Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Александр Шилов: Я пишу и отрицательных типажей, и тоже с большим удовольствием

Ангелина Грохольская: Врачи, артисты, монахи, брошенные старики и герои войны – образы самых разных людей находят отражение в творчестве народного художника СССР, строго говоря, "живого классика" Александра Шилова. "История в лицах", "абсолютный срез общества" – так пишут о его коллекциях. Нам стало интересно, а с какими образами у Александра Максовича ассоциируется 2016 год, и пригласили его в студию.

Итак, в студии "Большой страны" – Александр Шилов. Александр Максович, здравствуйте.

Александр Шилов: Здравствуйте, Ангелина.

А.Г.: Очень приятно снова видеть вас здесь у нас.

А.Ш.: Мне ваш канал больше всех нравится, очень нравится.

А.Г.: Принимаем комплимент, спасибо.

А.Ш.: Поэтому для меня честь и радость – прийти к вам.

А.Г.: До Нового года осталось всего две недели, пора подводить итоги. Каким для вас был этот год?

А.Ш.: Самое разное, смотря о чем говорить. Но если имеете в виду работы, которые я в очередной раз передал стране, Москве… А я передал уже безвозмездно почти 1 300 работ живописи и графики. В общем-то, вся галерея построена на том, что там выставлены те работы, которые уже мне не принадлежат, а принадлежат нашей стране, людям.

Я выставил в этот раз работу, например, по просьбе митрополита Ювеналия. Я написал монахиню-схимницу, которой 45 лет, безвыездно живет в Новодевичьем монастыре. Очень милая и приятная женщина, очень. Я ее писал с большим удовольствием. И ее ко мне привозили, потому что в мастерской писать удобнее. У нас, как вам сказать, произошло такое родство от сердца к сердцу, мы с ней как-то очень сблизились, подружились. И недавно она с настоятельницей матушкой Маргаритой и с другими монахинями приезжали в галерею посмотреть, как она висит, вернее – ее портрет.

А.Г.: Понятно.

А.Ш.: Затем я сделал портрет такого ведущего Якубовича. Мы с ним давно знакомы, да.

Сделал я еще портрет женский, а потом сделал картину пастелью. Это очень трудоемкая техника старинная, мелками, там уже кисть не употребляется. "Обнаженная". Давно начал эту картину писать, а потом решил к ней вернуться и наконец закончил. Каждый раз, когда пастелью заканчиваю работу, думаю: как у меня хватило терпения? Это техника красивая, если ей, конечно, овладеть. А овладеть ей очень и очень трудно. Она уже существует среди художников, ну, лет 500–600, не меньше. Например, если вы помните, знаменитая "Шоколадница" в Дрезденской галерее – это сделано пастелью так, что шатает от мастерства.

А.Г.: Невероятно!

А.Ш.: И потом, конечно, пастелью можно по-разному. Можно просто штрихами – это одна ситуация. А если писать так, что скрыть следы мастерства, средства, которыми я делаю, чтобы эти мелки превратить в жизнь, одухотворить их, чтобы мелки стали материальные (то есть, предположим, шелк, бархат, нежное тело, волосы и так далее), чтобы вы, подходя к картине, не видели, как это сделано. С моей точки зрения и с точки зрения великих древних мастеров, перед которыми я преклоняюсь и пытаюсь идти, конечно, по этому пути. Именно так было – превратить краску в жизнь, заключенную в раму.

Затем я еще сделал несколько пейзажей, натюрморт. Короче говоря, говорить о работах трудно, надо прийти и посмотреть в галерее.

А.Г.: Это самое главное, да.

А.Ш.: Помимо этого, чем еще наша галерея занимается? У нас дважды в галерее был Путин Владимир Владимирович. И первое, что он делает, даже ему это интересно по роду своей профессии: он посещает зал боевой славы, где у меня представлена большая серия разведчиков, контрразведчиков, писателей, деятелей церкви, которые были пулеметчиками во время войны. И артисты известные: Бондарчук, предположим, Матвеев, Этуш, Розов и так далее. Все те, кто воевал, по-настоящему воевали. Я давно пишу их, еще со студенческой скамьи. Когда учился в Суриковском институте, началась у меня серия этих великих людей, перед которыми я преклоняюсь, с Водопьянова, полярного летчика.

А.Г.: Галерея героев.

А.Ш.: Да. И когда Путин пришел второй раз, он говорит: "В год 70-летия хорошо бы эти работы этих великих людей провезти по городам-героям и боевой славы". И мы уже путешествуем два года, посетили много городов, в том числе и Севастополь, и Тулу, и Курск, и так далее. И 14-го открывается выставка в Мурманске, это 17-й город будет.

