Григорий Назаров: Запрос действия, а не слова - это постулат советской воспитательной системы. И сегодня мы к этому возвращаемся

Гости
Григорий Назаров
призёр Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2018», учитель школы №29 г. Химки

Марианна Ожерельева: Сейчас в эфире программа «ОТРажение». Поговорим об образовании.

«Знай свой край». История родного региона может стать обязательной для школьников. Время от времени возникают предложения расширить школьную программу. Ну, например, предлагалось ввести уроки финансовой грамотности (очень важно), вождения (что не менее важно) и даже езды на электросамокатах из-за большего количества случаев, когда происходят травмы. Что же требуется знать современному школьнику, а что лишнее в программе? Давайте эту тему сейчас обсуждать.

Со мной в студии Григорий Андреевич Назаров, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», директор школы № 28 города Химки, учитель истории. Здравствуйте.

Григорий Назаров: Здравствуйте.

Марианна Ожерельева:А что уже есть такого необычного сегодня для школьников? Например, когда вы учились, то этого предмета еще не было, а сегодня он уже появился.

Григорий Назаров: Ну, пожалуй, это финансовая грамотность. Она есть или отдельным курсом во многих школах, или она вшита…

Марианна Ожерельева: Курсом? Необязательная?

Григорий Назаров: Нет, необязательная, она отдельным курсом кое-где присутствует. Ну а кое-где вшита, например, в математику эта финансовая грамотность. Конечно, есть элективные курсы, крайне интересные, связанные с какими-то точными науками.

Марианна Ожерельева: Например?

Григорий Назаров: Ну, допустим, робототехника. Сегодня это набирает достаточно серьезную популярность. И эта робототехника охватывает, в частности в школах Московской области, в рамках внеурочной деятельности, то есть не обязательной, но желаемой для ребенка, с третьего класса, а то даже и с первого ребята могут эти кружки посещать. И что круто? Многие студенты молодые приходят в школы и в рамках внеурочной деятельности с ребятами какие-то азы инженерии изучают. Это круто! Поэтому разница достаточно большая с тем, что было у нас.

Марианна Ожерельева: А какого предмета, на ваш взгляд как учителя, не хватает сегодня в российских школах в обязательном порядке?

Григорий Назаров: В обязательном порядке? Это обсуждается сейчас, и я поддерживаю эту идею – это вопрос родного края, это история родного края. Может быть, про обязательный отдельный предмет здесь можно поговорить и поспорить, но то, что краеведение, что называется, должно стать не формальностью, а реальностью, интересующей детей, с точки зрения изучения своего дома, своей улицы, своего района, области, а значит, и всей страны, с первого класса – это стопроцентная обязанность каждого педагога, я думаю, и каждой школы.

Марианна Ожерельева: Вот вы считаете, что краеведение. А наши корреспонденты в разных городах России спросили их жителей, какого предмета все-таки сегодня нет, а стоило бы ввести. Давайте послушаем.

ОПРОС

Марианна Ожерельева: Как интересно! Вот смотрите. Значит, программирование есть же все-таки сегодня, да? Литература – говорили, чтобы больше читали. Углубленка по истории России. Все-таки история России, слава богу, сегодня изучается в школах. Финансовая грамотность, тоже было предложение. Робототехника. А она же есть в качестве курса, да?

Григорий Назаров: Ну, это региональная специфика. Например, в Московской области робототехника и scratch-программирование – это вообще отдельные курсы. И прямо запущена отдельно губернаторская программа, которую реализует Министерство образования в Московской области. И должен отметить, что в рамках и урочной, и даже внеурочной деятельности многие школы…

Марианна Ожерельева: Но это один регион.

Григорий Назаров: Да, это один регион, я с вами соглашусь. Вот смотрите. Очень здорово, что мы услышали срез мнений. Вот две проблемы здесь в основании.

Проблема первая – перегруз детей. То есть мы хотим, чтобы у нас была хорошая математика. Давайте мы придумаем новый курс, неважно как, и усилим нагрузку. Проблема вторая – она связана с тем, что все очень разные. «А дайте мне, пожалуйста, психологию». «А вот я хочу, вообще-то, логику». «А мне дайте-ка футбол». И вот здесь начинается разговор про федеральный стандарт. Он обновлен для начальных классов и для основной школы…

Марианна Ожерельева: А что добавили для начальной школы?

