сеть флагманских магазинов. То есть, это происходит постепенно.

Тамара Шорникова: А как это происходит? Вот это любопытно. То есть, они сами начали такую разведывательную операцию, поиск? Выходят на связь сами?

Искандер Хабибуллин: Да, с марта, то есть, если до этого, в предыдущие годы там было очень сложно вообще достучаться, то с марта многие сети стали забрасывать просто такими примерными вопросами, именно разведывательными всех производителей России: «А что у вас там? Готовы ли вы работать?».

Потом многие из них пропали, конечно. И до переговоров сейчас доходят далеко не многие, которые сейчас столкнулись уже с выходом, с дефицитом, скажем так, товаров на полках.

Тамара Шорникова: У вас дорогая косметика?

Игорь Строганов: Ну то есть, основная проблема. Простите, Тамара.

Тамара Шорникова: Да-да-да, реплика, конечно.

Игорь Строганов: Это то, что вас не знают. То есть, просто о вас не знают потребители.

Искандер Хабибуллин: Да.

Игорь Строганов: А если вас не знают потребители, соответственно, он не будет покупать на полках этот товар. Проблема, получается, в том, что у нас нет массовой, глобальной рекламы российских товаров. И, соответственно, потребитель придет, увидит эту продукцию казанскую, подумает: «Ну, опять какое-нибудь там непонятно что». И будет покупать что? Привычное иностранное.

То есть, опять же, задача в том, чтобы продвигать. Но есть ли бюджет у предпринимателя, это большой вопрос, на это.

Искандер Хабибуллин: Все верно. Но в данном случае выходом может являться такая, некая программа по поддержке российского производителя. Вот, например, если вы возьмете пример Австралии, то у них на полках везде: «Покупай местного производителя», там, мясо, продукты питания, в том числе и косметику.

Любую страну если взять европейскую, тоже они все стараются поддерживать своего производителя хотя бы информационно. А в России пока такой программы глобальной нет, поэтому каждый работает сам.

Тамара Шорникова: Вот как раз сейчас новость. Да, секунду, новость сейчас появилась о том, что, возможно, предоставят как раз деньги именно на маркетинг российским производителям. Но там такая… Государственные деньги. Но там такая хитрая формулировка, деньги большие, там, что-то, по-моему, 500 миллионов или еще что-то, именно столько, якобы, стоит там наружная, телевизионная какая-то реклама. Но в случае, если не оправдает цели, нужно будет деньги вернуть.

Вот такая поддержка. Вы бы согласились на нее?

Искандер Хабибуллин: Мы как раз видели, да, анонс этой программы государственной. Мы, конечно, заинтересованы, рассматриваем. Если честно, я не нашел пока, куда нам обратиться, в какое ведомство для подготовки документации. Потому что для нас важно, важно сейчас поднимать престиж, известность российских производителей.

Тамара Шорникова: Да, Игорь Алексеевич, хотели как раз добавить? Или вопрос задать?

Игорь Строганов: Ну, я хотел добавить, что это не только в Австралии. Несколько лет, например, в той же Франции есть программа «Покупай французское». Там идет выделение на полках таких товаров. То есть, приходишь в супермаркет, соответственно, есть полки обычных товаров, есть выделенная специально полка местных товаров, специалитетов.

Это то, что могли бы делать наши сети, соответственно, выделять: вот российские товары, смотри, покупай российское. И опять же, вот программа продвижения. А насчет программы продвижения, конечно, с возвратом, это, с одной стороны, модель-то интересная, потому что у нас есть такая особенность, что деньги куда-то уходят, а потом они как бы и пропадают, и никто не знает о них.

А с другой стороны, за маркетинг, по большому счету, отвечать очень сложно. То есть, ну, запустили рекламную кампанию, продвинули товары. Потребитель по тем или иным причинам покупает или не покупает. Кто ответственный? Производитель что ли? Это уже ответственность того, кто маркетинг проводит.

Тамара Шорникова: Да. Искандер Гусманович, вот сейчас коротко, буквально блиц еще раз. У вас дорогая косметика? Это что, премиум?

Искандер Хабибуллин: У нас средний сегмент, натуральная косметика. Так как себестоимость сырья высокая, она вся иностранная, то, соответственно, и ценовой сегмент, получается, высокий.

Тамара Шорникова: Вот. Про иностранное сырье как раз телезритель написал сообщение: «Наше нынешнее так называемое «российское» делается на основе китайских комплектующих или китайского сырья». Ну, под китайским мы подразумеваем все импортное. Это сообщение из Башкортостана. У вас насколько вы зависимы от импорта по оборудованию, по производству, по сырью?