А.Г.: Мне очень приятно, это моя родина.

А.Ш.: Да?

А.Г.: Как повезло мурманчанам.

А.Ш.: А перед этим была выставка в Архангельске. Помимо всего прочего, у нас еще проходят такие концерты под названием "Звезды классического искусства в гостях у Галереи Шилова". У нас выступала Елена Образцова, она даже мастер-классы проводила, и Кобзон, и Пахмутова, и Добронравов, Моторин, солист Большого театра, Светлана Безродная очень часто выступает, Игорь Бутман, Гафт читал стихи, Козаков и так далее.

А.Г.: Ваша галерея уже стала таким эпицентром искусства, центром притяжения людей культуры.

А.Ш.: Да. У нас концерты эти проходят, и всегда полный аншлаг и так далее. Затем мы делаем "Патриотические вечера". Предположим, я написал ветерана войны, и обязательно приглашаем слушателей академии, Голицынской академии ФСБ. А у меня такое поручение от Общественного совета: проводить их по этим залам боевой славы, им читают экскурсию и так далее. И на подвигах великих защитников Отечества они растут в патриотическом плане.

А.Г.: Александр, мы сегодня нашу беседу назвали как "Образы года". Нам очень интересен ваш художественный взгляд, взгляд мастера, взгляд творца на события 2016-го. С какими образами, с какими людьми, может быть, он ассоциируется, уже год уходящий?

А.Ш.: Например, я рад, что в этом году по просьбе руководства Академии ФСБ я написал портрет великого разведчика Евтодьева Ивана Павловича. Мы с ним тоже подружились. И этот портрет теперь тоже путешествует с нами. Уникальный человек! Вообще разведчики, контрразведчики – ведь это люди, которые держат на плаву всю нашу Родину. И они приблизили конец войны, а значит – уменьшили количество жертв. И кроме преклонения, ничего не может быть. И я думаю, так большинство подавляющее людей к ним так и относится. Уникальные просто люди, но которые держат язык за зубами, несмотря на свои великие подвиги.

А.Г.: Как вы выбираете героев для своих портретов?

А.Ш.: По-разному.

А.Г.: Вот как вы решаете: "Я этого человека буду писать, а этого – нет"?

А.Ш.: Вы знаете, писать надо тех, Ангелина, которых я чувствую сердцем. Потому что ведь что такое потрет, если говорить о портрете? При абсолютно внешнем сходстве, кого бы я ни писал, я должен выразить внутренний мир и характер этого человека, его нутро. И если художник обладает мастерством (а без мастерства садиться писать вообще бессмысленно), то тогда написать надо так картину, чтобы, подойдя к портрету, предположим, как Левицкого или Брюллова, или Энгра, Давида, с этим человеком вы могли бы как бы беседовать. Он живой сидит!

В этом же искусство – взять краски неодухотворенные и превратить их в жизнь, заключенную в раме. Вы подходите и смотрите. Ведь это же исторический жанр. По портретам сегодняшнего дня будут судить о поколении, в котором мы живем. Так же, как по полотнам прошлых великих художников, приходя в Третьяковку или в другой музей мира, в какой бы стране мы ни были, мы судим, какой был человек, какой у него был дух, нутро и так далее.

А.Г.: А у вас с вашими героями, с людьми, которых вы пишете, должны сложиться в процессе совместного творчества, я бы так сказала, какие-то отношения?

А.Ш.: Не всегда складываются, потому что люди есть люди. Если человек тебе приятен нутром, как-то сразу… Знаете, вот монахиню, например, писал или Евтодьева Ивана Павловича, разведчика, или Вартаняна я писал, выдающего разведчика, – и сразу как-то вот… Или это не происходит. Мгновенно! Понимаете, какое-то должно быть такое доверие друг к другу, чтобы произошел диалог.

А.Г.: Это как любовь с первого взгляда, да? Либо есть, либо нет.

А.Ш.: Да, совершенно верно.

А.Г.: И тогда результат, наверное, уже получается?

А.Ш.: Ну, желательно, конечно. Я пишу и отрицательных типажей, и тоже с большим удовольствием. Если я его чувствую, если интересный внешний и внутренний характер – мне интересно. А если я его не чувствую, каким бы мастерством я ни обладал – бесполезно. Я сделаю мастерски работу, предположим, это само по себе, конечно, должно вызывать уважение, но он тогда, как вам сказать, не затронет сердце зрителя. А задача художника – достучаться до сердца зрителя и дать ему какую-то пищу, и отзыв услышать, нужно ли то, что ты делаешь, людям или нет. Если нет – значит, ты работаешь в корзину.

