Чемал. Самое солнечное место Алтая

В рубрике «Малые города России» – Чемал. Его очень любят туристы. Каждый год туда приезжают до восьмисот тысяч человек из разных стран. Это в 200 раз больше, чем все население Чемала. Слово – корреспонденту ОТР Дмитрию Дробышеву.

В традиционном алтайском жилище из дерева – аиле – Эркелей Бардина встречает гостей. Заплатив 200 рублей, туристы заходят внутрь. Здесь собраны одежда, головные уборы, обувь, посуда, которыми алтайцы пользовались сто и двести лет назад. Хозяйка рассказывает о кочевом образе жизни её народа, о том, что ели и пили, во что верили, как женились и отмечали праздники.

Эркелей Бардина, жительница села Чемал, представитель рода кара майман: «Приходят к нам минут на 20-30, а потом задерживаются на два часа, и на три часа. Я говорю, а вы заметили, что мы с вами уже четыре часа сидим, действительно, живая передача интересна была всегда и всем».

Отец Эркелей был зайсаном – старейшиной алтайского рода кара майман. От него она научилась и шаманским таинствам. Например, на новую луну с помощью веточек можжевельника она освящает огонь и проводит обряд очищения. У человека проясняется душа, а дурные мысли уходят.

Алтайцы уже давно не кочуют. Но почти во всем остальном, стараются сохранять традиции предков. Особую роль в их жизни занимает национальный эпос – сказания о богатырях, духах гор, рек, лесов.

Там, где река Чемал сливается с красавицей Катунью, по алтайскому поверью, находится место силы. Еще его называют воротами Сартакпая, алтайского богатыря, который пустил свою могучую стрелу и рассек скалы. Действительно, находясь здесь, ощущаешь необыкновенный прилив сил и энергии.

В Чемале предлагают сплавы по Катуни, прогулки по горным терренкурам, катание на катамаранах, лечение целебными травами. Вся местная экономика так или иначе строится на экологическом туризме.

Галина Чернега, туристка из Усть-Илимска: «Я в восторге от этого места, от этой красоты, от этого чуда природы. Я очень рада, что мои дети взяли меня с собой посмотреть на эту природу, я просто счастлива от того, что я здесь».

«Сдам дом». «Продам козье молоко». «Баня». Такие объявления встречаются повсюду. Для многих местных жителей обслуживание туристов – единственная возможность заработка. Наиболее предприимчивые и радушные за летний сезон зарабатывают до трехсот тысяч рублей. Эта семья из Новосибирска останавливается все время у одной и той же хозяйки.

Максим Вещенков, турист из Новосибирска: «Приезжаешь сюда как к себе на дачу, здесь тихо спокойно, люди адекватные, хозяйка хорошая, не первый год сюда ездим, нам здесь нравится».

Частники в Чемале конкурируют с десятками санаториев, пансионатов, домов отдыха и туристических баз. Наталья Воробьева – директор одной из таких турбаз. Всю жизнь проработала военным хирургом в Томске. Впервые попала на Алтай уже перед выходом на пенсию. И поняла: это как раз то место, куда она хотела бы переехать. Наталья Владимировна говорит - когда ей предложили вакансию директора строящейся турбазы в Чемале, она согласилась, почти не раздумывая.

Наталья Воробьева, директор туристичекой базы: «Микроклимат Чемальского района притягивает очень сильно, потому что скопление растительности, которое здесь есть, удивительный воздух от Катуни, это всё в совокупности дает, да просто однажды побывав здесь, второй раз точно не будешь о другом думать».

За 10 лет работы директором, ей удалось превратить новую, никому не известную турбазу в популярное место отдыха. В планах – создать здесь оздоровительный центр, где будут активно использовать основные природные дары Алтая – травы, мед, пантовые ванны.

Наталья воробьева, директор туристичекой базы: «К нам едут со всей страны и из-за рубежа. В прошлом году было очень много французов, в этом году поехали поляки, болгары, очень много, а Россия – от Калининграда до Камчатки».

Художница Дарья Головань – тоже приезжая. Она перебралась сюда с семьей из Украины 20 лет назад. Построила усадьбу, открыла сад и картинную галерею. Дарья расписывает речные камни, кедровые спилы, но больше всего любит рисовать акварелью на японском шелке. В основном, изображает пейзажи Горного Алтая.

Дарья Головань, художница: «Стоимость картин разная, потому что я очень люблю с миниатюрой работать, с более большим форматом, есть даже камешки катунские, которые я расписываю, начиная от 500 рублей и уже до более серьезных картин, которые свыше 200, 300 тысяч».

Любят туристы бывать и в саду художницы. Здесь она выращивает тигридию, сальвию, адонис, можжевельник, и много других редких растений. Экскурсия по саду и картинной галерее стоит 150 рублей.

- Даш, а как тебе удается совмещать творчество с туристическим бизнесом?

- Это сложное совмещение, я уже для себя поняла, что летом это больше уход за садом, общение с гостями, проведение мастер-классов по живописи, а зима, это когда я полностью погружаюсь в рабочий процесс, когда меня никто не отвлекает. Алтай - это все-таки сезонный туризм, поэтому я картины свои пишу в большинстве в зимнее время.

Туристический сезон в Чемале подходит к концу. Всего за лето и начало осени здесь побывали более 800 тысяч туристов, при том, что само население составляет чуть больше трех тысяч. Многие, однажды попав сюда на отдых, возвращаются потом вновь и вновь.

Чемал с алтайского переводится как «муравейник». Огромные стада овец и коз бродили на месте будущего населенного пункта. Сверху они были похожи на муравьев, оттуда и пошло название. Чемал был основан в 1842 году, когда в горной глуши, с согласия кочевников, поселились 30 крестьянских семей из Смоленской волости.