Григорий Назаров: Добавили не новые предметы как таковые, а изменили подход. Теперь обязательная часть чуть-чуть уменьшилась, чуть-чуть, то есть мы не тронули…

Марианна Ожерельева: Ну что это?

Григорий Назаров: Это значит, что, например…

Марианна Ожерельева: Меньше стало чего?

Григорий Назаров: Например, один час физической культуры школа имеет право убрать в рамках внеурочной деятельности.

Марианна Ожерельева: А пишут нам: «Дети хиленькие, надо больше физкультуры».

Григорий Назаров: Смотрите. А вот дальше в чем прелесть стандарта? А дальше вместе с родителями и с детьми, соответственно, школа выбирает тот перечень предметов и курсов в рамках внеурочной деятельности или элективных курсов, которые интересуют детей. Например, Машу интересует информатика, и она пошла на информатику, а Петя хочет футбол. И если школа открыта, она собирает эти мнения, находит ресурсы (и не только внутри школы, но и за ее пределами), то она может это реализовать. И, согласитесь, вам как маме было бы интересно не просто так ходить, а есть запрос – и на него школа реагирует.

Марианна Ожерельева: Григорий Андреевич, пишут: «Необходимо ввести в школах изучение Конституции России, чтобы дети знали, что и откуда берется». Также по поводу этики очень много сообщений, что мальчиков и девочек все-таки надо приучать и учить обращаться друг с другом, не просто «не ударь», что девочек надо уважать и любить, а все-таки на другом уже уровне. А еще пишут, что краеведение крайне важно, и в советские годы оно было.

Григорий Назаров: Да.

Марианна Ожерельева: Почему от этого ушли? И можно ли вернуть? И какая необходимость современному школьнику – живет он на Чукотке, в Магадане, в Якутии, в Свердловской области – знать свой край? Это для углубленного знания истории России или нет?

Григорий Назаров: Ну, две части, да? Часть первая касается предметов, которые мы все хотим. Есть универсальные предметы, когда я умею читать, писать и говорить. Это не русский, математика, а это в целом универсальные навыки, которые должны развиваться. И вот какие курсы и предметы этому способствуют – вот это вопрос большой для обсуждения. Понимаете, если я на истории хорошо говорю, очевидно, я и на русском языке тоже буду хорошо говорить, и писать я тоже буду хорошо. И потом я пришел в кружок…

Марианна Ожерельева: Так вы еще и даты знаете. И знаете, откуда Русь пошла.

Григорий Назаров: Понимаете, универсальные какие-то навыки. Это предмет для разговора, мы должны к этому прийти. И стандарт об этом.

Мысль вторая – отдельно про краеведение. Почему краеведение важно? Потому что это личностный результат. Мы можем на истории сказать: «В 1240 году случилось такое-то сражение. До свидания». И у вас никаких эмоций это не вызовет. Если вы переживаете… А переживание у ребенка начинается с его улицы, дома и квартиры. Это и есть краеведение. Понимаете? Он идет по улице Чернышевского и задает вопрос: «Мама, а почему улица Чернышевского?»

И когда он пришел на урок в первый класс, в рамках предмета «Окружающий мир», в рамках этого курса учитель, где есть краеведение, он рассказывает о городе, об истории улиц и о людях, в честь которых эти улицы названы. И ребенок начинает, вообще-то, сопереживать и понимать, что за пространство его окружает. Понимаете? А следующая ступень – это уже, например, областная история. А дальше – общероссийская.

Марианна Ожерельева: Пишут, что очень мало культуры, из Ставропольского края. А еще из Нижегородской области предлагают урок семейной жизни. Когда мы к этому подойдем? Все-таки действительно очень важно детям уже на раннем этапе разъяснять позицию каждого.

Григорий Назаров: Это очень тонкая тема, это очень тонкая тема, потому что далеко не каждый родитель готов к тому, чтобы учитель вел, даже со старшеклассниками, достаточно откровенные беседы об этике и психологии семейной жизни.

Марианна Ожерельева: А почему?