"Образы года". Творчество и патриотизм. Рассказывает народный художник СССР, мастер портрета Александр Шилов.

А.Г.: Что вас вдохновляет?

А.Ш.: Что меня вдохновляет?

А.Г.: Есть ли вообще… Или кто, может быть?

А.Ш.: Могу сказать. Я каждый раз ложусь спать… В какую бы страну я ни приехал, первое, что я делаю – бегу, конечно, в галерею. Глядя на альбомы, но лучше, конечно, на подлинники этих великих художников – это меня вдохновляет. И я благодарен судьбе! И это не какие-то красивые слова для вашего эфира прекрасного, а просто я счастлив, что у меня есть такой в сердце огонь, который, к счастью, разгорается, без которого сделать ничего нельзя.

У меня есть потребность постоянно совершенствоваться. Потому что если человек, который работает в любой области искусства, доволен сам собой, а значит не видит своих недостатков – как же он будет совершенствоваться? А у него нет желания, предположим, совершенствоваться. Вот он что-то научился делать, как врач, предположим, лечить где-то ранку здесь, то как локоть, он уже не знает. Понимаете?

А.Г.: Уже не знает, да.

А.Ш.: А для этого нужно постоянно над собой работать. А главное – чтобы был позыв совершенствоваться. Это нельзя заставить насильно, это должно быть внутри. Если этого нет, такого чувства – ложась спать, скорее бы проснуться и бежать к мольберту… Как сказал Репин: "Если хотите создать что-то хорошее сами, смотрите на самое великое". И он так делал. И все так делали. Микеланджело смотрел на Рафаэля, Рафаэль – на Леонардо да Винчи. Это не значит, что они стали похожи друг на друга, они все разные абсолютно, но они учились подходу к искусству, мастерству, всему друг у друга, не стыдясь. Понимаете?

А.Г.: Куда хотелось бы привезти, где вы еще не были ни разу?

А.Ш.: Выставку?

А.Г.: Свою коллекцию, да, свою выставку.

А.Ш.: Мне нравятся эти города средней полосы России, очень нравятся. Просто, понимаете, везти работы – это очень тяжело. Нужно заказывать машину с микроклиматом, с охраной, потому что картины – это не моя уже собственность, а государственная. Нужна страховка, а для этого нужны деньги, страховка дорого стоит. То есть нужно постоянно на эти выставки добывать деньги.

А.Г.: Как воспринимают жители Большой страны, вот в провинции? В Москве – понятно, здесь все-таки немножко другой уровень, здесь люди уже привычны.

А.Ш.: Согласен, согласен.

А.Г.: А как там? Кто приходит к вам?

А.Ш.: Во-первых, когда я туда еду, учитываю тематику моих картин, которые я везу, военную. В первую очередь я прошу руководство области, губернатора и руководство министерства культуры местного, чтобы приглашали людей, ради кого эта выставка, то есть ветеранов войны, служб безопасности, разведки, контрразведки. Понимаете, они приходят… Они часто дойти не могут. Я прошу: "Дайте автобус бесплатно, чтобы их довезти на выставку". И на выставке они очень благодарны. И ради этого стоит… Хоть и мужчины, а у них слезы появляются, потому что их вспомнили лишний раз.

Ведь Путин и сказал: "В знак благодарности за их подвиги везите свои картины туда". Потому что вообще нельзя забывать такие вещи. Тем более сейчас такая самая правильная программа, с моей точки зрения, да и не только, а и большинство с этим согласно, что президент выделил такую национальную задачу номер один – развитие патриотизма в людях, без которого, если не будет в каждом человеке (и это не какие-то помпезные я говорю фразы), страна просто погибнет. Любить свою Родину – это начало всех начал.

А.Г.: А на ваш взгляд, можно ли воспитать патриотизм? Или это должно быть с рождения?

А.Ш.: Можно, но надо это делать с пеленок, когда человек еще поперек кровати лежит. Не на жвачке воспитывать людей и банке пива, понимаете, люди превращаются в дебилов, не помнящих своего родства и ничего, а надо воспитывать их на подвигах вот тех великих людей, которых я пишу, ставить им памятники при жизни. Эти люди должны хорошо жить, должны быть в хорошем смысле всегда в поле внимания средств массовой информации, с положительной точки зрения, потому что эти люди действительно святые. Вот молятся на иконы, а с моей точки зрения, надо молиться на этих людей, которые ради Родины погибают, идут на смерть ради того, чтобы жили другие.