Искандер Хабибуллин: По оборудованию проблем нет, мы укомплектованы хорошо. А вот сырье для натуральной косметики, и в первую очередь активная часть, активные компоненты с доказанной эффективностью – это все всегда была Европа. Поймите правильно, в России нет компонентной базы широкой, здесь вспомогательных компонентов нет.

В России делают только гидролаты, эфирные масла в основном. Отдельные вспомогательные компоненты глицерина. Но вся активка, которая работает в креме, которая работает в сыворотках, в тониках и так далее, это все либо немецкие разработки. Как выяснилось, правда, после мартовских событий, некоторые комплексы пептидов изготавливались в России, просто импортировались сюда уже из Германии, потому что Германия проводила на них широкий комплекс исследований.

Но в косметике, которую ты хочешь делать, чтобы она была рабочая, чтобы она эффективность свою подтверждала у клиента прямо, так сказать, на коже, приходится работать с продукцией доказанной, с доказанной эффективностью.

Тамара Шорникова: А что вы сейчас делаете? У вас закончились поставки? Или вы работаете на прежнем сырье пока?

Искандер Хабибуллин: У нас всегда был принцип такой, что мы держали запас сырья на 3-6 месяцев. Мы пока еще держимся. Первую поставку от немецких и английских компаний мы закупили. Вот, так сказать, параллельным вариантом, но пока ввезти не можем. То есть, мы ее закупили на территории Европы, у нашего партнера она лежит, но проблема с логистикой, да.

Тамара Шорникова: Ну и что собираетесь делать? Искать китайское сырье? Или все-таки попробовать российское найти?

Искандер Хабибуллин: Нет, в Китае нет, в России нет, вы поймите нас правильно. Есть еще отдельные компоненты, может быть, корейские.

Игорь Строганов: А в Индии?

Тамара Шорникова: И того…

Игорь Строганов: А Индия, Корея, Искандер?

Тамара Шорникова: Да.

Искандер Хабибуллин: Корея, отдельные компоненты на Корею, отдельные компоненты. Индия производит ПАВы, хорошие ПАВы мы из Индии получаем. Но вся активка для кремов, для сывороток, для самых боевых продуктов, она вся европейская.

Тамара Шорникова: Да, понятно. Спасибо! Искандер Хабибуллин…

Игорь Строганов: А произвести самостоятельно? Сколько потребуется инвестиций, на ваш взгляд? Если самостоятельно делать вот это вот все?

Искандер Хабибуллин: Инвестиций нашей компании не хватит. Когда мы были на конференции российской парфюмерно-косметической Ассоциации, обсуждали, в том числе, там были огромные компании, не то, что мы. И даже они не рассматривают сейчас производство активных компонентов.

Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо! Искандер Хабибуллин, коммерческий директор компании «Мастерская Олеси Мустаевой», производителя отечественной косметики. Да, хочется как можно больше вопросов задать, но время поджимает, нужно еще послушать телефонный звонок. Давайте вместе его послушаем. У нас на связи Инна, Санкт-Петербург. Да, Инна, здравствуйте! Мы вас слушаем.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте! Ну вот я вижу и слышу вашу передачу. И я хочу сказать, что в целом, конечно, в целом и я покупаю, конечно, российские товары. Но я хочу сказать о продуктах. Дело в том, что вот очень изменился вкус хлеба, очень стал он невкусный, и его цена совершенно не соответствует его качеству. Никакого сравнения с тем замечательным хлебом, который был когда-то. Это первое.

Второе. Творог просто ужасный, и я не вижу в магазинах твОрога или творогА, не знаю, как правильно сказать, вот чтобы он соответствовал нормальным вкусовым качествам, таким, которые были прежде. Я не знаю, чем это объяснить. То ли технологии, то ли изменением вообще сырья. Но во всяком случае покупая тоже недешевый творог, никакого удовольствия не получаешь.

И потом, я не знаю, как это в отношении качества питания, которое влияет на здоровье, меня беспокоит.

Тамара Шорникова: Да, Инна, спасибо вам, спасибо вам за ваш опыт. Давайте следующего послушаем, Александра из Калуги. Александр!

Зритель: Александра!

Тамара Шорникова: Александра, да, простите.

Зритель: Я как раз хочу сказать, что у нас в Калужской области есть бренды таких калужских товаров. И в магазинах везде призывают покупать калужское. И, вы знаете, товары и молочной продукции, и хлебобулочной ели. Так вот коснуться тротуарной плитки, тоже калужская.

Так что, я считаю, что только надо продвигать и действительно помочь, чтобы товар знали и покупали. И это будет единственный такой выход, я считаю, для производства отечественных товаров.