Григорий Назаров: Ну, потому что родитель может, например, считать, что это недопустимо, это его зона ответственности. И он будет в этом абсолютно прав. Здесь опять же это вопрос запроса родителей. Если родители хотят, чтобы этот курс был, они как бы собирают такое обращение, и директор школы вместе с административной командой может ввести этот курс как электив, но по запросу родителей.

Марианна Ожерельева: А что пугает в этом курсе конкретно? Вот что именно?

Григорий Назаров: Ну, мне, например, как родителю было бы неприятно…

Марианна Ожерельева: Половые взаимоотношения?

Григорий Назаров: Да даже личностные какие-то. Это очень сложно!

Марианна Ожерельева: Да вы что?

Григорий Назаров: Это тонкий лед, поверьте мне. И мы наталкивались… Родители имеют полное право, и мы должны уважать это их право.

Марианна Ожерельева: А запрос со стороны самих ребят есть? Может быть, родители с ними об этом не говорят. Они не знают, как девочку уважать, как вообще к ней подойти, о чем с ней разговаривать.

Григорий Назаров: Есть. Я думаю, есть. Не могу сказать цифры по всей стране, не владею. По личному опыту – есть. Потому что те конфликты, которые возникают между детьми, они потом приводят к конфликтам между родителями и родителями со школой. А ведь на самом деле, если ребенок умеет уступать, приходить к компромиссу и слушать партнера, то конфликта не будет. Это большой запрос, это большой запрос.

Марианна Ожерельева: Говорят, что у нас проблема со вкусом, необходимо изучать живопись, учить понимать мелодию классическую, джазовую, учить понимать театральные творчества. Как вы считаете, вот этого сегодня российским школам очень сильно не хватает? Или вот Дворец творчества есть… А обязательно есть в каждом районе, он должен быть.

Григорий Назаров: Конечно.

Марианна Ожерельева:Вот это там?

Григорий Назаров: Смотрите. В этом смысле хороший московский опыт по реорганизации…

Марианна Ожерельева: А давайте не про Москву. Это хороший пример.

Григорий Назаров: Смотрите. Есть ряд регионов… Хорошо, берем Самарскую область.

Марианна Ожерельева: Так?

Григорий Назаров: Относительно далека от столицы. Самарская область давно прошла реорганизацию, когда к школе присоединили сады. И в рамках этой экосистемы существует Дворец культуры, Дом детского творчества и спортивные сооружения.

Марианна Ожерельева: И вот там тебе музыка?

Григорий Назаров: И ты прокручиваешь все в рамках этой экосистемы. И это здорово! И если у тебя есть запрос, тебе интересно, то ты пришел в творческое направление, и у тебя есть возможность реализоваться.

Марианна Ожерельева: Григорий Андреевич, из Костромской области: «Школе не хватает советской программы воспитания и обучения». Как вы понимаете это сообщение? И что можно было бы оттуда привнести? Может быть, то самое краеведение, вот чтобы знали и понимали? Потому что… Продолжу, извините, чуть-чуть. Пишут: «Не знаю, когда началась Великая Отечественная война. Не знают таблицы умножения. Ничего не знают. А потом эти «специалисты» нас учат, лечат и так далее».

Григорий Назаров: Это рассуждения общего порядка.

Марианна Ожерельева: Да.

Григорий Назаров: «Естественно, советская школа была лучше, потому что в прошлом было лучше». «Чукча был молод, поэтому было хорошо при Сталине». Я не буду это обсуждать. Я хочу сказать следующее.

Из советской системы воспитания мы можем взять потрясающие работающие механизмы этой воспитательной системы. Все наши отряды, начиная с октябрят и заканчивая комсомолом, – это прекрасные формы взаимодействия. Содержательно, я думаю, господство одной идеологии уже невозможно. А вот…

Марианна Ожерельева: Умели дружить.

Григорий Назаров: Да. Я бы сказал так: умели организовывать деятельность. И «запрос действия, а не слова» – вот это постулат советской воспитательной системы. И сегодня мы к этому возвращаемся.

Марианна Ожерельева: Это замечательно!

Звонок из Воронежа. Елена, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Зритель: Я вот слушаю… Конечно, можно массу предметов добавить, но краеведение в рамках истории вполне можно преподавать, экологию – в рамках биологии и так далее, и так далее. Для этого не надо менять систему.

Я приведу пример советской школы. Там было трудовое воспитание, начиная с первого класса. Нас, девочек, учили готовить, учили шить. Примитивные вещи, но мы все это умеем. Из нашего класса вышли две прекрасные портнихи. А мальчиков учили работать отверткой, молотком и так далее.

Марианна Ожерельева: Так вот оно!

Зритель: Это необходимые вещи.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам огромное.

Вот Елена совершенно права, потому что пишут: «Сегодня кого ни наймешь – ничего делать не умеют, а деньги умеют брать». Может ли школа стать тем фундаментом, который мальчиков научит эту отвертку наконец держать? Ну, если папа не научил.

Григорий Назаров: Ну смотрите…

Марианна Ожерельева: Надо ли это возвращать?

Григорий Назаров: Запросы экономики. Насколько нам нужна отвертка? Или нам нужен специалист высокой квалификации, который может… И отвертка нужна, соглашусь.

Марианна Ожерельева: Вы знаете, не придут станки зарубежные, Григорий Андреевич…

Григорий Назаров: Нет-нет, а мы же, может быть… Речь не об этом. Мы должны придумать, как мы теперь сами это можем делать. И это запрос. И вот сегодня…

Марианна Ожерельева: С помощью отвертки.

Григорий Назаров: Ну, возможно. Возможно, это первый шаг. Вы знаете, школа действительно в какой-то степени в девяностые лишилась направления, что называется, профессиональной ориентации детей. И сегодня к этому активно возвращаются. Действительно, большое количество проектов – например, WorldSkills. Ребенок, который заходит в этот проект, он начинается с района… А из любого региона он может принять участие в этом проекте. Кроме того, что он становится известен и получает очень хорошие деньги, он уже становится специалистом высокой категории. То есть министерства разного уровня этим вопросом занимаются.

Вопрос к школе, опять к ее открытости: а она готова услышать родителей, а главное – детей, чего они хотят? И какие есть ресурсы у школы, чтобы…

Марианна Ожерельева: Так это же для жизни надо, Григорий Андреевич, ну, гвозди забивать и отвертку…

Григорий Назаров: Я с вами не спорю, я с вами не спорю. Вопрос в том: а) хочет ли школа услышать этот запрос? и б) если хочет, то насколько она может дать ресурса для того, чтобы ребенок, ну извините, отвертку взял? Это не всегда получается. И в школе не все должно быть, но школа должна показать, а где это можно попробовать.

Марианна Ожерельева: Звонок из Санкт-Петербурга. Наталья, здравствуйте, мы вас слушаем.

Зритель: Алло.

Марианна Ожерельева: Наталья, слушаем вас. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Мне бы хотелось, чтобы в новых школах наших сейчас, как и нам, преподавали этику и эстетику, потому что молодежь сейчас невоспитанная, не знает, как поздороваться, кто первый, как себя вести мальчикам и девочка с взрослыми. Вот у нас был очень хороший предмет – этика и эстетика. Очень бы хотелось, чтобы сейчас в школах тоже ввели этот предмет.

Марианна Ожерельева: Наталья, позвольте вам вопрос: а вас воспитала так семья в большей степени или научить уважать взрослого, место уступать бабушке и дедушке школа больше приучила?

Зритель: Нет, дома, конечно, тоже этим занимались. Но дело в том, что… Вот даже раньше книжки нам в школе предложили купить, «Как себя вести?» книга называлась.

Марианна Ожерельева: Да вы что? Замечательно! Хороший пример.

Зритель: И вот мы по этим книгам все читали. Родители, конечно, воспитывали, дедушки и бабушки. Вот я считаю, что этот предмет очень необходим сейчас нынешней молодежи.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам.

Зритель: Что лексикон у них, что… Не умеют совершенно себя вести!

Марианна Ожерельева: Вот видите, не умеют друг с другом общаться. И очень много сообщений… Понятно, что молодежь всегда другая и всегда ее ругает более старшее поколение. Но, Григорий Андреевич, действительно нельзя сегодня не отметить, что она другая, эта молодежь.

Григорий Назаров: Да. Она не плохая и не хорошая, она другая.

Марианна Ожерельева: Как можно ее обуздать? Как можно ее научить уважать?