А.Г.: Я с вами согласна абсолютно. Александр, заглянем в год грядущий, уже не за горами 2017-й. Вы творец, вы мастер, вы художник и немного волшебник, ну, как мне кажется, потому что любой творческий человек где-то на грани волшебства, а особенно такой талантливый. Какой образ вы создали 2017 года, если бы была такая возможность? Каким он должен быть?

А.Ш.: Хотелось бы, естественно, чтобы люди жили богаче духовно, это в первую очередь, чтобы были более патриотичны, чтобы не замыкались только на материальном. Хотя я никакой не лицемер, не фарисей. Чем люди богаче живут – этому надо радоваться, но это не должно стоять во главе угла.

И надо восстановить в нашем обществе незыблемые такие величины, как порядочность, преданность, служение Отечеству – то есть вот эти все заповеди, которые делают человека Человеком. Наша разоренная и униженная страна выпрямилась в полный рост, с нами стали считаться, понимаете. Это же очень важно. От этого в каждом из нас должно быть чувство гордости, понимаете. Материальное, все это подтянется, но мы должны быть сплочены, на мой взгляд, вокруг такого великого патриота нашей страны, как Путин. Это моя личная точка зрения.

А.Г.: Спасибо вам огромное за беседу.

А.Ш.: И вам спасибо.

А.Г.: Александр Шилов, народный художник СССР, был в студии "Большой страны". 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Дарья Лебедева режиссер, основатель первой в Иваново киностудии "Наследники"
  • ГОСТИ

  • Анна Алиева директор по коммуникациям Фонда Продовольствия "Русь"
  • Виктория Крисько управляющий директор фонда продовольствия "Русь"
  • ГОСТИ

  • Анатолий Курицин глава Угличского муниципального района Ярославской области, руководитель Ассоциации малых туристских городов
  • ГОСТИ

  • Азат Фазлыев президент Торгово-промышленной палаты республики Башкортостан
  • ГОСТИ

  • Марина Волынкина руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети"
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Дарья Лебедева режиссер, основатель первой в Иваново киностудии "Наследники"
  • ГОСТИ

  • Анна Алиева директор по коммуникациям Фонда Продовольствия "Русь"
  • Виктория Крисько управляющий директор фонда продовольствия "Русь"
  • ГОСТИ

  • Анатолий Курицин глава Угличского муниципального района Ярославской области, руководитель Ассоциации малых туристских городов
  • ГОСТИ

  • Азат Фазлыев президент Торгово-промышленной палаты республики Башкортостан
  • ГОСТИ

  • Марина Волынкина руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети"
  • ГОСТИ

  • Александр Груздев Директор ФГБУ "Заповедник "Остров Врангеля" (г. Певек, ЧАО)
  • ГОСТИ

  • Марина Гордеева председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ГОСТИ

  • Кристина Станкевич психолог государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Центр "Молодежный", автор проекта "Другими глазами"
  • ГОСТИ

  • Александр Еремин председатель Российского совета ветеранов пограничной службы
  • ГОСТИ

  • Олег Блашенцев режиссер-постановщик Студенческого театра "Антракт" (г. Воронеж)
  • Показать еще
    Показать еще
    Илон Маск обратился к ООН с просьбой запретить создание роботов-убийц Его просьбу поддержали специалисты из 26 стран мира
    вчера
    В России отмечается День воздушного флота В городе Свободный Амурской области сотрудники авиабазы устроили для жителей летное шоу
    вчера
    Суд отказался арестовывать турбины Siemens Решение было вынесено 18 августа
    вчера
    20 августа по всей стране проходят митинги обманутых дольщиков Всего заявки на участие подали 12 городов
    вчера
    В Хабаровске в результате драки погиб чемпион мира по пауэрлифтингу Причиной смерти стала черепно-мозговая травма
    вчера
    Россиянин задержан на территории Украины за незаконное пересечение границы Россиянин будет привлечен к административной ответственности
    вчера
    вчера
    Скончался советник министра здравоохранения России Игорь Ланской Он занимал должность советника последние четыре года
    2 дня назад
    Минобрнауки предложило сделать экзамен по русскому языку в устной форме Ольга Васильева исключила вариант отмены единого госэкзамена
    2 дня назад
    Сергей Собянин раскритиковал идею переноса столицы из Москвы за Урал Он пошутил, что чиновников можно сослать на Урал намного дешевле
    2 дня назад
    В Свердловской области растет число пострадавших от борщевика Ежедневно в больницы обращаются десятки жителей
    2 дня назад
    В Рязанской области открылся международный фестиваль кузнечного дела Теперь поселок Истье похож на средневековую деревню
    2 дня назад
    Крымская "Массандра" заявила о повреждении 80 га виноградников в результате схода селя Более точные цифры будут известны после детального обследования
    2 дня назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments