Алексей Рубин: Мне важно знать, что то, что я делаю, детям действительно нужно

Гости
Алексей Рубин
учитель начальной школы и английского языка, «Учитель года Москвы-2015», лауреат всероссийского конкурса «Учитель года-2015»

1 сентября. В школьных дворах гремят из репродукторов задорные мелодии, всюду улыбки и море цветов, из-за которых порой даже не видно главных героев – маленьких первоклашек, впервые вступающих в почти уже серьезную и очень самостоятельную жизнь. День знаний – особое событие в жизни каждого человека независимо от возраста, социального статуса, семейного положения. Для одних это воспоминания далекого детства, любимых учителей, школьных товарищей. Для других это праздник, продолжающийся в детях и внуках, да и в самих себе. Ведь пока мы живы, мы постоянно учимся и делимся своими знаниями и опытом с другими.

1 сентября – начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. По традиции в этот день в школах проходят торжественные линейки, уроки знаний, мира, безопасности и мужества.

Алексей Рубин: Много-много лет я думал: "Господи, когда в моей жизни наступит тот момент, когда 1 сентября для меня будет просто 1 сентября? Когда наконец мы перестанем 1 сентября снова идти в школу в очередной следующий класс, в институт и так далее?". И так получилось, что я выбрал педагогическую профессию, или, точнее, меня выбрала педагогическая профессия, то я понял, что, кажется, пожизненно 1 сентября для меня будет точкой отсчета, будет 2 начала года – 1 января и 1 сентября.

Где-то к середине августа я начинаю переживать. А как насчет того, чтоб мне открыть книжки, посмотреть? А вдруг я что-то забыл? А что у нас там на профессиональных сайтах нового? А что там у нас в профессиональной литературе нового? Потому что для меня 1 сентября – это ответственный день. И мне хочется, чтобы тот ритм, который я задам на первом уроке 1 сентября, настрой, что все начинается заново, что пора включаться, пора работать после лета, уже хватит отдыхать, чтобы этот настрой сохранился в течение всего года.

Алексей Яковлевич Рубин, учитель начальных классов и английского языка, выпускник Московского городского педагогического университета. В 2015 году Алексей стал победителем московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания "Педагог года Москвы 2015", а также стал лауреатом всероссийского конкурса "Учитель года 2015". В этом году состоялся первый выпуск учащихся Алексея Рубина, перешедших из младших классов в среднюю школу.

Алексей Рубин: Настоящий учитель, мне кажется, как бы это ни звучало банально, должен любить тех детей, которым он преподает. Причем, именно это слово – любить. Как своих собственных детей.

Второе. Учитель должен быть однозначно знающим. Третье. Я бы хотел, чтобы учитель горел, потому что только горящий учитель может зажечь детей. А вот привить эту любовь и тягу к учению, к процессу познания должен в школе, обязан учитель начальных классов, который именно прививает любовь к знаниям, любовь к их получению, самое главное. Потому что потом в 5 классе и не привить, и не исправить. Уже складывается убеждение: школа – это либо да, либо нет.

Окончив школу, я бы не сказал, что я прямо мечтал быть учителем. Хотя уже в 11 классе, пойдя на подготовительные курсы, я понимал, что я пойду в педагогическую специальность. Но именно что я хочу быть учителем начальной школы, я не думал. А поскольку в колледже, в котором я учился, была смежная специальность "учитель английского языка" с "учителем начальных классов", пришлось вроде как бы это совмещать. Поэтому пошел я за компанию. Но в первый раз оказавшись на практике, а это была практика внеклассных мероприятий, внеклассных часов, потом был летний лагерь и так далее, я вдруг понял, что, кажется, мне это нравится.