Григорий Назаров: Ее надо изучить. Ну, ее надо изучить. Надо понять, как она формируется с двухлетнего возраста, какой мир ее окружает, какая музыка, какие рисунки, какие стихотворения. Если вы считаете, что дети современные ничего не читают, то вы глубоко заблуждаетесь.

Марианна Ожерельева: А что они читают?

Григорий Назаров: Они читают различные стихотворения, которые могут быть опубликованы в различных социальных сетях. Есть и опасности в этом…

Марианна Ожерельева: Слушайте, а школьная программа – они ее читают? Вы как-то начали с другого. А школьная программа?

Григорий Назаров: Вы знаете, мы сказали: какие дети? Вот такие. Они очень разные. Их нужно изучить. И этим нужно заниматься, это отдельная проблема.

А с точки зрения школьной программы, я вам скажу честно и откровенно, как бы на меня телезрители ни обижались: если учитель горит любым предметом, то все будут читать и знать историю родного края; если учитель подходит формально, то он и будет возмущаться родителями, изменившимся временем и тем, что дети стали другие.

Марианна Ожерельева: А с точки зрения истории и краеведения? В рамках истории сегодня есть курс краеведения?

Григорий Назаров: Да, конечно, безусловно. Всегда в истории предполагается, что…

Марианна Ожерельева: То есть родной край изучают?

Григорий Назаров: …в рамках того или иного региона, где преподается курс истории, это быть должно. Опять же вопрос: насколько это качественно? Это раз. То есть с точки зрения учителя. И насколько есть сегодня современные средства погружения в историю родного края?

Извините за пиар, но я из Московской области и имею право. У нас губернатор отреставрировал (личная программа) музей Зои Космодемьянской. Вот надо просто брать и ехать. Вот надо просто брать и ехать. Я сам был в восторге от того, что я увидел. Вот вам история родного края.

Марианна Ожерельева: И вот вы едете с ними…

Григорий Назаров: Да.

Марианна Ожерельева: А сколько им лет? Тринадцать? Пятнадцать?

Григорий Назаров: Нет, почему? Мы ездили тремя колоннами. Первые – им было девять лет, это третий класс.

Марианна Ожерельева: Как девятилетнему мальчику или девочке объяснить, кто такая она, что она сделала и в чем суть этого подвига, вот на уровне девятилетнего ребенка?

Григорий Назаров: На уровне девятилетнего ребенка вы устанавливаете возрастные особенности и то, что важно для ребенка в этом возрасте, с точки зрения начала взаимодействия друг с другом.

Марианна Ожерельева: А что для него важно?

Григорий Назаров: То есть концепция «я» и плюс «мой сосед» – ну, хотя бы по парте. И вот мы с таким багажом приезжаем в музей. Соответственно, учитель, если он проводит эту экскурсию, то он сам составляет слова. Он просто знает как бы экспозицию этого музея. Если приезжают тринадцатилетние, то тут главное «мы» уже, взаимодействие друг с другом, и здесь несколько иной подход, и другие акценты подвига Зои Космодемьянской и нашего народа. Поэтому этим нужно заниматься.

Марианна Ожерельева: Еще звонок – из Ростовской области. Елена, здравствуйте, мы вас слушаем.

Зритель: Добрый день. Нас беспокоит образование в школе. У нас, допустим, внучка идет в первый класс. Во-первых, требования… Раньше как мы ходили? Идешь в первый класс, и там тебя учили всему, азы. А сейчас требования: ребенок идет в первый класс, и желательно, чтобы он уже писал, читал, считал. А тогда, извините, для чего школа вообще у нас?

Марианна Ожерельева: Спасибо вам огромное за то, что вы отметили. Потому что зачастую слышишь от учителя: «Не надо, пожалуйста, потому что руку потом переставляем, неправильно поставлена, мы переучиваем». Это желание мам зачастую, чтобы он в пять лет уже как минимум прочитал что-то?

Григорий Назаров: И английский знал.

Марианна Ожерельева: Да, кстати! Чтобы он обязательно знал как минимум два языка (а лучше три) к пяти годам.

Григорий Назаров: Имеют право. И это хорошо.

Марианна Ожерельева: Или все-таки школа сегодня требует, чтобы он знал?

Григорий Назаров: Это очень заботливые родители. Это хорошо. Это надо поддерживать.

Марианна Ожерельева: А это не перегружает ребенка?

Григорий Назаров: Есть родитель, а есть профессионал в педагогике. Согласитесь, это не всегда одно и то же.

Марианна Ожерельева: Согласна.

Григорий Назаров: Поэтому задача школы и любого учителя в этой школе – показать, что он и школы профессиональные. И родители должны прислушиваться к совету и рекомендации. Это с одной стороны.

С другой стороны, если мы в этот младший возраст ушли, то, конечно, здесь необходимо взаимодействие школы и сада. Если ребенок шести лет, который через год пойдет в школу, в шесть лет в ней не был, не походил по школе, не посмотрел, к какому учителю он пойдет, какие кабинеты, хотя бы просто не окунулся в ту атмосферу…

Марианна Ожерельева: Подготовка у него будет.

Григорий Назаров: …конечно, не прошел подготовку, то тогда, конечно, ему тяжело будет обучаться.

Марианна Ожерельева: Ну погодите. Вы сказали, что рекомендация. Все-таки сегодня будущий ученик должен знать алфавит и уметь читать?

Григорий Назаров: Нет. Конечно нет.

Марианна Ожерельева: Его возьмут в школу?

Григорий Назаров: Да, его обязаны взять.

Марианна Ожерельева: Обязаны? Хорошо. Получается, что это мы сами виноваты, что мы этих детей перегружаем, и к первому классу они умеют все. А потом мама говорит: «Плохая учительница попалась».

Григорий Назаров: Ну ладно первый класс, давайте дальше. Вот мы слышим: «Мы хотим этику», «Мы хотим край». То есть мы хотим все предметы впихнуть в рамки стандарта, да? Это то, с чего я начал. Вот есть этот риск. Давайте думать, что действительно важно сейчас, потому что много-много хотелок и много проблем. Выделить приоритет и все-таки постараться сделать так, чтобы мы не перегружали, не увеличивали, а качество повышали.

Марианна Ожерельева: Не перегружали. Саратовская область: «Дети страшно перегружены, ежедневно по семь-восемь уроков».

Григорий Назаров: Да, да.

Марианна Ожерельева: Плюс еще в субботу, я помню, были уроки. «От этого раздражительность, агрессия. Чего вы еще хотите добавить?» Так может быть, правда время что-то убирать, а не добавлять?

Григорий Назаров: В этом есть определенная логика и правда. Стандарт теперь об этом: на уровне пятого-девятого классов мы сокращаем, несколько сокращаем количество общеобязательных предметов и заставляем внеурочную деятельность работать на интересы ребенка. Перегруз же из-за чего может быть? Не только почасовой, но потому, что просто неинтересно. «Меня заставляют идти на те предметы, которые мне не близки». Согласитесь, трехчасовое скучное совещание у вас вызовет ужасные эмоции, чем трехчасовой интересный мозговой штурм по той теме, которая вам близка.

Поэтому это вопрос качества, это вопрос качества. Я считаю, что здесь треугольник «родитель – ребенок – школа» должен взаимодействовать в рамках каждого образовательного учреждения. Вот ФГОС об этом. Давайте садиться и договариваться, давайте искать: «Вот что хотите вы? Что хотим мы? Что хотят дети?» – и находить этот идеал.

Я согласен с теми, кто звонит, но, слушайте, я в своей школе работаю, я слышу родителей. Я не могу повлиять на вашу школу, а вы можете прийти, поговорить и поднять те проблемы, которые вас волнуют. Школа открытая.

Марианна Ожерельева: О дополнительных предметах. О краеведении очень много сообщений. Нам говорят: «Как предмет (есть в рамках истории) не нужен, и так дети перегружены». Почему? Есть музеи. И все-таки есть сегодня задача у учителя – ходить с детьми в музей. Этого достаточно ли? Можно ли ребенка сегодня зацепить походом в музей? А потом уже зависит от него самого, будет ли он этим интересоваться или нет. Ведь это то, что он знает. А может быть, мама с папой и не знают так глубоко, и ничего не изменится.

Григорий Назаров: Я считаю, что краеведение быть должно, и оно должно четко и жестко связаться с возрождающейся детской организацией на базе Российского движения школьников, юнармейского движения. Это такая большая организация, которая сейчас создается. Потому что краеведение – это действия. Воспитательная система – это тоже действия.

Как ты можешь показать свои действия? Если у тебя, извините, что-то не то с дорогой или наклонилось дерево, то ты можешь жаловаться сколько угодно, возмущаться и быть недовольным, а можешь организоваться, привлечь специалиста и вместе это дерево, ну извините, кронировать, исправить как-то вместе. Если мы детей будем к этому привлекать и ставить их в позицию ответственных за свою улицу, дом и край людей, то, извините меня, никакое импортозамещение нам не страшно, у нас все будет прекрасно.

Марианна Ожерельева: Из Москвы нам пишут: «Родители – это воспитание, а школа – это знания. Все». Так ли это сегодня?

Григорий Назаров: Нет. Конечно нет. Родители много заняты. И спасибо родителю за эту позицию – значит, он действительно вовлечен в воспитание ребенка. Но, поверьте мне, не всегда есть такая возможность.

Марианна Ожерельева: А что, раньше он не был занят?

Григорий Назаров: Раньше он был занят, но сейчас образование стало услугой, и мы действительно оказываем услуги, в том числе и воспитательного характера, если угодно, как бы это грубо ни звучало. Мы должны здесь быть партнерами. Школа и родитель – это партнеры и в обучении, и в воспитании. Если родитель говорит: «Вот не надо в эту сторону лезть», – как с этикой, то нет проблем, это его право. Если, наоборот, есть запрос, то школа должна брать на себя эти функции.

Марианна Ожерельева: Все-таки задача школы – научить учиться?

Григорий Назаров: Научить учиться и воспитать гражданина страны.

Марианна Ожерельева: А где здесь этика, эстетика, музыка?

Григорий Назаров: А это воспитание, это воспитание.

Марианна Ожерельева: Это воспитание?

Григорий Назаров: Если ты идешь по улице и видишь… у тебя идеальная картинка одна (вот вам пошла эстетика), а ты видишь что-то другое, то вот у тебя противоречие.

Марианна Ожерельева: Слушайте, вот Шагал шел и видел совершенно обычных людей. И вот он увидел те образы. Или Бродский говорил: «Иду по Нью-Йорку – ни одного образа. А в Петербурге…»

Григорий Назаров: Конечно, из всех Шагалов мы не воспитаем и не обучим.

Марианна Ожерельева: А если он не видит этого? Вы его в музей постоянно водите, а он не хочет в этот музей уже!

Григорий Назаров: Это долгая работа.

Марианна Ожерельева: Или вкус прививаем всем?

Григорий Назаров: Естественно. Мы создаем условия и каждому вырисовываем его путь – обученный гражданин, который не относится безэмоционально к судьбе своей страны. Это самое главное. Сегодня это самое важное.

Марианна Ожерельева: А дети сегодня обладают эмпатией? Очень много разговоров, что они не умеют сопереживать, они эгоисты, они не хотят помогать.

Григорий Назаров: Ну, если вы начнете так с ними разговор, то они такое вам и отдадут.

Марианна Ожерельева: А как тогда?

Григорий Назаров: Надо интересоваться их жизнью. Она у них очень интересная и активная.

Марианна Ожерельева: А если у вас их 34 человека в классе, как каждым интересоваться?

Григорий Назаров: А что, у вас нет соцсетей?

Марианна Ожерельева: То есть вот так вот даже можно сегодня с ними общаться, да?

Григорий Назаров: Конечно, конечно. Я могу передать привет. Недавно связывался с бывшими выпускниками из предыдущей школы, общался, спрашивал, как у них дела. Они идут в десятый класс. Шестьдесят сообщений отправил. Просто интересно.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам огромное за такую интересную позицию, за такую живость и желание действительно показать, что все меняется, но они не плохие, а они просто другие, вот эти современные школьники. И в этом действительно ничего такого страшного, наверное, нет. По крайней мере, хочется в это верить. Хотя видишь эту молодежь – и иногда тоже сокрушаешься.

Спасибо. Со мной в студии был Григорий Назаров, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», директор школы № 28 города Химки, учитель истории. Говорили о том, какие же предметы стоит убрать либо добавить в школьную программу.