Тамара Шорникова: Да, спасибо. Игорь Алексеевич, как вы считаете, если говорить о возможностях собственного производства, вы задавали вопрос как раз: «Можете инвестировать в собственное производство? Сколько денег понадобится?». Это сейчас кто должен просчитывать и понимать, какой компании действительно стоит помочь, и тогда это выльется в цепочку собственного производства?

Это правительство? Это сами бизнесмены должны выходить? Кто должен это запустить?

Игорь Строганов: Ну вот опять же вопрос неоднозначный, потому что, с одной стороны, если мы уповаем с вами на рынок, мы говорим, что сейчас, видя недостаток такого рода компонентов, какой-то бизнес должен вложить деньги, запуститься и получить результат.

С другой стороны, если мы говорим про ту же косметику, это действительно, это годы разработок, это огромные инвестиции в разного рода технологии. Вот упомянутые пептиды и так далее – это не разово щелкнул пальцами, и, соответственно, раз – и у вас получились те или иные компоненты.

То есть, это интеллектуальная собственность, это пакет, это технологии, это долго, дорого и достаточно сложно. Задача, соответственно, получается тогда государства, например, поставить задачу перед предпринимателями, помочь деньгами с контролем расходования, помочь создать технологические цепочки.

То есть, вот есть предприятие, которое эти технологии создает, вот есть гарантированный сбыт с точки зрения таких косметических компаний, как Искандер, который только что был у нас в эфире. И, соответственно, тогда мы с вами получим работающую модель. Но это не сразу, это даже не год, скорее всего, работы, это какое-то вот вложение в будущее.

Вот сейчас, к сожалению, мы с вами видим в нашей экономике очень большую боязнь предпринимателя куда-то вкладываться вдолгую, бытовых товаров. Этого мало. Потому что, опять же, непонятно, что будет дальше. Но именно вот такое вложение, оно создает эти цепочки. И создает как раз то, что вот Германия тоже не за раз получила вот эти вот пептиды и химические компоненты, которые используются.

Тамара Шорникова: Да, да, понятно, спасибо! Да, Игорь Строганов, кандидат экономических наук был у нас в эфире. Подключаем еще одного эксперта. Успеем поговорить с Владимиром Гамзой. Председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член правления Торгово-промышленной палаты. Владимир Андреевич!

Владимир Гамза: Да.

Тамара Шорникова: Владимир Андреевич, если говорить о статистике, сейчас в каких сегментах действительно российских товаров становится больше? И какие у нас есть потенциальные возможности для расширения нашего ассортимента?

Владимир Гамза: Ну, тут надо еще иметь в виду, что статистика не всегда говорит без глубокого анализа, всегда говорит о реальных происходящих процессах. Статистический ряд не всегда является закономерностью. Дело в том, что вот рост товаров, особенно товаров в сфере пива, алкоголя, одним словом, напитки, разные энергетики, достаточно существенный рост.

Но этот рост, он может быть вызван не тем, что мы быстро нарастили собственное производство, а тем, что ушел ряд брендов, и общий объем поставок импортного товара сократился. А во-вторых, многие бренды иностранные просто переименовались в российские бренды и стали резидентами российскими, это произошла полная локализация.

Поэтому я из общего понимания той информации, которая есть у нас в Торгово-промышленной палате, пока еще такого значительного импортозамещения товаров на потребительском рынке национальными нашими марками, брендами пока существенно не произошло.

Но работа, конечно, в этом направлении ведется вовсю. И даже просто замена брендов иностранных на бренды наши национальные, в новой редакции – это тоже очень здорово. Я думаю, что в целом, конечно, наша промышленность, которая в последнее время, особенно легкая, ну, в сфере агропромышленного комплекса и продуктов питания, там вообще нет никаких больших проблем с точки зрения импортозамещения.

Есть проблема в сфере легкой промышленности. Но и там последние годы происходили достаточно существенные положительные изменения. Я надеюсь, что довольно быстро произойдет импортозамещение, локализация производств и так далее.

Но это, если вести речь о собственной производственной части. Но я абсолютно согласен с коллегой, что вот вопрос создания компонентов сложных, высокотехнологичных компонентов продуктов питания и даже других сырьевых товаров, которые используются для производства в сфере легкой промышленности, конечно, здесь нам придется потрудиться. И за один год это, я считаю, не решим задачу.

Но это тоже задача решаемая, совершенно очевидно. Но есть одна проблема. У предпринимателей должна быть уверенность, что это импортозамещение…

Тамара Шорникова: Не закончится завтра, да, что будет гарантированный спрос. Спасибо! Владимир Гамза, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член правления Торгово-промышленной палаты РФ. Скоро вернемся.

Где активнее всего происходит импортозамещение