Отучившись в колледже 3 года, я отучился по одноступенчатой подготовке в Московском городском педагогическом университете по той же специальности. И работал я первые 4 года учителем английского языка. Мне нравилась работа, но мне всегда казалось, что чего-то мне не хватает. У меня всегда была тяга к маленьким. Мне казалось, что для них я буду полезнее. И я просил ставить меня на замены в "началку", если можно было бы. И мне всегда было интересно. Приходишь на эти пару-тройку уроков, может быть, за все это время в один и тот же класс, именно как учитель начальных классов. Во-первых, замечаешь для себя удивительные метаморфозы. Человек, который в своем предмете абсолютно пассивен, не активен, здесь рвется, и ему так нравится, что его учитель английского языка видит его как успешного в этом предмете. Это здорово.

И, вы знаете, есть какие-то стереотипы. И они сразу рушатся. Так здорово. И ты до конца года и следующего года до конца этого цикла ведения ты понимаешь: "Ничего себе. Сейчас он меня в английском удивит. Не сегодня, так завтра удивит. Точно. Такого быть не может". И я пошел на курсы, я помню, как раз которые были нужны для  учителей, которые набирали первый класс. И в конце концов я стал учителем 1 класса. Детей я сейчас не отбирал. И я их впервые увидел 1 сентября.

И у нас есть видео. Я очень благодарен своему родительскому комитету не только за то, что они у меня такие молодцы, а за то, что у нас в течение всех этих 4 лет накопился видео- и фотоархив. И я его периодически открываю, смотрю, думаю: "Ничего себе. Я уже не верю, что они такими были". И так удивительно, что многие за 4 года вообще никак не изменились совсем. А многих прямо просто не узнать.

Какие они были. Они были паровозик из вагончиков, где каждый ребенок был вагончиком. То есть я как-то постарался сделать так, чтобы этот переход дошколка/школьная жизнь был для них более мягкий и что все-таки игра продолжалась. И в течение первого года обучения я тоже старался, чтобы на уроках периодически с ними можно было поиграть.

На урок идти неготовым нельзя. Ты должен обязательно владеть материалом не только в объеме школьного учебника, а желательно еще куда-нибудь залезть, что-нибудь посмотреть, почитать, что думают в энциклопедии на эту тему, и так далее, и так далее. И собрать какую-то информацию. Потому что обязательно на уроке будет момент, когда кто-нибудь из детей задаст вопрос, который отведет меня сильно далеко от текста учебника. Учебником не прикроешься.

И если на этот вопрос ответишь "это не относится к теме нашего урока" (иногда учителя у нас так любят отвечать), то это погасит мотивацию и вряд ли ученик в следующий раз захочет вам задавать этот вопрос. Сначала один, потом второй, потом третий, потом все 30. Этого допускать нельзя. Ученики должны стремиться к познанию. Они должны быть заинтересованы. Они должны съедать вас в хорошем смысле этого слова. Все то, что вы можете дать, они все это должны от вас получить.

Конечно, я в свое дело вкладываю душу. В чем это проявляется? Почти каждый день к каждому уроку (русский, математика, окружающий мир) у меня всегда что-то заготовлено. Тем более, что математика у нас сложная, углубленная, и поэтому порой нужно какие-то сложные вещи объяснять наглядно. Это какие-то и заготовки для того, чтоб на уроке это сделать, и какие-то правила. Например, по русскому языку всегда не понимал, когда сам был маленький, почему виды разборов обозначаются цифрами. Как, например, связана цифра 4 и синтаксический разбор предложения? Прямо абсолютно ничего между этой цифрой "4", пиктограммкой, образом цифры 4 и подчеркиванием подлежащего, сказуемого и второстепенных членов вообще ничего общего. И мы разработали схемку, где рядом с этими цифрами в маленьком кругляшке у меня значок. Например, звук в квадратных скобках – символ мягкости. Звук [т’], например. Это значит, что разбор нас интересует фонетический.

