Куда летим? Откроются ли популярные турнаправления для россиян

Гости
Роман Гусаров
главный редактор портала AVIA.RU
Ирина Тюрина
пресс-секретарь Российского союза туриндустрии

Ольга Арсланова: Лето, сезон отпусков… Есть еще надежды у некоторых россиян куда-то успеть улететь отдохнуть. Один из главных вопросов: откроется ли для нас Турция? По некоторым данным, Москва и Анкара договорились возобновить полеты уже в ближайшие дни.

Петр Кузнецов: Ранее вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что уже с 15 июля власти начнут постепенно снимать ограничения на полеты за рубеж. Авиасообщение будут возобновлять с теми странами, где заболеваемость коронавирусом составляет не более 40 случаев на 100 тысяч населения (это среднесуточный прирост числа заболевших), а показатель распространения COVID в этих странах не должен превышать 1%. Вот основные условия.

Ольга Арсланова: В Ассоциации туроператоров России рассказали, какие страны уже официально объявили о готовности принимать российских туристов. Это, помимо прочего, еще Куба, Доминикана, Мексика, Мальдивы, Хорватия, Египет и Арабские Эмираты. Эти туристические направления действительно пользуются спросом у россиян.

Ну и напомним, что авиасообщение Россия с другими странами прекратила 27 марта. Все это время мы живем без массовых полетов. Произошло это из-за пандемии коронавируса. В июне россиянам разрешили выезжать за границу для работы, учебы, лечения или для ухода за родственниками. Но отдых, отпуск в этот перечень разрешенных случаев не входит.

Петр Кузнецов: И готовы принимать – вы сами понимаете, это одно. А что нас останавливает от возможности продолжать возобновлять полеты и летать за рубеж?

Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, с нами на связи. Ирина Вадимовна, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Ирина Тюрина: Добрый день.

Ольга Арсланова: Все-таки, Ирина Вадимовна, по-прежнему много вопросов. И на правительственном уровне уже говорят о том, что границы нужно открывать, точнее – возобновлять международные полеты. При этом люди не понимают: они куда-то сейчас могут полететь отдыхать или нет? Поясните, пожалуйста.

Ирина Тюрина: Нет, не могут люди никуда лететь отдыхать сейчас. Но очень хотят.

Ольга Арсланова: Это правда.

Ирина Тюрина: И вот это шевеление, которое началось, в плане возобновления авиасообщения, оно обнадеживает, потому что до недавнего времени была полнейшая тишина. Сейчас хоть какая-то информация идет. Ключевое слово – «какая-то», потому что никакой конкретики нет.

Все списки стран, которые озвучиваются, они готовы нас принимать – это неофициальная информация. Ну, даже если бы она была официальной, вопрос (вы правильно сказали): а пустят ли нас? И вопрос в том, что Европа принимать россиян не хочет по эпидемическим соображениям. Например, Мальта принимает почти 50 стран, но России нет в этом списке. И самое печальное, что многие страны – Австрия, Великобритания, Франция, Израиль, Венгрия – возвращают ограничения, связанные с тем, что у них вспышка коронавируса. Поэтому все настолько неопределенно!

Мы просто можем единственное что делать – это надеяться и ждать официальной информации, больше ничего. А люди скупают авиабилеты. В частности, «Аэрофлот». В частности, на начало августа. Просто скупают. Причем цены достаточно высокие. Рейсы стоят в продаже, потому что «Аэрофлот» планирует с 1 августа летать. Но полетит или нет – мы не знаем.

Петр Кузнецов: Я как раз об этом хотел спросить. Понятно, что для старта нужно обеспечить глубину продаж. Я это и хотел узнать. То есть сейчас билетики-то уже можно какие-то выбирать совершенно спокойно, да? Конкретный рейс есть, осуществляется покупка. Но дальше опять смотрим на ситуацию?

Ирина Тюрина: Так более того, были случаи, когда люди покупали билеты в какие-то страны, потому что билеты в свободной продаже. Есть рейс – пожалуйста, покупайте. И даже летели. Их сажали здесь, но не принимали в стране, куда они прилетают.

Ольга Арсланова: Вот была информация, например, что Белоруссия отменила карантин для прибывающих из России. Вот как это воспринимает человек, который думает, куда бы поехать: «Ага! Значит, я могу полететь отдыхать в Белоруссию». Очень популярны белорусские санатории у россиян.

Петр Кузнецов: Нет, это еще ладно – Белоруссия. А потом, так как у Белоруссии более открыто с сообщением, уже из Минска вылететь в ту же самую Европу.

Ольга Арсланова: Можно так сделать?

Ирина Тюрина: Все это делается. Все это непросто. И все это нелегитимно. Конечно, в интернете куча всякой информации о том, как можно перейти пешком границу с Белоруссией, выйти из леса, там вас ждет такси…

Ольга Арсланова: Партизаны ждут.

Петр Кузнецов: И Лукашенко.

Ирина Тюрина: Это совершенно реально. В принципе, есть смельчаки, которые это делают, но это все нелегитимно. И наши пограничники могут не выпустить вас в Белоруссию. Впустят обратно с удовольствием, потому что вы гражданин России. Допустим, Белоруссия впускает россиян, но нашей стороне границы не выпускают. Но тоже, знаете, сегодня есть там будка пограничная, есть кто-то в будке, а завтра нет. То есть так можно попасть! Короче, это в любом случае приключение, в любом случае это не массовый туризм.

Ольга Арсланова: На любителя приключений. Получается, что россиянам остается отдыхать внутри страны. Какие здесь направления сейчас открыты? И какие ограничения есть?

Ирина Тюрина: Ну, открыты Сочи, Крым. Вообще Краснодарский край и Крым открыты и, в общем, по большому счету, уже забиты, но не настолько, чтобы прямо… Вот все говорят: «Уже столько народу, столько народу!» Много народу, но, например, не на всех курортах. В каких-то действительно яблоку негде упасть, а в каких-то еще есть места.

Как ни странно (хотя ничего странного), разобраны в первую очередь дорогие объекты размещения, потому что народ, который не смог выехать за границу и вынужденно, скажем так, для себя решил отдыхать на наших курортах, он выбирает, конечно, уровень размещения, к которому привык и который может себе позволить. А в дешевых объектах еще места есть.

Не все регионы, далеко не все открылись. Это с одной стороны. А с другой стороны, стоят чартеры и на Хакасию, на Алтай… Куда еще? В Калининград. То есть с помощью властей российских этот шанс максимально используется для того, чтобы как-то продвинуть отдых в России, в том числе и не морской. Я имею в виду Хакасию, Алтай и так далее, чисто познавательный. То есть, да, это движение сейчас есть. Во что оно выльется потом, когда люди побывают в том или ином регионе, посмотрят, как там с инфраструктурой и так далее – это мы узнаем потом.

Но то, что народ ждет открытия границ, чтобы полететь в любимую Турцию, где просто все налажено максимально, поток туристов и так далее, – это однозначно.

Петр Кузнецов: Ирина Вадимовна, еще к загранице вернемся, если позволите. Насколько мы понимаем, сейчас уже есть определенные категории россиян, которым разрешено вылетать за рубеж: для работы, для учебы, для лечения, для ухода за родственниками. Вот скажите, а что такое «уехать для лечения»? Например, может ли россиянин оформить каким-то образом направление для лечения, а сам отдохнуть? Или здесь все строго и четко регламентируется, отслеживается, куча справок и подтверждений с той стороны, что он летит именно лечиться, именно ухаживать за родственниками?

Ирина Тюрина: Вы же знаете прекрасно, что у нас все что угодно можно организовать. И уже есть предложения по оформлению нужных документов, для того чтобы вы могли выехать якобы на лечение в какую-то страну. То есть для пересечения границы необходимы документы. В принципе, такие документы предлагают за деньги, за 300 долларов. Насколько это работает в реальности – трудно сказать. Но те, кто предлагают, они уверяют, что это практически легальный способ пересечения границы.

Петр Кузнецов: Типа лечебного тура.

Ирина Тюрина: Да. Ну, кто-то, наверное, рискнет, конечно. Более того, есть даже случаи, когда люди бронируют… допустим, хотят через Белоруссию лететь в Турцию. А из Минска летают рейсы совершенно реально в Турцию с туристами. Так вот, россиянам бронируют санатории в Белоруссии (я вам сейчас просто нелегальный способ рассказываю), они на основании этой брони переезжают в Минск, но в санаторий не едут, а дальше садятся в самолет и летят отдыхать в Турцию. Вот и все. То есть русский человек всегда найдет…

Петр Кузнецов: Вот почему так много сейчас задержаний в Белоруссии.

Ирина Тюрина: Что вы говорите?

Петр Кузнецов: Вот почему столько задержаний сейчас в Белоруссии. Приходят сообщения каждый день. Понятно. Ну, это так, знаете, чтобы смягчить на самом деле этот режим ожидания, когда же все-таки откроют заграницу. Вот видите, пока определенной информации нет даже у Ирины Тюриной, пресс-секретаря Российского союза туриндустрии. Ждем вместе. Спасибо вам огромное.

Ольга Арсланова: Спасибо за разъяснения.

А мы продолжаем. У нас на связи Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. Роман Владимирович, приветствуем вас в эфире.

Роман Гусаров: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста. Мы сейчас только что из беседы с Ириной Тюриной узнали, что авиакомпании продают билеты, хотя сами прекрасно понимают, что полететь никуда нельзя. Это вообще законно? Зачем они это делают?

Роман Гусаров: Ну, здесь присутствуют два рода таких перелетов. Первое – это так называемые вывозные рейсы и рейсы, которые выполняются для транспортировки грузов. Мы знаем, что сейчас целый ряд авиакомпаний переоборудовали свои салоны пассажирские под перевозку грузов. Ну, это такое элементарное, условное переоборудование: накрывают кресла чехлами и ставят коробки прямо в пассажирские кресла. Соответственно, такие рейсы летят в направлении заграницы пустыми, а оттуда везут какие-то товары или привозят наших сограждан.

И на такой рейс в направлении той или иной страны можно купить билет. Это действительно открыто и легально продается. Единственное – надо понимать, что приобрести такой билет может только человек, у которого есть основания для въезда в ту страну. То есть либо должно быть гражданство, может быть, вид на жительство либо какие-то другие основания, чтобы вас впустили. То есть здесь вопрос не только в том, как пересечь российскую границу, придумать себе какую-то справочку, чтобы вас выпустили, но и вопрос в том, что, например, страны Евросоюза категорически не пропустят вас на свою территорию, ни одна страна, если у вас нет серьезного основания для прибытия в эту страну. Ну, в первую очередь основное – это, конечно же, гражданство или вид на жительство.

А второй вид перевозок – это сейчас продаются билеты на период после 1 августа. Поскольку официальный запрет действует до 1 августа, а далее он может быть только продлен, соответственно, авиакомпании и туроператоры имеют легальное право продавать билеты и туры на такие перелеты. Конечно же, люди их могут приобретать только на свой страх и риск. И если не будут продлены ограничения, то они смогут улететь. А если будут продлены, то придется уже дальше выяснять отношения с авиакомпанией, с турагентством и на каких-то условиях договариваться о переносе своей поездке или о возврате уплаченных денег за тур.

Ольга Арсланова: Роман, по вашим прогнозам, 1 августа будет продлен этот запрет, по вашим данным?

Роман Гусаров: Я полагаю, что даже если тотально запрет не будет… Он может быть, скорее всего, продлен и будет продлен, но при этом в отдельные страны могут быть открыты полеты. Здесь вопрос исключительно в двухсторонних отношениях и в переговорах на уровне правительства. Если правительства двух стран – России и, допустим, Турции – договорятся о том, что действительно они считают, что пребывание россиян на территории Турции безопасное, и турецкие власти дают определенные гарантии, то именно в конкретно взятую страну авиасообщение может быть открыто, пусть даже на какое-то короткое время – допустим, на август и сентябрь.

То есть я полагаю, что поскольку ситуация с эпидемией крайне непонятная, в разных странах ситуация совершенно различная, более того, и ВОЗ говорит о все-таки увеличении динамики заболевания, – это никак не вселяет в нас никакого оптимизма. И если международное авиасообщение и будет в этом году открыто, то оно будет очень фрагментарным, то есть, может быть, с какими-то отдельными странами. И то полагаю, что, может быть, ненадолго.

Петр Кузнецов: Роман, очень коротко, если можно. Зрители интересуются: «А почему такие дорогие цены на билеты, учитывая, что неизвестно, полетим или нет?»

Роман Гусаров: Вот здесь разная информация. Кто-то говорит…

Петр Кузнецов: Именно на начальном этапе, уже сразу.

Роман Гусаров: Кто говорит, что, наоборот, цены сейчас ниже, чем было в прошлом году. Кто-то говорит, что цены дорогие.

Петр Кузнецов: Ну, госпожа Тюрина, видимо, сказала – и это зацепило как раз, запомнили наши телезрители. Может быть, сами не выбирали. Вот она сказала, что цены довольно-таки высоки уже сейчас.

Роман Гусаров: Нет, средний чек полетов сейчас в России значительно ниже, чем в прошлом году. И это отдельная проблема для авиакомпаний, которые и так понесли огромные убытки. Что касается, может быть, высоких цен на отдельных направлениях – это лишь говорит о том, что там высокий спрос. А когда высокий спрос, то и цена резко взлетает – может быть, в разы даже.

Петр Кузнецов: Спасибо. Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru.

Успеем поговорить о шумных соседях напоследок, в конце этого часа.

Ольга Арсланова: Наверное, такие есть практически у каждого.

Почему покупать авиабилеты пока рисковано?