Мария Токанова: Я как учитель русского языка и литературы против ОГЭ и ЕГЭ. Здесь абсолютно нет возможности творческого мышления, логики мышления

Гости
Мария Токанова
филолог, учитель русского языка и литературы, директор семейной школы Art School

Анастасия Семенова: Сейчас с нами на связи наш эксперт – Мария Токанова, филолог, учитель русского языка и литературы, директор семейной школы Art School. Мария, здравствуйте.

Мария Токанова: Доброе утро, здравствуйте.

Анастасия Семенова: Ну вот все жалуются, что учат как-то сейчас не так детей...

Антон Липовский: Учат в школе.

Анастасия Семенова: Да, и получается, что старшее поколение считает себя намного грамотнее. Так ли это? Или мы будем развенчивать этот миф?

Мария Токанова: Да, это такая огромная проблема. И да и нет, с одной стороны, хочется сказать.

Во-первых, повлияла, безусловно, Болонская система, которую мы приняли. Она отразилась на всей системе обучения, поскольку наша классическая советская система образования и пятилетняя форма обучения, конечно, была лучше. Она была базовая, она была более структурированная. И все учителя, все словесники, все педагоги высшей категории, преподаватели вузов, школ, они в один голос говорят о том, что это, конечно, принесло большой урон для образовательной системы. Но как раз идет сейчас речь об отмене Болонской системы и переходе снова на специалитет с бакалавриата. Поможет это или нет, будем думать и смотреть.

Но система ЕГЭ, я как учитель русского языка и литературы, готовящий к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, соответственно, могу сказать следующее, что я, конечно, против этих экзаменов. Здесь нет абсолютно возможности творческого мышления и нет логики мышления, именно по нашим предметам, поскольку мое любимое сочинение, или эссе, сводится до клиширования до такой степени, что в принципе мы с детьми подчеркиваем те предложения, которые повторяются и которые можно заучить, которые можно запомнить... Недаром говорят, что это натаскивание. Это, конечно, проблема, беда и ужас.

И с моей точки зрения, конечно, даже когда билеты, пусть там ученик знает два-три билета, но хорошо, и умеет высказать свою точку зрения, пробует себя в разных аспектах, каким-то образом ответить на вопрос, это лучше, чем вот такое клишированное мнение и ответы на вопросы. Конечно, это повлияло.

То есть, если спрашивать меня лично про систему ЕГЭ и ОГЭ, я против, я считаю, что она повлияла очень-очень сильно на нашу систему образования. Потому что мы сейчас в принципе с 7-го класса говорим о том, что нам надо готовиться, нам надо сдавать, нам нужно решать, нам нужно набирать баллы, и дети порой забывают вообще, куда они идут. Многие мои ученики когда приходят лихорадочно, с трясущимися руками, что «я не сдам», «у меня ничего не получится», я говорю: давай, дружочек, мы с тобой другую цель поставим, все-таки зачем ты сдаешь ЕГЭ? – «Ну, чтобы сдать». Плохая мотивация. И единственный способ здесь – найти вариант того, что для ребенка важно, как он хочет себя самореализовать, чего он хочет добиться.

По поводу общей грамотности... Я бы не сказала, честно говоря, что есть какие-то серьезные нарушения норм... Раньше тоже делали люди много ошибок, просто у нас сейчас особенность в том, что информатизация и цифровизация, никуда от них не деться, и даже мы, взрослые люди, и даже учителя-словесники, у нас проскальзывают слова-паразиты, и «классно», и «круто». И я хочу сказать, что это иногда надо, потому что я, например, работаю с подростками и это нормально, если я когда-нибудь скажу так. Пусть меня сейчас закидают все помидорами, но дети понимают, что я могу с ними разговаривать на их языке.

Анастасия Семенова: Быть на равных, да.

Антон Липовский: То есть иногда употреблять такие слова – это в принципе неплохо, да, это не какое-то грубое нарушение, не знаю, языковых норм?

Мария Токанова: Конечно, конечно.

Анастасия Семенова: Главное, понимать, когда и с кем.

Мария Токанова: Да-да.

И еще важно, что говорить. Есть ненормативная лексика, есть грубейшее нарушение, когда это невозможно вставить в контекст. И я очень люблю коммуникативные качества речи, категорию уместности. Вот иногда это настолько уместно, что без этого, ну, никак не обойтись. Поэтому быть ханжой и постоянно строго говорить о каких-то вещах, особенно если преподавать литературу... А литературу сейчас преподавать, положа руку на сердце, скажу честно, очень и очень сложно... Я пользуюсь, например, методическими разработками моих коллег. Знаете, как мы учим биографию поэтов, авторов, классиков?

Анастасия Семенова: Так.

Антон Липовский: Так.

Мария Токанова: Они спроецировали такую интересную программу, т. е. это как будто бы их страница в социальной сети «ВКонтакте». Там написано место рождения...

Антон Липовский: Вот оно что...

Мария Токанова: ...имя, когда родился, с кем дружит и т. д.

Антон Липовский: Семейное положение, да...

Мария Токанова: Нас могут распять за это, потому что ну как же, Пушкин и в VK, да, у него аккаунт. Но все дети точно знают, что у него был друг Антон Дельвиг, что он учился в Царскосельском лицее, и хотя бы вот на таком уровне они это воспринимают. Ну это данность, это время...

Антон Липовский: Мария, ну если работает, то это же просто прекрасно.

Мария Токанова: Да.

Антон Липовский: Вот не могу не задать вопрос, он назрел, общаясь с телезрителями. Говорили про то, как повысить грамотность. Школьная программа, понятно, но на одной школьной программе, что называется, далеко не уедешь: нужно обязательно читать книги, что-то еще делать. Вот мы видим, что даже чтение книг, как пишут телезрители, не всегда только подходит. Вот, если можно, коротко, что еще может повлиять на улучшение вот как раз-таки нашей грамотности, повышение?

Мария Токанова: Я опять повторю – чтение книг. Здесь вопрос качества книг, не все подряд. Классика – она и есть классика. Все-таки, читая классику, хотя бы Чехова, Чехов все-таки попроще в восприятии, чем Достоевский или Толстой, и эти слова и выражения, они намного проще, быстрее воспринимаются, и речь так или иначе перестраивается.

А еще я всегда говорю детям такую для меня золотую фразу, кто такой культурный человек: культурный человек – это тот, кто мыслит культурно, насколько вы хотите себя вообще таковым воспринимать. Может быть, вам это не очень-то нужно... То есть, если у вас нет такой задачи, вам нравится...

Анастасия Семенова: Да, главное, как вы себя ощущаете, как вы себя подаете.

Антон Липовский: Все начинается с мысли, конечно.

Анастасия Семенова: Спасибо большое!

Антон Липовский: Спасибо!

Анастасия Семенова: Давайте подводить итоги СМС-опроса: «Кто грамотнее, вы или ваши дети?» – «я» ответили 74%, а «дети» – 26%. Ну, давайте им книги, литературу хорошую, и будет все немножко по-другому.

Вернемся в следующем часе.

Действительно ли нынешнее поколение стало менее грамотным? И в чём недостатки Болонской системы образования?