Подлежащее и сказуемое в кружочке – это значит разбор синтаксический. И, вы знаете, для меня невероятное удовольствие, когда я периодически вижу и слышу, что рабочее место ребенка все увешано, говорят, вашими схемами, он ориентируется в них просто безукоризненно. Знает, где они в классе висят, пользуется ими и так далее. В пеналах я вижу эти схемки. Мне приятно. Я понимаю, что порой, для того чтобы освоить этот навык, сделать именно такую табличку, мне приходится огромный объем информации переработать и выжать его в маленькую табличку – это очень сложно. Сжатый пересказ, только очень специфичный. Поэтому мне приятно, когда я вижу, что результат моей работы есть, и не только в знаниях детей, но и вот они знают…

Ведь, понимаете, работа учителя не только в том, чтобы у детей сложился готовый набор знаний. Шаг влево, шаг вправо – и все. Они должны знать, где эти знания почерпнуть, где посмотреть, в каком справочнике и так далее. Они должны уметь работать с информацией, добывать ее самостоятельно. Поэтому эти все схемы помогают им ориентироваться. Они как стрелочки в правилах дорожного движения: влево, вправо, вперед, нельзя, можно и так далее.

Очень важно знать, что то, что ты делаешь, ты делаешь не напрасно и ты делаешь, потому что это детям нужно. Потому что иногда бывает такое, не скрою, что я в какой-то момент думаю: "Ну, не получается". Опускаются руки. И ты приходишь на урок и понимаешь, что что-то не так идет. Почему дети этого не понимают? И тогда ты открываешь, благо, есть интерактивная доска, тогда ты открываешь все свое знание практически по 3D-моделированию и продумываешь, как бы сделать так, чтобы дети поняли. И слава богу, что есть у меня и документ-камера, которая позволяет то, что я делаю руками на парламенте, транслировать на огромный экран. И таким образом я детям объяснял при измерении площади фигур палеткой. То есть на клетчатой бумаге прямо я разливал растопленный воск. Поэтому дети это все сразу видели, мы вместе считали количество квадратов, которые залили полностью. Таким образом выводили эту усредненную формулу.

Не надо ждать от интерактивной доски чего-то сверхъестественного. Вместо вас она не научит ничему. Но если умело ей пользоваться, то можно увлечь детей, превратить образование в увлекательную игру.

Поэтому, безусловно, в современный наш век тенденции наши современные и научно-технический прогресс, безусловно, конечно, в школу не первым делом доходит, но все-таки доходит. И для меня, например, это удовольствие. Удовольствие не только от того, с каким удовольствием это воспринимают дети. Когда они впервые подошли и маркером что-то на этом огромном планшете написали, то в конце уроков на этапе рефлексии мы с ними разговаривали, что получилось, что не получилось на уроке. И, как правило, все говорили: "Не получилось то, что я не вышел на доске и не пописал на ней. Это невероятное горе". Но потом я понял, что это все пройдет. Я сначала на переменах разрешал пописать. Говорил: "Только красиво что-нибудь сделайте". А потом буквально месяц все пописали, все успокоились. Стали воспринимать это как обычное средство обучения.

Не надо ждать от интерактивной доски чего-то сверхъестественного. Вместо вас она не научит ничему абсолютно. Но вам она хороший помощник. Поэтому если умело ей пользоваться, то можно увлечь детей, можно превратить образование в такую увлекательную игру на первых порах и перевести на очень высокий уровень, попутешествовать, не выходя из кабинета. Благо, сейчас есть и карты, которые позволяют ходить по городам и странам, наблюдать налево-направо панораму и так далее. И почему бы все это не демонстрировать детям? Это удовольствие.

И удовольствие для меня все эти программы осваивать и понимать, что я еще чего-то умею, а я еще могу научиться. Потому что, как правило, мне кажется, для учителей самое страшное – это когда им приходится учиться. Это самое ужасное. Потому что ты уже все знаешь. Ты уже даже учишь. Поэтому это наоборот здорово. Это здорово, когда ты садишься и понимаешь: "Ничего не знаю". И тыкаешься, мыкаешься. Благо, опять везде видеоуроки есть, либо вопрос можно задать, посмотреть. И ты что-то делаешь и понимаешь. И когда ты приходишь и дети говорят на уроке: "Вау, как красиво". И ты понимаешь: "Да, правда красиво".

Такое случается, что нужно показать детям на уроке какой-то видеофрагмент. И, безусловно, перед тем как показать его детям, я, конечно, смотрел его дома от начала до конца. И в тот момент, когда я говорю, что интересно тот или иной видеофрагмент, если в этот момент я сяду на задней парте проверять тетрадки, то получается – как же, фрагмент интересный, а учитель не смотрит. Поэтому я, конечно, и второй, и третий раз, если нужно, смотрю один и тот же фрагмент вместе с ними.

Потому что поначалу это было особенно часто. Я сажусь сзади, смотрю, мне действительно интересно. С интерактивной доской, как в кинотеатре – колонки кругом, все видно, слышно, хорошо. И в этот момент, когда я все это смотрю, я смотрю, что периодически дети, особенно мальчики (девочки увлечены), а мальчикам надо все проверить. Они же все на зуб пробуют, естественно. Они оглядываются на меня и смотрят: "А вы смотрите?". Так раз 10 пооглядывались, потом успокоились и стали доверять. Если ты говоришь детям, что это интересно, что это стоит посмотреть, ты просто обязан это посмотреть тоже. Это то, на что не обращают внимания учителя. А ведь это очень важно, потому что ведь и личность учителя тоже воспитывает.

Конечно, помощь родителей просто неоценима. То есть при условии, что информатизация внутри моего класса, я считаю, просто на высшем уровне, потому что мы общаемся и в социальных сетях, у нас там такой микромирок, там копятся все архивы, там есть материалы, которые я размещаю для детей, для родителей в помощь по объяснению какой-то темы. Мы разбираем там олимпиады. Причем, знаете, забавно, доходит до смешного, что родители говорят: "Алексей Яковлевич, я не понимаю, как там 148 получается". И вот начинаешь. Я открываю, например, PowerPoint, делаю какой-то слайд, показываю. Они такие: "А, все. Мы так и думали", - всегда звучит ответ. Но забавно. И дети тоже тренируются параллельно с этим. Это очень удобная на самом деле форма работы для любого учителя и особенно классного руководителя.

Это, во-первых, снимает нагрузку с родительского комитета. У нас нет никаких обзвонов совсем. Родители, как на работу сходить утром, так и утром, вечером, днем зайти обязательно в группу, посмотреть – а что нового? Тем более, что социальные сети сейчас доступны с телефонов и требуют совсем не много времени. Чем принимать социальные сети в качестве врага, лучше сделать их своим союзником. Потому что отвергать их бессмысленно, они есть, и дети там тоже есть. Так вот, лучше, чтобы они хотя бы периодически заходили туда за делом, чем они будут там только играть. Родители всегда в курсе и всех домашних заданий, и всех проблем, и так далее, и так далее. Мне, слава богу, не надо на собрания. И вообще я вам скажу, что для меня собрания – всегда большая проблема. Просто нечего решать. Все, что было нужно, уже давно обсуждено, решено. В группе мы уже получили результаты опроса. Процентное соотношение "за" и "против", стоит – не стоит и так далее. Поэтому как-то так получается, что на родительском собрании я обычно говорю, что у нас все в порядке или нас ждут вот такие, такие, такие-то проверки. Мы, например, в 4 классе получили в общей сложности 9 проверок извне. Слава богу, спасибо ребятам, родителям, что мы эти проверки прошли очень достойно на фоне Москвы, округа и так далее.

Для меня никогда не было проблемой, как найти подход к тому или иному ребенку. Безусловно, проводя урок на всех детей, ориентируясь на всех детей, так или иначе знаешь, что в этом предмете вот этот более слабый, в этом вот этот более слабый. Ты обращаешь на них внимание. А с точки зрения поведенческого аспекта и как они себя ведут на переменах, на уроках и так далее, честно вам скажу – у меня практически не было проблем с дисциплиной. На уроках точно никогда. На переменах – может быть. Но я всегда оправдывал себя и своих детей в этом плане так. Я говорил, что я их очень загружаю на уроках. Они у меня без продыха работают по 45 минут. Поэтому когда они выходят и им хочется пробежать, например, до туалета, я их понимаю, потому что это возраст, потому что это мышцы, которые затекли. И это "сиди, молчи", вот это все. Хотя они не сидят и не молчат. У меня на уроке каждый может высказаться без проблем. Иногда я чувствую, что я потихонечку теряю контроль над уроком, если я так дам возможность каждому высказаться.

