Галина Аксёнова: Я как врач считаю, что фармацевт не должен предлагать аналог

Гости
Галина Аксёнова
врач-терапевт, клиника «Атлас»

Анастасия Семенова: С нами на связи эксперт Галина Аксенова, врач-терапевт. Галина, здравствуйте.

Галина Аксенова: Доброе утро.

Анастасия Семенова: Доброе утро.

Галина, сразу такой вопрос. К вам наверняка приходят пациенты, которые говорят: «Доктор, лекарство пью, а лучше не становится». Признак ли, что попался вам некачественный препарат?

Галина Аксенова: Ну конечно, такие пациенты бывают, и практически ежедневно, вне зависимости от того, с каким заболеванием мы работаем. Иногда, да, это является признаком того, что препарат просто-напросто некачественный, особенно когда я четко знаю, что назначенное лекарство должно помочь в 100% случаев, во всяком случае облегчить состояние пациента, а оно не облегчается. Приходится искать либо комбинацию других препаратов, либо вообще другой препарат, который бы на данный конкретный симптом влиял. Да, бывают такие случаи.

Антон Липовский: Бывает, что просто не попадает.

А вот сообщение из Башкортостана: «Как-то выпил таблетку, сульфадиметоксин, и чуть не умер, отек Квинке был и лихорадка с температурой 39». Здесь конкретно речь идет в такой ситуации об индивидуальной непереносимости, или это действительно препарат мог так повлиять?

Галина Аксенова: Дело в том, что в данном случае речь идет об антибиотиках. На некоторые группы антибиотиков действительно часто бывают аллергические реакции, вплоть до отека Квинке как наиболее тяжелой реакции организма. Скорее всего, все-таки это индивидуальная реакция пациента. Это вовсе не означает, что на остальные антибиотики будет точно такая же реакция.

Доктор должен записать название препарата, на который реакция была, и больше препараты из такой группы пациенту не назначать. То есть пациенту важно сообщить доктору, что «я выпил такое-то лекарство», назвать его название и сказать о том, какая была реакция. Врач уже дальше будет на это реагировать и подобные препараты ему не назначать.

В данном случае я бы не сказала, что человек принял подделку и поэтому получил вот такие вот неприятные симптомы.

Антон Липовский: Спасибо.

Анастасия Семенова: Да, вот у нас в опросе женщина, которую спрашивали в Чебоксарах, если не ошибаюсь, – она сказала, что доктор прописал ей лекарство, она пришла в аптеку, этого лекарства не оказалось, и фармацевт предложил аналог. Она выпила аналог, у нее тоже начался отек Квинке.

Фармацевт имеет право предлагать аналог, или все-таки врач должен выписать, каким лекарством можно заместить, если нет, например, или что-то подешевле?

Галина Аксенова: Честно говоря, с точки зрения законодательства я не готова ответить на этот вопрос. Но считаю как врач, что нет, фармацевт не должен предлагать аналог.

Точно так же бывает, поверьте, и со мной: я прихожу в аптеку и прошу какой-то определенный препарат, мне предлагают другой, говоря о том, что это то же самое. Поверьте, далеко не всегда это так, потому что может быть то же самое действующее вещество указано на упаковке, но количество этого действующего вещества будет сильно отличаться от того, что вам прописал доктор. Тогда в данном конкретном случае ответственность надо перекладывать уже не на врача, который назначил это лекарство, а на фармацевта, который предложил, и, собственно говоря, на пациента, который взял и купил совершенно не то, что ему рекомендует доктор.

В большинстве случае все-таки врачи когда выписывают те или иные препараты, человеку говорят: «Если не будет (условно скажем) препарата «Ромашка», возьмите препарат «Ромашка-1»». Но только или одно, или другое, но никакие другие аналоги или какие-то еще варианты, которые вам предложат сосед, фармацевт и т. д. и т. п. Поэтому я все-таки думаю, что ориентироваться надо на слова доктора.

Антон Липовский: То есть, получается, вообще...

Анастасия Семенова: Получается, мнения разделились фармацевта и врача сейчас в прямом эфире.

Антон Липовский: Да, т. е. аналогам вообще лучше не доверять? То есть брать, только если совсем нет нигде оригинала?

Анастасия Семенова: То есть обратиться, позвонить, сказать: «Галина, вы мне назначили лекарство, а его нет, мне предлагают вот такой-то аналог – можно ли его принимать?» Получается так?

Антон Липовский: Да, консультироваться с врачом, или как быть?

Галина Аксенова: Получается так, да. Вот мои пациенты мне звонят или пишут, и я им с удовольствием отвечаю, что вот это можно взять... Ну то есть, прямо находясь в аптеке мне звонят. Я понимаю, не у каждого человека есть такая возможность, связываться с доктором, и все-таки, если речь не идет о том, что вот прямо в течение двух-трех минут мне нужно принять какой-то препарат, лучше все-таки посоветоваться с доктором.

Я не хочу говорить, что все фармацевты безграмотные или что-то еще, но никакой фармацевт или сотрудник аптеки, который может не являться вообще фармацевтом, провизором и т. д., не знает полностью всей картины, т. е. почему доктор назначил именно это, а ведь это основное, это самое главное.

В конце концов, почему я так, скажем, «топлю» за то, чтобы вы выполняли назначение доктора? Потому что в итоге за ваше здоровье и за то, что дальше с вами будет происходить, отвечает врач.

Анастасия Семенова: Все вопросы к вам будут, получается.

Галина Аксенова: То есть, если вы хотите, чтобы отвечала я, покупайте то, что говорю я.

Анастасия Семенова: Ну то есть я нахожусь у вас на приеме и сразу говорю: «Галина, пожалуйста, дайте мне аналог, вдруг лекарства не будет»? То есть можно пойти на опережение, чтобы вам не звонить.

Галина Аксенова: Да, конечно.

Анастасия Семенова: Или все-таки вы сами должны мне предлагать аналог? Вот тут тоже вопрос от телезрителя.

Галина Аксенова: Большинство моих коллег, которых вот я лично знаю, с кем я работаю, и я сама пациенту говорю. Допустим, ну опять же та же самая «Ромашка», и я пациента предупреждаю: может быть, этого лекарства не будет, скажем, которое сейчас мало завозится или мало производится, – тогда вы можете взять «Ромашка-1», но опять же никакое другое. То есть я обычно предлагаю варианты сразу же на приеме, но ничего другого, кроме этого.

Анастасия Семенова: Хорошо. Зрители спрашивают, есть ли лекарство (это чуть другая тема, но вот не можем не спросить) от Паркинсона?

Галина Аксенова: Конечно, существуют такие лекарства. Это определенная группа препаратов или иногда сочетание препаратов. Я по понятным причинам называть их сейчас в прямом эфире не буду. С такой патологией работают неврологи. Лекарства есть, эффективные. Кроме лекарств, конечно, требуется и другая терапия, но они есть.

Анастасия Семенова: Спасибо большое!

Антон Липовский: Спасибо, Галина, огромное! Галина Аксенова, врач-терапевт.

«Лекарство пью, а лучше не становится…». Является это признаком некачественного препарата? Обсудим с врачом-терапевтом Галиной Аксёновой