Юрий Грымов: Я пытался сделать так, чтобы город Орёл был литературной столицей России

Дарья Шулик: Здравствуйте, Юрий!

Максим Митченков: Здравствуйте!

Юрий Грымов: Здравствуйте!

Дарья Шулик: Юрий, в 1998 году вы экранизировали историю про немого Герасима и Муму. Почему в это время, 98-й год, вы решили обратиться к творчеству Тургенева?

Юрий Грымов: Мне тогда показалось, что то, что снимали рядом, я напомню, что снимали, помните, какие-то кошмары – там бандиты сплошные были, рэкет, весь какой-то кошмар, «Упыри» – это название картины.

Максим Митченков: Про эти самые 90-е.

Юрий Грымов: Да, какие-то жёсткие такие вещи. И мне показалось, что разговор о любви, об одиночестве очень важен, и, конечно, сам по себе Тургенев, мне кажется, был немножко забыт. Я задал себе вопрос: «Почему вдруг произведение «Муму» ушло в фольклор?». Я имею в виду песни, шутки, анекдоты – там же всё это существовало.

Максим Митченков: Да.

Юрий Грымов: И мне было интересно рассказать эту историю, мы её рассказали, и я был очень рад, это был мой дебют, потом была масса картин. А сегодня – театр «Модернъ», который я возглавляю, и мне всё это нравится.

Максим Митченков: Интересно, а сейчас, как вы считаете, актуально сейчас произведение? Если тогда про Тургенева забыли немного, сейчас как обстоят дела?

Юрий Грымов: Понимаете, я думаю, это актуально всегда, вопрос: что вы ищите? Если вы под словом «современное», вы лично, понимаете, что это – та одежда, которую вы носите, то вам, наверно, не надо.

Максим Митченков: Нет, я не про одежду, я как раз про принципы, про людей, которых он там раскрывал.

Юрий Грымов: Во-первых, я в фильме «Му-му» поднял вопрос одиночества.

Максим Митченков: Да.

Юрий Грымов: Что такое одиночество? Что такое одинокий человек? Герасим – одинокий человек, барыня – одинокий человек, потому что барыня – это мать Тургенева.

Максим Митченков: Да.

Юрий Грымов: И он описывал: женщина была своенравная очень.

Максим Митченков: Деспотичная даже.

Юрий Грымов: Я думаю, что деспотичная – это преувеличено, своенравная, то есть человек был с характером, и отношения с противоположном полом у неё были очень серьёзные и жёсткие. И мне показалось, это надо рассказать, потому что я по-другому воспринимал, и мне преподавали в школе «Муму» совсем по-другому, совсем по-другому. И когда я увидел реальные фотографии дворника Андрея, у меня всё встало на свои места. Поверьте, люди с такой внешностью, как сейчас говорят, с такой харизмой, двор не метут.

Дарья Шулик: Юрий, вы снимали «Му-му» в Подмосковье в Рузе и, насколько я знаю, во время съёмок жили в пансионате, и вы рассказывали, что там был ларёк, в котором единственная книга, которая продавалась, – это был том Тургенева.

Юрий Грымов: Да.

Дарья Шулик: А были ли ещё какие-то такие полумистические истории во время съёмки этого фильма?

Юрий Грымов: На самом деле такого было достаточно много как всегда. В картине есть момент, я придумал, что когда Герасим протестует, я решил побрить наголо артиста Сашу Балуева, в виде протеста, он же не мог говорить, как ему сказать, что он против? Сбрить с себя шевелюру, бороду.

Дарья Шулик: То есть внешне это показать.

Юрий Грымов: Да. внешне показать. И я подумал, что было бы хорошо, если б была плохая погода, но мы снимали с начала сентября, листья уже были жёлтые, но именно на этот дубль, и в картине это есть, пошёл снег. Это не наш снег, это не киношные снег, вот хлопья снега, то, что падают, когда Герасим выходит обритый наголо, и идёт снег реальный.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «МУ-МУ»

Максим Митченков: То есть прямо знаки были? И с этой книгой. Или вы к этому не относите?

Юрий Грымов: Я – человек православный, к этому отношусь с улыбкой и вам советую.

Дарья Шулик: А Людмила Максакова сразу согласилась играть?

Юрий Грымов: Да.

Дарья Шулик: Насколько я знаю, с ней тоже там интересная была история во время съёмок.

Юрий Грымов: Изначально я общался с Гурченко, но, если честно, я рад, что всё-таки потом снялась Людмила Максакова, мы с ней до сих пор дружим и много было интересных вещей. Опять-таки там есть один кадр, когда барыня говорит правду глухонемому про своё одиночество, про то, что она одна, и я там придумал сцену, когда вот такой столик маленький и на нём салфеточка, какие-то подсвечники стоят и так далее, и она говорит, что это всё внешнее не имеет значение – богатство и так далее, когда в душе одиноко и холодно. И она вот так сдёргивает салфеточку, у неё такие были приклеенные букли, я подумал: «Как бы было хорошо, чтобы свечка подожгла ей…».

Максим Митченков: Волосы.

Юрий Грымов: Волос чуть-чуть. Но я об этом не сказал, естественно, но я же о этом подумал, и я этого хотел. И когда я стаскиваю салфеточку, падает подсвечник и перебил ей переносицу. Вот та кровь, которая постоянно появляется у Максаковой на переносице, она её вытирает, но она появляется опять, – это не киношная кровь. Максакова не остановилась, потом я подошёл к ней, обнял, говорю: «Люда, а как?..». Она говорит: «Ну команды «Стоп» не было». Это старая школа.

Максим Митченков: Да-да.

Юрий Грымов: Потом мы, знаете, смешно сделали, когда мы уже отсняли этот съёмочный день, и она ехала в «Рузу» – в пансионат, то мы специально её везли дальше, чтобы успеть купить цветы, и она приехала в номера, и там был номер в цветах.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «МУ-МУ»

Дарья Шулик: Юрий, вы участвовали в подготовке к 200-летию Тургенева и наверняка очень детально изучали его биографию.

Юрий Грымов: Да.

Дарья Шулик: Есть ли что-то, что вас поразило в этой биографии или удивило, чего, например, не знает общественность?

Юрий Грымов: Во-первых, общественность мало знает, а я очень хотел, чтобы вы узнали, что в городе Орёл – прекрасный Музей Тургенева. Вообще, если вдуматься, я пытался сделать так, чтобы город Орёл был литературной столицей России. В Орле родились Тургенев, Бунин, Фет, Лесков – как вам?

Максим Митченков: Тургенев сейчас подходит для молодых?

Юрий Грымов: Тургенев, по-моему, до сих пор в школьной программе.

Максим Митченков: Да.

Юрий Грымов: И это очень сильно зависит от педагогов, как они это преподносят. Можно преподнеси так, что это будет скучно и нудно, понимаете, неинтересно, а если кто-нибудь скажет: «Вот гений», – что такое гений поэта, гений писателя? Вот мы с вами можем сейчас взять 3 слова и их соединить, а не получится. А кто-то соединил 3 слова, которые были отдельно: «Гений чистой красоты».

Дарья Шулик: И это прекрасно.

Юрий Грымов: Просто 3 слова вместе – и всё работает. Вопрос же, как этому подойти, и литература, и искусство. На самом деле, когда говорят, что там уроки патриотизма и так далее, да, безусловно, нужно рассуждать о России, о Родине, где ты родился, но литература, рисование и история – это и есть уроки патриотизма, я так считаю, а не отдельный урок.

Максим Митченков: И Тургенев – один из таких представителей.

Юрий Грымов: Один из ярких представителей и он западник, он всё-таки исповедовал западную культуру.

Максим Митченков: Да-да-да.

Юрий Грымов: Но так же, как и я в том числе: чем ты старше становишься, тем по-другому ты относишься к России. Вот Тургенев так же.

Максим Митченков: Спасибо вам за это интервью!

Дарья Шулик: Спасибо!

Юрий Грымов: Спасибо!

ФРАГМЕНТ Х/Ф «МУ-МУ»