Если не наладить контакт учитель-ученик, тогда и контакт ученик-учитель не будет налажен. И все. И ты не сможешь воспитать и просто не будешь для него авторитетом.

Но многие дети подходят ко мне на переменах: "Алексей Яковлевич, вы говорили про это. А я знаю, мы с мамой были там-то, там-то". И иногда было такое, что я говорил" Вот сейчас урок начнется, ты скажешь об этом обязательно детям, потому что я об этом не знаю. Это очень интересно". Поэтому найти индивидуальный подход, безусловно, нужно. А как же? Если не наладить этот контакт учитель-ученик, тогда и контакт ученик-учитель не будет налажен. И все. И ты не сможешь воспитать и просто не будешь для него авторитетом.

Мы уже в начальной школе не вкладываем азы. Мы уже приучаем учиться. Поэтому готовимся так же серьезно, как готовились бы к поступлению в вуз. Иногда бывает такое, что тема неинтересная. Я им говорю: "Ребят, а пойдемте гулять?". Они такие: "Давайте". Я говорю: "Вы думали – я так вам скажу? Нет. Я устал не меньше, чем вы. Поэтому давайте. Осталось 34 минуты с небольшим количеством секунд". Конечно, дети – они дети. Приходится какие-то уловки, ухищрения, как-то необычно подходить. Да, все дети устают. Поэтому я им говорю, что, ребят, вам в жизни это пригодится. Сейчас надо потерпеть.

Я в течение всех лет стараюсь творчески подойти к процессу, прямо так, как будто я это делаю для себя, для своих детей. Собственно, эти дети тоже мои. Кем дети мечтают быть? Очень интересно. Ведь я задавал вопрос не только "Кем вы хотите быть?", но и "Почему?" или "Для чего?". То есть чтоб была какая-то мотивация. Вернее, доказательства. Какие черты характера нужны для этой профессии или что-то?

Дети отвечали на этот вопрос так: "Я хочу быть телеведущим, потому что я хочу часто бывать в телевизоре". Уже более взрослые профессии - "юристом". Больше всего мне понравился один мальчик, который ответил: "Я хочу быть юристом, потому что Алексей Яковлевич сказал, что, видимо, у меня это получится. Я всех вокруг защищаю". Очень приятно, что там фигурирует мое имя-отчество.

Кем еще дети хотят быть? Дети хотят быть спортсменами. То есть, вы знаете, нет какой-то определенной привязки к тому, какие профессии сейчас востребованы. Хотя, безусловно, юрист и прочие профессии будут нужны всегда. Я, например, с сожалением для себя отметил, что никто не хочет быть учителем. Даже не знаю, почему. Наверное, я слишком много переживаний своих по поводу конкурса и так далее, много своей работы, и, может быть, даже по поводу семьи какие-то страхи и переживания. Я порой с ними разговаривал на эту тему. Потому что даже есть такой прием Маугли: "Я такой же, как и вы. У меня тоже в детстве были такие же проблемы, как у вас. Поэтому я вас хорошо понимаю". Это позволяет не отдалить себя от детей, а именно стать с ними на равных. И, наверное, именно поэтому у них сложилось такое мнение, что работа очень сложная. Но я могу с этим только согласиться: работа действительно очень сложная. Но если она идет по душе, если она идет в кайф, то потраченного на это времени ты не замечаешь.

Как, знаете, мне недавно сказали: "Через время забудется цель, забудутся усилия, забудется головная боль, связанная с достижением цели. Останется только результат". И во имя этого результата каждый день с удовольствием иду на работу.

Но, я, конечно, амбициозный. Не всегда у меня на это хватает сил, желания и времени. Но в принципе желание сделать что-то необычное, добиться во мне, конечно, есть. И мы как-то с женой спорили. Я говорю: "Слушай, а как вообще люди попадают на конкурс "Учитель года"? Мне просто интересно". И она смотрела и мне что-то в первый год сказала: "Ты знаешь, там надо окружной, городской тур пройти, чего-то еще". И я думаю: "Дай-ка я в следующем году попробую". И когда я оказался в 3 туре уже в Паведниках в филиале Дома учителя, и когда пошел 3 тур, непосредственно очный тур, где нужно было показать мастер-класс, и тут я понял: мне безумно нравится то, что я сейчас делаю, не потому что я молодец, а потому что люди вокруг делают, горят идеями. Мы друг от друга подпитываемся. И получается невероятный обмен опытом. И не было соперничества, что меня удивило. Не было желания подсыпать кому-то что-то и так далее. То есть абсолютно было все в обстановке дружбы, совместного творчества и так далее. Все друг за друга переживали. И когда меня объявили лауреатом, я почувствовал: "Ну ничего себе. Я, работая здесь, оказывается, все это сделал не напрасно". То есть все эти наработки – это все мне правда пригодилось. А я думал: "Куда я это все делаю? В мешок, все в стол. Кому это нужно? Сейчас эти дети выпустятся, и все. И кому, и зачем? Потому что делалось под них. Другой класс будет – другой. Программы могут быть другие. И чего? А где?". А оказывается – хоп. А это все не только функционально здесь, но и красиво там.

И когда объявили меня победителем, я, конечно, честно сказать, просто не поверил. Я просто не поверил. А потом на всероссийском конкурсе, конечно, уже было колоссальное чувство ответственности за наш город. Город наш инновационный в плане образования. Я, конечно, почувствовал, что за мной весь город, и мне от этого стало немного не по себе.

Но надеюсь, что я на конкурсе не показал этого. Хотя внутри было, конечно, мне очень страшно. И когда я попал в 15 лауреатов, я понял, что ура, вот еще один барьер, еще один рубеж – и я встречусь с Путиным. У меня была мечта. Потому что мы как раз с дочкой проходили геральдику, символику и так далее. И фотография папы и президента – это была та самая вишенка на тортик, которой очень не хватало. Конечно, безусловно, я сейчас вспоминаю, вообще не понимаю, вообще со мной это было или нет. Это я туда поехал или не я. И от мысли, что это за конкурс, до того, чтоб стать учителем года Москвы, прошло слишком мало, на мой взгляд, времени. И, отвечая на вопрос "Нужно ли, стоит ли?", вы знаете, точно не для того, чтобы засветиться. Однозначно миссия, цель должна быть другой.

Я, например, шел за ответом "А то ли я делал?". Ответ я получил: "Делал я то". Мне очень приятно. Мне приятно именно потому, что я не ошибся, что именно эти все наработки, все то, что я сделал, действительно люди оценили. И до сих пор через обратную связь на сайте мне пишут: "Мы у вас взяли это, воспользовались этим. Мой муж в восторге от того, как у вас сделан сайт". Вы знаете, это невероятно приятно для учителя, для конкурсанта. "Мы хотим у вас учиться". Это очень приятно.

Другие друзья, уважаемые ребята, родители, бабушки, дедушки, я сердечно поздравляю вас всех с 1 сентября. Я понимаю, что это новый виток в вашей жизни. Для кого-то это, может быть, последний учебный год. Для кого-то это, может быть, первый учебный год. Не бойтесь. Тянитесь к знаниям. Все у вас будет хорошо. А своим ребятам, которые переходят в 5 класс, я хочу пожелать не растерять того тепла, которое мы сохранили в классе, а также не растерять тягу и любовь к знаниям. Пусть у вас все будет хорошо.